Одаренные дети. Общие понятия и технология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:24, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: понять разницу образовательных технологий при работе с трудным и одаренным ребенком. Какими они должны быть.
Актуальность состоит в том, что если не уделять таким детям должного внимания, то они, к примеру, могут угрожать обществу.

Содержание

Введение 3
Одаренные дети. Общие понятия и технология образования. 4
Принципы, цели, содержание и методы обучения одаренных детей. 5
Трудные дети. 11
Опыт использования технологий с трудными детьми у нас и за рубежом. 15
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная СКД.docx

— 42.69 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

     Введение 3 

     Одаренные дети.  Общие понятия и технология образования. 4 

     Принципы, цели, содержание и методы обучения одаренных детей. 5 

     Трудные дети. 11 

     Опыт использования технологий с трудными детьми  у нас и за рубежом. 15 

     Заключение 17 

     Список использованной литературы: 18

        
Введение

     Детство, период взросления, юность – это  периоды, которые являются основополагающими  в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие  перемены. С одной стороны, ребенок  меняется физически, что увеличивает  его возможности, с другой стороны, общество ставит перед ним новые  задачи и требования. Именно восприятие маленьким человеком этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятие жизни общества.

     Социальный  работник, воспитатель, преподаватель, психолог должен установить контакт  и построить свои отношения с  ребенком, подростком так, чтобы тот  сам заговорил о своих проблемах  и найти решения(если это трудный ребенок). Социальный работник должен быть готовым принимать обычаи, нормы и ценности разного субкультурного окружения. Очень важно подчеркнуть интересы подростка (не в ущерб интересам других).

     В зависимости от возраста ребенка, проблемы возникшей у него, в его семье  или окружении, но под влияние которой он попал существуют различные технологии, методы профилактики поведения, детей и подростков. Восприятие той или иной ситуации анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления.

     Все методы направлены на повышение эффективности  работы специалистов с детьми и подростками по предупреждению детского и подросткового отклоняющегося поведения, восприятия себя как члена общества в целом.

     Я поделила свою работу на две части, отдельно о трудных детях и  отдельно написала об одаренных.

     Цель  данной работы: понять разницу образовательных  технологий при работе с трудным  и одаренным ребенком. Какими они  должны быть.

     Актуальность  состоит в том, что если не уделять таким детям должного внимания, то они, к примеру, могут угрожать обществу. 

     Одаренные дети.  Общие понятия  и технология образования.

     Что такое одаренность? Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

     Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток.

     Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

     Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят "ждать милостей от природы". Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных. Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали.

 

     

     Принципы, цели, содержание и  методы обучения одаренных детей.

     Общие принципы обучения к основным общим  принципам обучения одаренных, как  и вообще всех детей школьного  возраста, относятся:

     Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному  развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

     Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что  цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно  учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого  принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

     Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов  обучения - специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие  возможности могут легко провоцировать  завышение уровней трудности  обучения, что может привести к  отрицательным последствиям.

     Психологические особенности одаренных детей  наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты  в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и  навыков в определенных предметных областях, а также создание условий  для познавательного и личностного  развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся  и разных систем обучения та или  иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к  одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

     Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее  среднее образование. В то же время  психологические особенности одаренных  детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую  составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением  определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической  составляющей является высокий (или  повышенный) уровень и широта общеобразовательной - подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных  областях знания в соответствии с  индивидуальными потребностями  и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности  в отдельных предметных общеобразовательных  областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных  детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

     Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение  условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с  целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям  эта цель особенно значима. Следует  подчеркнуть, что именно на этих детей  общество в первую очередь возлагает  надежду на решение актуальных проблем  современной цивилизации. Таким  образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить  рост его способностей — это особо  важная задача обучения одаренных детей.

     Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного  развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных  детей. При этом важно иметь в  виду, что системообразующим компонентом  одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для  поддержания и развития которой  должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного  развития.

     Конкретные  цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики  определенного вида одаренности, а  также психологических закономерностей  ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей  одаренностью могут быть выделены следующие:

     развитие  духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а  то, какое применение оно будет  иметь);

     создание  условий для развития творческой личности;

     развитие  индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия  его возможностей);

     обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных  областях знания в соответствии с  индивидуальными потребностями  и склонностями учащихся. В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

     Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности  и возможности определенной категории  детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться  с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной  деятельности не представляется возможным.

     Систематическое применение ускорения в форме  раннего поступления и/или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом  имеет более раннее окончание  школы, что может свести на нет  все преимущества продвижения одаренных  учащихся в соответствии с их повышенными  познавательными возможностями. Следует  иметь в виду, что ускорение  обучения оправдано лишь по отношению  к обогащенному и в той или  иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

     Углубление. Данный подход эффективен по отношению  к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той  или иной конкретной области знания или области деятельности. При  этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или  областей знания. В нашей стране широко распространены школы с углубленным  изучением математики, физики и иностранных  языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих  предметов. Практика обучения одаренных  детей в школах и классах с  углубленным изучением учебных  дисциплин позволяет отметить ряд  положительных результатов: высокий  уровень компетентности в соответствующей  предметной области знания, благоприятные  условия для интеллектуального  развития учащихся и т.п.

     Однако  применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес  к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных  дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные  на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению  учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

     Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ.

Информация о работе Одаренные дети. Общие понятия и технология образования