Одаренные дети. Общие понятия и технология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:24, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: понять разницу образовательных технологий при работе с трудным и одаренным ребенком. Какими они должны быть.
Актуальность состоит в том, что если не уделять таким детям должного внимания, то они, к примеру, могут угрожать обществу.

Содержание

Введение 3
Одаренные дети. Общие понятия и технология образования. 4
Принципы, цели, содержание и методы обучения одаренных детей. 5
Трудные дети. 11
Опыт использования технологий с трудными детьми у нас и за рубежом. 15
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная СКД.docx

— 42.69 Кб (Скачать документ)

     Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

     Важно иметь в виду, что два последних  подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности  одаренных детей.

     Содержание  учебного плана и программ учебных  дисциплин могут оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.

     Дополнительное  образование предоставляет каждому  ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля  программ, времени их освоения, включения  в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

     Дополнительное  образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит  из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого  типа позволяет удовлетворять запросы  конкретных детей, используя потенциал  их свободного времени.

     В системе дополнительного образования  могут быть выделены следующие формы  обучения одаренных детей:

     индивидуальное  обучение или обучение в малых  группах по программам творческого  развития в определенной области;

     работа  по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в  качестве наставника выступают, как  правило, ученый, деятель науки или  культуры, специалист высокого класса);

     очно-заочные  школы;

     каникулярные  сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

     система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

     детские научно-практические конференции и  семинары. 

      
Трудные дети.

     Трудные дети – широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным  образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории  детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии. Отнесение  ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям  его индивидуально-психологических  особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного  процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения  ребенка, бывают весьма разнообразны.

     Поэтому нередко к трудным относят  детей, существенно различающихся  по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.

     В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение  резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним  «трудновоспитуемые дети», т.к. они  наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю  невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

     Одной из основных причин, порождающих затруднения  в воспитательном процессе, являются психические заболевания и так  называемые пограничные состояния. Ребенок, страдающий, например, психопатией  или ранним детским аутизмом, безусловно выделяется из массы нормально развивающихся сверстников, и его воспитание значительно затруднено. Однако отнесение его к категории трудных не вполне оправдано, т.к. его отклонения подлежат преимущественно медицинской коррекции. Если поведение ребенка заставляет заподозрить у него нервно-психические отклонения, необходимы консультации с психоневрологом, невропатологом, детским психиатром, которые выносят квалифицированный диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие его любые меры педагогической коррекции могут оказаться неэффективными). В отдельных случаях рекомендуется индивидуальное обучение.

     Некоторые нарушения поведения могут быть вызваны врожденными или приобретенными психофизиологическими отклонениями, которые не относятся к психическим  заболеваниям. Это так называемая ранняя детская нервность, проявления так называемого алкогольного синдрома плода (возникающего вследствие алкогольной интоксикации на пренатальной стадии развития). К нерезким психофизическим нарушениям относят также минимальную мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития.

     Наиболее  распространенным следствием этого  нарушения выступает так называемый гиперкинетический синдром, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учетом особенностей их психофизического развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удается при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.

     В большинстве случаев медицинское  обследование трудных детей констатирует нормальный уровень их психофизического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внешними – социальными и педагогическими  факторами.

     Наиболее  распространенная причина временных  отклонений заключается в недостаточном  учете со стороны родителей и  педагогов возрастных особенностей развития ребенка. В отечественной  детской психологии установлено, что  индивидуальное развитие осуществляется в виде чередования так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках последних происходит переход ребенка на качественно новый этап развития, реализация формировавшихся ранее психических новообразований. При этом взрослые не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся, но более неадекватные меры педагогического воздействия. В такой ситуации критический возраст превращается в подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в поведении ребенка. В этом аспекте особенно значим кризис трех лет, когда формируется самосознание ребенка, что требует иного к нему отношения, а также кризис подросткового возраста, в рамках которого ребенок склонен переоценивать свои возросшие возможности, а старшие наоборот продолжают относиться к нему как к маленькому. Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому определение «трудный возраст» достаточно условно; учет возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных не столько для определенного возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.

     В ряде случаев нарушения учебно-воспитательного  процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями педагогического  воздействия на ребенка. Неблагоприятный  морально-психологический климат в  семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности. Недостаточные  либо, наоборот, чрезмерные требования к ребенку порождают его нежелание  и неспособность воспринимать педагогические воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей, при котором ребенок попадает в «воспитательный вакуум», будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим требованиям. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положительному эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребенок легко идет на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учетом всех возможных ошибок в воспитании.

     Большую помощь может оказать в этом семейная психологическая консультация и  школьная психологическая служба, где  поведение ребенка анализируется  в контексте всей совокупности условий  его развития. Часто определенные меры психотерапевтической коррекции  внутрисемейных отношений помогают решить проблему трудного ребенка.

     Важную  роль в поведении ребенка и  формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хроническое отставание в учебе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение.

     Нарушение педагогического такта, злоупотребление  наказаниями и отрицательными оценками лишь усугубляет возникшее противопоставление. Задача педагога – разобраться в  причинах неуспеваемости и попытаться устранить их методами индивидуального  подхода к учащемуся. В ряде случаев  даже незначительные успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении  ребенка.

 

     

     Опыт  использования технологий с трудными детьми у нас и за рубежом. 
      Монтессори  – педагогика. В области специальной педагогики М.Монтессори выдвинула и апробировала принципы: антропологический (идти от ребенка), свободы развития ребенка («помоги мне это сделать самому»), концентрации внимания (активность рук под руководством ума), специально подготовленной обучающей среды (материал – орудие освоение мира), сенситивности, особого места педагога, социального воспитания и интеграции.

     Кэмпхиллское движение – форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию, в условиях христианской общины.

     Система Глена Домана (США). Врач из Филаделфии использовал для лечения больных детей с тяжелыми поражениями ЦНС стимуляцию непораженных «резервных» клеток головного мозга. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. После нескольких месяцев упражнений больные дети начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. Впоследствии эту методику стали использовать для раннего обучения здоровых детей, применяя карточки с различной информацией (изображения, слова и т.д.)

     Лечебная  педагогика А.А.Дубровского. В работе с детьми инвалидами используются приемы:

     •  отвлечение ребенка от ухода в болезнь («учись быть активным невзирая на болезнь и она отступит!»);

     •  использование лечебного воздействия деревьев и растений;

     •  занятие гимнастикой, движение;

     •  включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов);

     •  внесение игры, романтики в жизнь больных детей (всем коллективом играть с детьми);

     •  пробуждение ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими (комнаты для размышления);

     •  помощь в занятиях творчеством;

     •  занятия по психотерапии.

     Включенное (интегрированное) образование ( распространено в Европе). Понятие «включенное образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

     а) посещают те же школы, что и их братья, сестры, соседи;

     б) находятся в классах вместе с  детьми одного с ними возраста;

     в) имеют индивидуальные , соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;

     г) обеспечиваются необходимой поддержкой;

     д) для диагностики и оценивания используются тесты со стобалльной шкалой, результат не является «ярлыком», «маркером»;

     е) получают психолого-педагогическую и  социально-патронажную помощь (с  приоритетом перед медицинской);

Информация о работе Одаренные дети. Общие понятия и технология образования