Обучение как дидактический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:56, контрольная работа

Описание

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. «Педагогика» буквально переводится с греческого как «деторождение», «детовождение». Это искусство воспитания. Предметом педагогики является процесс воспитания и обучение человека, который называется педагогическим. Только после выделения воспитания и обучения в особую функцию общества и стало зарождаться педагогическое знание. Педагогика как наука объединяет в себе знания, лежащие в основе анализа, описания, организации и прогнозирования различных путей педагогического процесса педагогических систем для развития человека и подготовки его к общественной жизни. Педагогика изучает сущность и закономерности, тенденции и перспективы развития обучения. Воспитание имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Функции воспитания как общественно – исторического процесса – это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также развитие обучаемых.

Содержание

Введение.
1. Обучение как дидактический процесс.
2. Методологические основы обучения.
3. Функции процесса обучения.
4. Методы обучения.
5. Организационные формы обучения.
6. Дидактические средства обучения.
7. Диагностика и контроль в обучении.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

контрольная педагогика.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами). Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений. Понятие «средство обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное и косвенное познание мира. Они, как методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции , а также служат средством побуждения , управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана, как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. д.). Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются: на визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п.  Аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п. Аудиовизуальные (зрительно -  слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т. п. Польский дидактик В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные. Простые средства: словесные (учебники и другие тексты); визуальные (реальные предметы, модели, картины и прочие). Сложные средства: механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и прочие); аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио); аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео); средства автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети). Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого   процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ

Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса. Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последние лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождение. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса. Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – это система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков . По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Он также получает сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль также показывает обучающему , насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях. Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует учащихся, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества. Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный. Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему, выбрать наиболее эффективные методы и формы обучения. Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умения, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию. Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия. Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала. Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету. Отсроченный контроль – определение остаточных знаний и умений, спустя какое – то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату. Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на: индивидуальный, групповой и фронтальный. При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих. В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля .  Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых . Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т . д . Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших затрат времени на проверку письменных заданий. Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков. С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием компьютера. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин  легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых, самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения. Сочетание различных методов контроля - называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. К контролю в процессе обучения предъявляются следующие педагогические требования: индивидуальный характер контроля. Контроль должен осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот; систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения, что в большей степени обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля; всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; объективность. Контроль должен исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы; дифференцированный подход. Необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых; единство требований со стороны обучающих. В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально – психологические, культурологические и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом педагогики как науки является изучение процессов обучения и воспитания личности. Поэтому педагогика может рассматриваться как теория обучения. Педагогика как практика обучения имеет длительную историю. Обучение является основным способом получения информации. Главным противоречием процесса обучения является то, что, несмотря на активную роль преподавателя, само обучение возможно лишь в случае активности и самого учащегося.  Обучение является структурно организованной деятельностью, целью которой является получение новых знаний, навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

              1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник/Н.В.Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2008

              2. Подласый И.П. Педагогика. – М. : Просвещение, 2009

              3. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие в 2-х частях. – М.: 2005. ч. 2

 

22

 



Информация о работе Обучение как дидактический процесс