Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:44, курсовая работа
Задачи:
1.Изучение отечественных и зарубежных исследований, посвященных
вопросам обучения и воспитания детей с синдромом Дауна.
2.Исследование особенностей различных сторон психической деятельности ребёнка с синдромом Дауна.
ВВЕДЕНИЕ……………...………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИНДРОМА ДАУНА….……..………………5
1.1. История описания синдрома Дауна: этиология и патогенез………………5
1.2. Перспективы развития ребенка с синдромом Дауна.……...………………8
1.3. Мифы, касающиеся детей с синдромом Дауна 13
2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА….......16
2.1. Зарубежный и отечественный опыт воспитания детей с синдромом Дауна……………………..…16
2.2 Опыт проведения реабилитационных мероприятий с детьми,имеющими синдром Дауна, в условиях учреждения социальной защиты населения……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………….………………………………..29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовое исследование было посвящено проблеме обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, диагностике представленность таких детей в заведении социальной защиты - центре реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Сказка» по Краснодару.
В теоретической части исследования мы изучили отражение феномена синдрома Дауна в специальной литературе. На основе анализа данной литературы мы пришли к следующим выводам:
1. Феномен синдрома Дауна достаточно подробно изучен, но всё же таит в себе еще много загадок.
2. Накоплен некоторый опыт по воспитанию и обучению таких детей, способствующий их более легкой социальной адаптации.
Диагностировалась представленность детей с синдромом Дауна в центре реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Сказка» за 2009 год. Рассмотрены программы утвержденные центром для занятий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Выяснилось, что дети с синдромом Дауна не похожи друг на друга по степени и форме нарушения, и их обучение требует индивидуальных программ коррекционно - развивающей работы, разрабатываемых с учётом психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Нам видится следующая перспектива исследования: во первых, детально изучить специфику развития детей с синдромом Дауна; во-вторых, разработать систему практических мероприятий, осуществляемых совместно учебным коллективом педагогов и родителями таких детей, для улучшения условий обучения, воспитания и интеграции детей с синдромом Дауна в общество.
Приложение 1
(к тексту на стр 13;на 4 стр.)
Таблица 1.
Комплекс психокоррекционных упражнений для детей с болезнью Дауна
Разработано студенткой 5 курса ЧГУ, института коррекционной педагогики и специальной психологии [21].
Психологическое нарушение | Корректируемые психические функции | Психокоррекционные игры и упражнения |
Восприятия | Слуховое восприятие: -целенаправленность звуков речи; -восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов; -дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков.
Восприятие цвета: -сравнение предметов по цвету; -различение цветовых тонов через сравнение с образцом; -установление связи между цветовыми тонами и их названиями; -целенаправленное восприятие цветовых тонов и управление своим поведением.
Восприятие формы: -осязательное восприятие формы предметов; -осязательное различение сходных по форме предметов; -зрительно-осязательное восприятие основных геометрических фигур; -зрительное восприятие без осязательной и двигательной опоры; -использование зрительного образа в операции сравнения; -восприятие формы плоскостных фигур.
Восприятие величины: -зрительно-осязательное восприятие величины; -сравнение предметов по величине (протяжённости) с помощью прикладывания к образцу; - сравнение предметов по величине только на основе зрительного контроля; - выделение предметов заданной величины по образному представлению; - дифференцированное восприятие качеств величины: высоты, длины, ширины.
|
«Кто разбудил мишку?» «Что выбрал Петрушка?» «Встречайте гостей», «Бегите ко мне»
«Разноцветные ленточки» «Ищи свой дом»
«Разноцветные колечки»
«Цветовое поле», «Прыг- скок»
«Что нам привёз Мишка?» «Есть у тебя или нет?»
«Закрой окошко»
«Где твой дом?»
«Принеси и покажи»
«Геометрическое лото»
«Матрёшки»
«Разберём и соберём»
«Приходите на лужок»
«Раз-два-три-ищи!»
«Пирамидки», «Поручения» |
Восприятия | Слуховое восприятие: -целенаправленность звуков речи; -восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов; -дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков.
