Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – на основе методической литературы, разработать план уроков, включающие в себя разнообразные приемы формирования лексического навыка.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- рассмотреть такие понятия как лексический навык; активный и пассивный словари учащихся;
- осветить проблемы основных методов семантизации и автоматизации лексического материала;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………….……5
Методические основы обучения лексике…………………….5
Методы семантизации…………………………………………9
Способы автоматизации……………………………………...11
Глава 2. Практическая часть……………………………………………….15
Организация практических занятий по развитию лексических навыков речи…………………………………..15
Методические рекомендации………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 56.32 Кб (Скачать документ)

По мнению Е. И. Пассова  грамотное осуществление процесса семантизации немыслимо без зрительных и двигательных подкреплений. Особое внимание уделяется двигательному  подкреплению – записи слов. Очень  важно, чтобы запись осуществлялась не с доски, а под диктовку, причем только во фразах, объединенных в микротекст, и только с одного предъявления. Если фраза велика, то она делится  на синтагмы, но не в коем случае на отдельные слова. Преимущества такого вида работы неоценимы: а) работают все  речевые анализаторы (учащийся слышит, проговаривает, записывает, прочитывает), чего нет ни в одном другом упражнении; б) ведется попутное развитие аудирования, особенно если учащиеся приучены к  записи с одноразового предъявления; в) активизируются сознание, воля, память.

Наряду с семантизацией, осуществляемой преподавателем, следует  все в большей мере побуждать  учащихся к самостоятельному знакомству со словом – ведь выяснение значения слова – это естественная операция, которую людям, изучающим иностранный  язык, приходится производить постоянно; поэтому приобщать к ней надо с начального этапа обучения. Учащихся следует обеспечить при этом рациональными  приемами работы. Они должны знать, что сначала надо исчерпать все  указанные возможности текста, использовать анализ слова по составу и, если значение не прояснится, то лишь тогда обратиться к словарю. Для самостоятельного ознакомления со словом больше подходит текст, предъявленный в графической  форме.

Таким образом, в работе над  лексической стороной речи необходимо выполнять следующее:

  1. Соблюдать принцип устного опережения: формировать лексические навыки до работы над текстом.
  2. Работать не над изолированным словом, а в контексте, начиная с предъявления слова в процессе семантизации.
  3. Особое внимание уделять сочетаемости лексических единиц.
  4. Каждое слово пропускать через все анализаторы.
  5. Использовать способы семантизации в зависимости от методической типологии лексики.
  6. Целесообразно использовать слуховую, языковую и иллюстративную наглядность, в зависимости от цели, характера материала, стадии работы.
  7. На одном занятии усваивать сразу несколько значений какого – либо многозначного слова.
  8. Проверку знаний слов осуществлять только через владение ими, а не путем опроса.
    1. 3. Способы автоматизации

    Перейдем к  вопросам усвоения слов.

    Для формирования лексического навыка необходимы упражнения, которые должны соответствовать цели усвоения реального школьного словаря: свободно употреблять слова и словосочетания для выражения своих мыслей и понимания высказывания собеседника и при чтении в рамках материала программы.  Поэтому недостаточно только сохранить список слов в памяти, необходимо, чтобы слова находились в состоянии готовности к употреблению, определенным образом ассоциированные.

Работа по овладению активным минимумом.

 Тренировка учащихся  в усвоении слов реализуется  при помощи упражнений, упрочивающих  семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой  совместимости. Рогова Г.В. делит  все лексические упражнения на  две категории, направленные на: 1) запоминание слова, его семантики  в единстве с произносительной  и грамматической формами; 2) формирование  сочетаний слов смыслового характера.  Приведем набор упражнений первой  категории:

 – Назвать изображенные  на картинке предметы.

 – Выбрать из ряда  слов слово, (не) соответствующее  данной ситуации.

 – Образовать с  выделенным словом другие предложения  по образцу.

 – Дополнить предложение  (или заполнить пропуски в предложении)  подходящими словами; слова даны  под чертой или приводятся  по памяти.

 – Употребить в  данном предложении синоним к  выделенному слову.

 – Придать предложению  противоположный смысл, употребив  вместо выделенного слова антоним.

 – Поставить вопрос  к высказыванию, выяснив … (в  вопросе предполагается употребление  нового слова).

 К этим упражнениям  примыкают разнообразные «игры  в слова»: игры с элементами  кроссворда типа: кто назовет  больше слов на тему …; учитель  дает дефиницию, учащиеся должны  назвать слово; на доске чертятся  клеточки, число которых соответствует  количеству букв в слове, и  заносится первая буква, затем  дается дефиниция.

 Для лучшего запоминания  слов можно пользоваться рифмовками, песнями, содержащими новые слова. Следует также мобилизовать специальные приемы запоминания слов: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на знакомый мотив. Такие приемы успешно используются преподавателями интенсивных методов.

 Вторую категорию тренировочных лексических упражнений составляют упражнения в построении сочетаний. Для развития речи построение сочетаний – важнейший промежуточный шаг, поскольку «в языке нет одиноких слов» (Н.И. Жинкин). Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами. Приведем конкретные виды упражнений в построении сочетаний:

 – Соотнесите слова  в колонках, чтобы получились  правильные сочетания (глагольного  или атрибутивного характера).

 – Подберите из  «разбросанных» слов сочетания.

 – Составьте распространенные  предложения за счет определений  к выделенным существительным,  дополнений к глаголам-сказуемым  (из данных под чертой, по памяти).

 – Постройте сочетания,  означающие принадлежность данных  предметов членам вашей семье,  вашим друзьям.

 Далее для дальнейшего  усвоения значения слов и словосочетаний  присоединяются грамматические  тренировочные упражнения, в которых  грамматическое и лексическое  начало совмещены.

