Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Задачи:
1. Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования;
2. Изучить состояние слоговой структуры у детей с ОНР;
3. Изучить особенности преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры
1.2 Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР
1.3 Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи
2.1 Методика обследования слоговой структуры
2.2 Методика развития ритмической стороны слова
2.3 Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая по логопедии.rtf

— 229.63 Кб (Скачать документ)

 

Оборудование: сюжетные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит "Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?"

 

Ребенок:

 

Я копаю

 

Я катаю

 

Я болею.

 

Я гуляю.

 

Я думаю.

 

Я падаю.

 

Я бегаю.

 

Я кидаю

 

Односложные слова из закрытого слога.

 

Упражнение "ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?"

 

Цель:1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

 

2. Развивать зрительную память и внимание.

 

Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком 5 - 6 картинок и говорит: "Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил".

 

Двухсложные слова с закрытым слогом.

 

Упражнение "ПОДУМАЙ И НАЗОВИ".

 

Цель:1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа в предложении. 2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. 3. Развивать слуховое внимание.

 

Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на машине), Олег (на самокате).

 

Ход игрового упражнения: Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: "Я буду задавать вопросы, а ты отвечать".

 

Логопед: Ребенок:

 

Едет (кто?) Едет Иван и Олег.

 

Едет (что?) Едет вагон и каток.

 

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

 

Упражнение "ОДЕНЬ КУКОЛ".

 

Цель:1.Учить проговаривать слова слоговой структуры 5-го типа.

 

2.Активизировать словарный запас по темам "Одежда", "Обувь".

 

3. Учить различать одежду и обувь по размеру.

 

Оборудование: предметные картинки: маленькая кукла Инга, большая кукла Илья; предметы кукольной одежды разного размера.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед предлагает подобрать каждой кукле одежду и обувь соответствующего размера. Затем просит ребенка вспомнить и назвать предметы, которые он подбирал.

 

Логопед: Ребенок:

 

Инге - юбку, кофту, банты, ленты, туфли.

 

Илье - пальто, кепку, майку, гольфы, тапки.

 

Двухсложные слова из закрытых слогов.

 

Упражнение "ПРЯТКИ".

 

Цель:1. Учит четко произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом "ЗА".

 

Оборудование: сюжетная картинка.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался.

 

Ребенок:

 

Зайчик за окном.

 

Медведь за кустом.

 

Индюк за углом.

 

Павлин за елкой.

 

Барбос за будкой.

 

Трёхсложные слова с закрытым слогом.

 

Упражнение " НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ".

 

Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.

 

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку.

 

Логопед, Ребенок: У кошки котенок. У коровы теленок.

 

У гусыни гусенок. У утки утенок.

 

У лося лосенок. У лисы лисенок.

 

Трёхсложные слова со стечением согласных в середине слова.

 

Упражнение "У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ".

 

Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.2.Учить составлять предложение по сюжетной картинке.3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: "У кого такой детеныш?". Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.

 

Ребенок: У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата. У тигрицы тигрята. У орлицы орлята. У галки галчата. У козы козлята. У наседки цыплята.

 

Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

 

Упражнение "ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО".

 

Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.

 

2. Учить подбирать рифмующиеся слова.3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.

 

Ты со мною не знаком?

 

Я живу на дне морском.

 

Голова и восемь ног-

 

Вот и весь я … Осьминог

 

***

 

Всех на свете он добрей,

 

Лечит он больных зверей.

 

Он известен, знаменит

 

Это доктор … Айболит.

 

Трёхсложные слова с двумя стеснениями согласных.

 

Упражнение "КОГО НЕ СТАЛО?".

 

Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.2. Развивать внимание и зрительную память.

 

Оборудование: предметные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: " Чего (кого) не стало?"

 

Ребенок: Салфетки. Комбайна. Поплавка. Конверта. Цыпленка.

 

Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова.

 

Упражнение "ЧЕГО НЕ СТАЛО?"

 

Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: лоб, рот, глаза, пес, дно, лен, ров, шов, лев, пень, день, мох, лед.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: "Чего (кого) не стало?".

 

Ребенок:

 

Лба рва рта

 

Пса льва дна

 

Пня льда мха

 

Шва глаз льна

 

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

 

Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО".

 

Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его "ласково".

 

- с суффиксом - К -

Логопед:  Ребенок:

Стена  стенка

Шляпа  шляпка

Пчела  пчелка

Блуза  блузка

Крыша  крышка

Тропа  тропка

Слеза  слезка

Штора  шторка

 

- с суффиксом - ЧК -, - ЧИК-

Брюки  брючки

Штука  штучка

Злюка  злючка

Птица  птичка.

Стул  стульчик.

Птенец  птенчик.

 

- с суффиксом -Ц -

Дверь  дверца

Блюдо  блюдце.

 

 

 

Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова

Упражнение "СКАЖИ О СЕБЕ".

 

Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени. 2.Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: парные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.

 

Логопед: Ребенок:

 

Прятал прятался.

 

Сгибал сгибался

 

Свалил свалился

 

Крутил крутился

 

Хвалил хвалился

 

Четырехсложные слова из открытых слогов.

Упражнение "СКАЖИ НАОБОРОТ".

 

Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.

 

Логопед: Ребенок:

 

Дедушка приехал, а бабушка уехала.

 

Наташа пуговицу потеряла, а Полина нашла.

 

Утром потеплело, а к вечеру похолодало.

 

Золушка трудолюбивая, а сестры ленивые.


Информация о работе Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у детей с ОНР