Восприятие цвета: -сравнение предметов по цвету; -различение цветовых тонов через сравнение с образцом; -установление связи между цветовыми тонами и их названиями; -целенаправленное восприятие цветовых тонов и управление своим поведением.
Восприятие формы: -осязательное восприятие формы предметов; -осязательное различение сходных по форме предметов; -зрительно-осязательное восприятие основных геометрических фигур; -зрительное восприятие без осязательной и двигательной опоры; -использование зрительного образа в операции сравнения; -восприятие формы плоскостных фигур.
Восприятие величины: -зрительно-осязательное восприятие величины; -сравнение предметов по величине (протяжённости) с помощью прикладывания к образцу; - сравнение предметов по величине только на основе зрительного контроля; - выделение предметов заданной величины по образному представлению; - дифференцированное восприятие качеств величины: высоты, длины, ширины.
|
«Кто разбудил мишку?» «Что выбрал Петрушка?» «Встречайте гостей», «Бегите ко мне»
«Разноцветные ленточки» «Ищи свой дом»
«Разноцветные колечки»
«Цветовое поле», «Прыг- скок»
«Что нам привёз Мишка?» «Есть у тебя или нет?»
«Закрой окошко»
«Где твой дом?»
«Принеси и покажи»
«Геометрическое лото»
«Матрёшки»
«Разберём и соберём»
«Приходите на лужок»
«Раз-два-три-ищи!»
«Пирамидки», «Поручения» |
Внимания | Развитие произвольного внимания: Удерживание в сознании условий задания и ориентация на их выполнение; Сопутствующие задачи: познавательная активность и волевое усилие; -развитие произвольного внимания. связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов; - устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность; - распределение, переключение внимания; - управление вниманием: произвольность, активизация восприятия, памяти, мышления, познавательной активности и коммуникативности. | «Раз, два, три-говори»
«Слушай хлопки»
«Отзовись, не зевай»
«Поехали» «Пальчики», «Проказы», «Будь внимателен» |
Памяти | Развитие моторно-слуховой памяти; -развитие зрительно-моторной и пространственной памяти; -развитие зрительно-моторной и кинестетической памяти; -развитие зрительной памяти; -развитие кратковременной памяти: целенаправленное запоминание и припоминание; -развитие смыслового запоминания через причинно-следственные связи; -развитие словесной памяти: осмысленное и целенаправленное запоминание слов. | «Повтори за мной» «Запомни движения», «Запомни своё место» «Нарисуй с закрытыми глазами» «Запомни свою позу» «Фигура» «Переполох» «Кто здесь прячется»
«Что достать тебе, дружок?» «Мамины помощники» |
Мышления и речи | -развитие артикуляции, интонации и коммуникативной функции речи; -упражнение в правильном произнесении, расширение и уточнение активного словаря, развитие коммуникативной функции речи; -развитие мышления, связной речи и выразительных движений; -развитие мышления и связной речи: выделение назначения предмета и обозначение его посредством слова; -мыслительные операции: сравнение систематизация, обобщение; -операции анализа, синтеза, классификации; -понимание связей и отношений между персонажами сюжетной картинки; -понимание связей, отношений и последовательности событий в сюжетных картинках; -мыслительные ассоциативные связи; -понимание скрытого смысла; -сложная аналитико-синтетическая деятельность: составление предложений, передача информации в сжатом виде, выражение мысли другими словами, придумывание заглавий, разделение информации на смысловые единицы. | «Чудесный сундучок»
«Мешочек, впусти»
«Где мы побывали, что мы повидали» «Что на картинке?» «Отгадай-ка»
«Парные картинки»
«Определи игрушку», «Лишняя игрушка» «Игрушки-артисты»
«Сочини рассказ»
«Определения» «Пословицы» Игры-упражнения |
Приложение 2
(к тексту на стр. 24; на 3 стр.)