 Затем следуют упражнения  в применении новых лексических  единиц и их сочетаний в  речи. Основным видом упражнений  являются разнообразные группировки  слов, нацеленные на будущие высказывания. Учащиеся могут пользоваться  готовыми группировками или самостоятельно  группировать слова и словосочетания  по ситуации (теме), к изображению на картинке, к фильму, а также соотносить слова и словосочетания с пунктами плана (по памяти или из имеющихся тематических словарей). Самостоятельная группировка слов – это фактически работа над опорами для будущего высказывания, во время которой учащиеся учатся управлять семантикой своего высказывания. Эта работа связана с подготовленной формой речи.

 После этого учащимся  предлагаются упражнения в неподготовленной  речи, без внешних опор. Для этого  создаются ситуации, мотивирующие  высказывания. Круг замыкается: учащиеся  создают свой текст, направленный  на решение коммуникативных задач  на основе усвоенного словаря.  Здесь работа над словарем  смыкается с развитием устной  речи.

Работа по овладению пассивным  словарем.

 В связи с чтением  на старшем этапе несложных  оригинальных текстов разных  функциональных стилей – научно-популярного,  общественно-политического и художественного  – учащиеся должны овладеть  пассивным словарем, т.е. у них  должны развиться рецептивные  лексические навыки – опознавать  слово по некоторым опорам  в его графике и на основе  синтаксической формы и синхронно  соотносить со значением. Все  упражнения тренировочного характера  должны быть адекватны чтению  как процессу и способствовать  развитию какого-либо механизма чтения. Чтобы возникли словесные стереотипы и прочно запечатлелся слухо-звуко-моторный образ слова, облегчающий автоматическое узнавание его при чтении, эти упражнения выполняются вслух. Приведем конкретные виды упражнений в формировании рецептивных лексических навыков:

 – Громкое чтение  и последующий перевод нового  слова в различных синтагмах  и предложениях. При выполнении этого упражнения происходит обогащение значения данного слова. Например: full – a full bottle, a full bus, a full moon, the pail full of water, the hall full of students. We have been waiting for him a full hour.

- Заполнение пробелов в тексте при чтении. Это упражнение направлено на развитие способности прогнозирования.

- Заполнить пропуски  словами, разными по значению, образ которых учащиеся путают, например: lie – lay. Это упражнение тренирует внимание учащихся.

 Все упражнения в  узнавании новых слов создают  предпосылки для решения смысловых  задач при чтении. Они построены  на отобранном для чтения пассивном  словарном минимуме, тщательная  отработка которого столь же  обязательна, как и отработка  активного словарного минимума.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

Поскольку в данной работе исследуется и изучается обучение лексике как основному компоненту речевой деятельности, то целью в  ходе практики явилось выявление  наиболее эффективных приёмов обучения лексике иноязычной речи.

Объектом исследования был  процесс обучения лексике как  главному компоненту речевой деятельности. Предметом – методы и приемы обучения лексике.

    1. Организация практических занятий по развитию лексических навыков речи

В ходе исследования был  разработан комплект уроков английского языка по теме «My family, my relatives» для 6х классов, целью которого являлось ознакомить учащихся с новой лексикой по теме и провести первичное закрепление изученных слов в упражнениях на проговаривание, на составление словосочетаний путём подстановки.

Семантизация новых слов проходила с использованием наглядности  и контекста. При ознакомлении с  новым лексическим материалом следует  проследить за тем, чтобы каждый учащийся проговорил и прочитал слово несколько  раз, особенно слабые ученики, а задания  на тренировку употребления слов в  речи следует выполнить в группах, в парах и индивидуально.

Урок № 1

Цель: первичное введение лексического материала по теме «Моя семья»

Речевой материал: УМК издательства «OXFORD UNIVERSITY PRESS» «Hotline»

Оснащение: фотография семьи  девочки Сью.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Приветствие
  3. Ознакомление учащихся с планом предстоящего урока
  4. Фонетическая зарядка

На доске написан короткий стих:

Mother, father, sister, brother -

Wе respect and love each other.

  1. Речевая зарядка.

Игра «Снежный ком».

  1. Работа с фотографией семьи Сью.

Учащиеся придумывают  историю про семью Cью, затем по той же модели про свою семью.

  1. Работа с учебником.
  2. Упр. 3, стр. 23

Учащиеся читают за учителем слова, затем записывают их в тетради.

  1. Упр. 4, стр. 23

Учащиеся должны прочитать  и перевести предложения, показывая  людей на фото.

  1. Упр. 5, стр. 23

Вставить слова в предложение.

  1. Подведение итогов урока.

Таким образом, урок по ознакомлению и первичному закреплению лексического материала с использованием наглядности, игровых моментов, упражнений на подстановку, на поиск соответствий будет интересным для учащихся. Присутствие на уроке разнообразных видов и приёмов, направленных на автоматизацию лексического материала, способствует его усвоению.

Следующий урок был проведён с целью закрепления навыков  их употребления в речи. При проведении данного фрагмента необходимо разделить  класс на команды, основные лексические  единицы представить на дидактических  карточках и их автоматизацию  провести в игровой форме. Каждой команде дефиниции даются равномерно, а также следует учесть, что  на некоторые дефиниции могут  быть даны 2-3 варианта ответов.

Урок № 2

Цель: активизация лексического материала по теме.

Речевой материал: диалог между  Ником и Джейн; текст «Семья Ника».

Оснащение: карточки с заданиями («Магическая Змейка»; слова-перевертыши).

Ход урока

  1. Организационный момент
    1. Приветствие
    1. Ознакомление учащихся с планом предстоящего урока
  1. Фонетическая зарядка

На доске написаны слова  мама, папа, дочь, сын, бабушка, тетя, дядя….

Информация о работе Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка