Обучение как дидактический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:56, контрольная работа

Описание

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. «Педагогика» буквально переводится с греческого как «деторождение», «детовождение». Это искусство воспитания. Предметом педагогики является процесс воспитания и обучение человека, который называется педагогическим. Только после выделения воспитания и обучения в особую функцию общества и стало зарождаться педагогическое знание. Педагогика как наука объединяет в себе знания, лежащие в основе анализа, описания, организации и прогнозирования различных путей педагогического процесса педагогических систем для развития человека и подготовки его к общественной жизни. Педагогика изучает сущность и закономерности, тенденции и перспективы развития обучения. Воспитание имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Функции воспитания как общественно – исторического процесса – это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также развитие обучаемых.

Содержание

Введение.
1. Обучение как дидактический процесс.
2. Методологические основы обучения.
3. Функции процесса обучения.
4. Методы обучения.
5. Организационные формы обучения.
6. Дидактические средства обучения.
7. Диагностика и контроль в обучении.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

контрольная педагогика.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)


Введение.

1. Обучение как дидактический процесс.

2. Методологические основы обучения.

3. Функции процесса обучения.

4. Методы обучения.

5. Организационные формы обучения.

6. Дидактические средства обучения.

7. Диагностика и контроль в обучении.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. «Педагогика» буквально переводится с греческого как «деторождение», «детовождение». Это искусство воспитания. Предметом педагогики является процесс воспитания и обучение человека, который называется педагогическим. Только после выделения воспитания и обучения в особую функцию общества и стало зарождаться педагогическое знание. Педагогика как наука  объединяет в себе знания, лежащие в основе  анализа, описания, организации и прогнозирования различных путей педагогического процесса педагогических систем для развития человека и подготовки его к общественной жизни. Педагогика изучает сущность и закономерности, тенденции и перспективы развития обучения. Воспитание имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Функции воспитания как общественно – исторического процесса – это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также развитие обучаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Дидактика - это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных форм. Дидактика как  наука имеет свой предмет. Предмет  дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Различают общую и частные дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности,  анализирует закономерности, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные  формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и решение поставленных задач. Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания. Как наука дидактика занимается разработкой проблем: для чего учить, кого учить, какие стратегии обучения наиболее эффективны, чему учить, как учить, как организовать обучение, какие необходимы средства обучения, что достигается в результате обучения, как проконтролировать и оценить результаты обучения. Процесс обучения- сложный процесс объективной действительности. Он включает в себя большое количество разнообразных связей  и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Трудно дать полное и всестороннее его определение. В Российской педагогической энциклопедии под процессом обучения понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитее личности, её образование и воспитание» Ю. К. Бабанский  считает: «Процесс обучения - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными». Более ёмкое определение данному понятию даёт И. П. Подласый «Процесс обучения – это специально организованный,  целеполагаемый  и управляемый процесс взаимодействие учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями ».  Из всего сказанного можно сделать вывод, что процесс обучения – это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие последних. Процесс обучения носит двусторонний характер. Он включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение – деятельности учащихся по усвоению знаний. Связующим звеном между ними служит содержание образования, которое опосредствует совместную деятельность.  В основе обучения лежат знания, умения и навыки, представляющие для преподавателя базовые компоненты содержания данного процесса и воспринимаемые учениками в качестве продуктов усвоения. Важнейшим элементом учения являются мотивы, т. е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. К учению побуждают множество мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Среди интеллектуально - побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Их развитию способствует высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного обучения.  

 

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Методология – (от «метод» и «логия») – учение о структуре,  логической организации,  методах и средствах деятельности. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретических и практической деятельности, а также учение об этой системе.  Существуют различные методологические подходы к объяснению сущности обучения. Из зарубежных концепций наиболее распространёнными, раскрывающими механизмы учения являются бихевиористическая и прагмотическая теории.