Таблица 1
Перечень программ, используемых в ГУ СО КК «Краснодарский реабилитационный центр «Сказка» в реабилитации с детьми и подростками с ограниченными возможностями
(стандартные программы)
Наименование программы | Срок действия | Автор | Цель Задачи | Заболевание | Возраст | Методики |
«Учимся говорить» | 105 дней | Авторизованная | Цель: растормаживание речевой функции Задачи: - Активизация работы артикуляционного аппарата - Развитие фонематического слуха - Развитие речедвигательных координаций | Алалия, ДЦП, СДВГ, Аутизм, ЗПРР, ЗПР, Интеллектуальные нарушения | Дошкольный возраст | - Комплекс артикуляционной гимнастики - Комплекс пальчиковой гимнастики - Комплекс дыхательной гимнастики - Комплекс упражнений, направленный на формирование психологической базы речи: внимание, память, мыслительные операции, связанные с речью - Комплексы физкультминуток - Выработка кинетических и кинестетических программ - Выработка дифференциоровочного торможения |
«Пишем правильно» | 105 дней | Авторизованная | Цель: преодоление нарушений письменной речи
Задачи: - Формирование графических образов букв - Коррекция фонематических представлений - Накопление словаря | СДВГ, ЗПРР, ЗПР, Интеллектуальные нарушения, РДА, ДЦП, Дизартрия, Алалия | Младший школьный возраст | - Конструирование букв - Вращение букв в пространстве - Выработка дифференциоровочного торможения -Уточнение фонематических кодов родного языка - Формирование семантических полей - Формирование психологической базы речи: внимание, память - Увеличение объема речевого внимания |
Программа 1 (базовый вариант полноценного внедрения метода замещающего онтогенеза в психолого- педагогическое сопровождение детей)
Программа 2 | 105 дней
105 дней | Пивоварова Е.В.
Евлампиева М.В. Черенков М.В. Ланина Т.Н. | Цель: приближение тех или иных вариантов отклоняющегося развития к нормативному течению
Задачи: - коррекция и формирование базовых составляющих подкорковых и корковых процессов развития - коррекция когнитивных процессов - формирование произвольной саморегуляции
| СДВГ, ЗПРР, ЗПР, Интеллектуальные нарушения, РДА, ДЦП, Дизартрия, Алалия, Заикание | Дошкольный возраст (5-6 лет)
Школьный возраст (10-14 лет) | - Кинезиологические комплексы - Дыхательные комплексы - Комплексы для развития пространственных представлений - Комплекс для развития мелкой моторики - Комплекс сенсомоторных упражнений с опорой на графическую деятельность, - Комплексы когнитивных упражнений: коррекция внимания, памяти, мышления, - Комплексы темпо-ритмических упражнений - Комплекс упражнений, направленный на коррекцию интеллектуальных процессов, смыслообразующих и обобщающих функций речи |
«Дельфины» (программа 3) | 105 дней | Ланина Т.Н. | Цель: формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития, активизация коммуникации
Задачи: - синхронизация общей, тонкой и артикуляторной моторики - выработка реципрокной координации движений
| СДВГ, ЗПРР, ЗПР, Интеллектуальные нарушения, РДА, ДЦП, Дизартрия, Алалия, Заикание | Дошкольный возраст (4-7 лет)
| - Комплекс физкультминуток - Комплекс пальчиковой гимнастики - Комплекс по формированию артикуляционного праксиса и межсистемного взаимодействия - Комплекс пассивного массажа |
Программа по устранению ОНР и ФФН у детей дошкольного возраста | 105 дней | Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. | Цель: преодоление речевых нарушений у детей
Задачи: - коррекция звуковой стороны речи - коррекция грамматических категорий - развитие связной речи
| ОНР, ФФН, ЗПРР, | Дошкольный возраст (4-7 лет)
| - Комплекс пальчиковой гинастики - Комплекс артикуляционной гимнастики - Комплекс дыхательной гимнастики - Постановка и автоматизация дефектных звуков - Уточнение и формирование лексико-грамматических категорий - Комплекс заданий по развитию описательных и повествовательных рассказов |
Законы РФ о правах детей с синдромом Дауна и международный опыт
В следующих городах существуют зарегистрированные объединения родителей детей с синдромом Дауна (некоторые из них включают родителей детей-инвалидов с другими проблемами):
Барнаул, Белебей, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Новосибирск, Пермь, Ставрополь, Ярославль.
В следующих городах существуют незарегистрированные объединения родителей детей с синдромом Дауна:
Иваново, Казань, Калининград, Киров, Кострома, Краснодар, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Норильск, Омск, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тамбов, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Хасавюрт, Черкесск, Якутск.
Зарегистрированные объединения родителей существует в Минске (Белоруссия) и в Киеве (Украина).
23 октября 2001 года на коллегии Минздрава утвердили проект концепции совершенствования реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства в России, - рассказывает первый заместитель директора Российского реабилитационного центра «Детство» МЗ РФ Олег Игоревич Ефимов.- К нему привлечены три заинтересованных ведомства- министерства здравоохранения, образования и социального развития. По стране в ближайшие годы откроются реабилитационные центры, и родителям не придется вести ребенка в Москву-всю необходимую помощь они получат рядом с домом. Появилась идея организации специальных деревень, где подросшие дети с синдромом Дауна могли бы жить и работать, где вокруг них был бы мир, им самим интересный и комфортный, где никому не приходилось бы доказывать свою нормальность.
1Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «Об образовании» органы управления образованием обеспечивают «прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». При этом родители имеют право «выбирать формы обучения, образовательные учреждения» для своих детей, предусмотренное п.1ст. 52 Закона РФ «Об образовании».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………...……………………………………
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИНДРОМА ДАУНА….……..………………5
1.1. История описания синдрома Дауна: этиология и патогенез………………5
1.2. Перспективы развития ребенка с синдромом Дауна.……...………………8
1.3. Мифы, касающиеся детей с синдромом Дауна
2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА….......16
2.1. Зарубежный и отечественный опыт воспитания детей с синдромом Дауна……………………..………………………………………
2.2 Опыт проведения реабилитационных мероприятий с детьми,имеющими синдром Дауна, в условиях учреждения социальной защиты населения……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………….…………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. .Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая абилитация аномальных детей. // Дефектология. – 1998, -№3.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Владос, 1997.
3. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/ Под ред. Л.П. Носковой – М.: Педагогика, 1989.
4. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология.- 1994.-№3
5. Маллер А.Р. Воспитание ребёнка с синдромом Дауна в семье. // Дефектология. – 1986, №4.
6. Мойра Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
7. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М.: Просвещение, 1969
8. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие
для учителей и студентов дефектолог. ф-ов пед. ин-ов / Под ред. В.В.
Воронковой- М.: Школа-Пресс, 1994.
9. Основы дефектологии. Л.С. Выготский / Под ред.О.П. Панайотти- М.2003.
10. Основы дефектологии. Л.С. Выготский / Под ред.О.П. Панайотти- М.2003.
11. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно
отсталых школьников, М, 1962.
12. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна / Т.П. Медведева- М.: Монолит, 2007.
13. Рождение ребенка с синдромом Дауна. Брошюра для сотрудников родовспомогательных учреждений / М.: line Project, 2002.
14. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально психологический портрет / Под ред. Ю.И. Барашнева- М. «Триада-Х», 2007.
15. Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра) / Е.В. Поле- М.: Монолит, 2004.
16. Смирнова Л.В., Гутковская Е.Л.., Первышева Н.В. // Научно-исследовательская работа студента дефектологической специальности и ее место в учебном процессе.//учебно- методическое пособие для студентов, 2009.
17. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна и др. – М.: Педагогика, Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой– М.: Академия, 1991.
18. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой– М.: Академия, 2001.
19. Стребелева Е.А. и др. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно – развивающего обучения ребёнка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001, - №1.
20. www.uaua info/content/articles/2563.htm
21. http://www.pravimir.ru?
22. http://www/aif.ru
23. http://www.downsideup.ru
Информация о работе Обучение и воспитание детей с Синдромом Дауна