Бихевиористическая теория получила широкое распространение педагогической практике США и многих стран Европы. Её приверженци  рассматривают все феномены психической жизни как совокупность актов поведения.  Они отождествляют психику человека и животных, сводя всю сложную жизнедеятельность к формуле « стимул – реакция ». С их точки зрения, процесс обучения – это искусство управления стимулами с целью  возникновения или предотвращения определённых реакций, а процесс учения – совокупности реакций на стимулы и стимулирующие ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся,  т. е. обучение они  рассматривают  как выработку способности реагировать определённым образом  на определённые ситуации, а не как развитие умения действовать или думать. Таким образом, сознательная деятельность  человека в процессе обучения объясняется не психическим, а физиологическим процессом. Осознанные действия учащихся заменяются чисто рефлекторными. Отличие человека от высокоорганизованных животных бихевиористы видят в том, что на него могут влиять вторичные, словесные, стимулы, на которые также возникают ответные реакции. В отличие от бихевиористов прагматисты сводят обучение лишь  к расширению личного опыта ученика, для того чтобы он как можно лучше приспособился к существующему общественному строю.  Обучение может только способствовать проявлению заложенных в человеке от рождения возможностей. Поэтому его цель - научить ребёнка жить . А это означает приспосабливаться к окружающей среде, удовлетворять личные интересы и потребности без ориентации на социальное окружение, исходя из субъективно понимаемой пользы. В соответствии с этим  воззрением прагматисты утверждают, что обучение – это сугубо индивидуальный процесс. Ори не считают необходимым формирование систематических знаний, умений и навыков,  а следовательно, отрицают научное обоснование учебных планов и программ. Прагматисты умаляют  значение учителя в процессе обучения, отводя ему помощника, консультанта. Для них основной механизм и, соответственно, метод получения знаний, умений и навыков –         «обучения через делание», т.е. выполнение практических заданий, упражнений. Кроме бихевиоризма и прагматизма существуют и другие теории обучения. Некоторые из них отвергают как физиологические, так  и психологические основы учебного процесса, сводя его лишь к реакциям, происходящие в душе ученика. Механизм получения знаний, умений и навыков они или ни как не объясняют, или сводят к интуиции, озарению, усмотрению и т. п. Такую направленность имеет экзистенциализм и неотомизм, которые принижают роль обучения, подчиняют интеллектуальное развитие воспитание чувств. Объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, без учета взаимосвязи закономерностей. 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную,  развивающую, воспитательную, побудительною и  организационную. Они выступают комплексно, но, для того что бы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно. Образовательная функция состоит том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Знание – это понимание, сохранение в памяти  и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. В процессе обучения  научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта.  Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, они усваивают способы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач. Образовательная функция также предполагает, что обучение направлено не только на получение учащимися знаний, но и на формирование у них умений и навыков. Умение – это способность выполнять некоторые операции (действия), опираясь на правила. Или: умение – это владение способами применения знаний на практике. Навык – это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение доведения до автоматизма, высокой степени совершенства. Умения образуются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные повторения. Умения и навыки бывают обще учебные и специальные. Последние включают в себя специфические для соответствующего учебного предмета и отросли науки практические умения и навыки.  На пример по физике и химии это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии – работа с картой, масштабные измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов; по биологии – работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике – работы с логарифмической линейкой, вычислительными машинами, различного типа моделями и др. Кроме специальных, в процессе обучения учащиеся овладевают обще учебными  умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умениями работы с учебниками, справочниками, библиографическими аппаратами и т . д.  Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию. Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы.  Воспитательное воздействие в процессе обучения показывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения  между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себя гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающемся, предоставление им самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.  Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Оно осуществляется во всех направлениях:  развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально – волевой и потребностно – мотивационной области.  Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют ещё побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим  учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового. Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижения ими образовательных целей. Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения. Широко распространенными в дидактике являются также понятия « приём обучения » и « правила обучения ». Приём обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы.  В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других -  как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразием методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности. Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения. Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно – описательная модель метода. Метод обучения – категория историческая. На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялось в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовление одежды и т. д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые её усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатание появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся.  В процессе обучения органично входят такие методы,  как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения. На рубеже 19 и20 вв. важное место стал  занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методом «книжной» учебе противопоставлялись «естественные» методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место в ней отвадилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся ее литературой, в процессе которой у детей формировалось самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично – поисковые, исследовательские методы. Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отвадили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод  обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Латинское слово forma означает внешнее очертание, наружный вид, структура чего либо. По отношению к обучению понятие «форм» употребляется в двух значениях: форма обучения и форма организации обучения. Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся , времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Индивидуальная форма обучения учащихся подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия. При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками. Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связанны с местом проведения занятий. Рассмотрим какой смысл вкладывается в понятие «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Эти понятия рассматриваются как синонимы.   Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий ( урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д. ). Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Например, в основе классификации В. И. Андреева  лежит структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения. Автор выделяет следующие формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям: на теоретические, практические, трудовые, комбинированные. А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно – групповые и  индивидуально – коллективные занятия. К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение. Коллективно – групповые занятия включают : уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. Индивидуально – коллективные занятия – это творческие недели, научные недели, проекты.

Информация о работе Обучение как дидактический процесс