Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:27, контрольная работа
Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность - в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.
1.Структура дефекта при олигофрении
2.Формы олигофрении
3.Генетические формы умственной отсталости. Хромосомные формы
4.Моногенные формы
5.Синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования
6.Экзогенные формы умственной отсталости
Литература.
Олигофрения
СОДЕРЖАНИЕ
1.Структура дефекта при олигофрении
2.Формы олигофрении
3.Генетические формы умственной отсталости. Хромосомные формы
4.Моногенные формы
5.Синдромы
умственной отсталости с
6.Экзогенные формы умственной отсталости
Литература.
1.СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ ОЛИГОФРЕНИИ
Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.
Структура
дефекта при олигофрении
В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.
Особенно
затруднен при олигофрении
Все мыслительные
процессы при олигофрении
Недоразвитие
аналитико-синтетической
При диагностике
олигофрении выделение
При олигофрении
отмечается недостаточная сформированность
как фонетико-фонематической, так
и лексико-грамматической стороны
речи. Кроме того, при олигофрении
значительно чаще, чем у детей
с нормальным интеллектом, отмечаются
стойкие нарушения
Такие характеристики аномального развития, как нарушения словесного опосредования и формирования понятий, особенно резко выражены у умственно отсталых детей.
Особенностью
эмоциональной сферы детей с
олигофренией является недоразвитие более
сложных и дифференцированных эмоций,
наиболее поздно развивающихся в
постнатальном онтогенезе. В своих
эмоциональных переживаниях, так
же как и в мыслительной деятельности,
дети не могут отделить главное от
второстепенного, в связи с чем
они могут давать бурные эмоциональные
реакции по ничтожным поводам
и слабо реагировать на серьезные
жизненные события. Актуальными
для них являются лишь непосредственные
переживания, они не могут оценить
возможные последствия тех или
иных поступков, событий, как и в
мышлении характерна тугоподвижность,
слабая переключаемость, инертность и
стереотипность эмоций. Познавательные
эмоции у этих детей обычно не развиты,
часто наблюдается
Особенности
нарушений эмоционально-
Неспособность
к абстрактному мышлению проявляется
во всех сферах нервно-психической
деятельности. В процессах восприятия
отмечается недостаточность аналитико-
При олигофрении
также имеют место
2.ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ
Выделяется
несколько клинических форм олигофрении,
дифференциация которых основывается
как на этиологических, так и на
клинико-патогенетических принципах.
В дефектологии наибольшее распространение
имеет классификация М. С. Певзнер,
согласно которой выделяется пять основных
форм олигофрении: неосложненная; осложненная
нарушениями нейродинамики по типу
повышенной возбудимости либо тормозимости;
осложненная нарушениями
Среди
клинических классификаций
В последние
годы доказана преобладающая частота
наследственных форм умственной отсталости
и предлагается следующая их классификация:
хромосомные, обусловленные изменением
числа или структуры хромосом;
моногенные, возникающие в связи
с изменениями в одном гене;
синдромы умственной отсталости с неуточненным
типом наследования. Допускается, что
среди последних определенную роль
в их возникновении могут играть
мультифакториальные
При анализе
причин умственной отсталости, сочетающейся
с множественными врожденными пороками
развития, важно различать понятия
врожденной и наследственной патологии.
Следует иметь в виду, что к
врожденным порокам относятся не
только проявления наследственных заболеваний,
но и любые другие аномалии, проявляющиеся
при рождении, причиной которых могут
быть вредные факторы среды, воздействующие
на плод в критические периоды
развития его мозга и тех или
иных органов и систем организма.
К таким факторам относятся гипоксия
(кислородное голодание) плода, алкоголизм
матери в первые месяцы беременности,
вирусные заболевания, особенно краснуха
беременных в первом триместре беременности,
применение лекарственных препаратов
с тератогенными (т. е. вызывающими
уродства) свойствами и другие факторы.
Под влиянием всех этих и многих
других внешних факторов возникают
экзогенные формы олигофрении. Однако,
как уже отмечалось выше, наиболее
частыми формами умственной отсталости
являются генетические.
3.ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. ХРОМОСОМНЫЕ ФОРМЫ
Ориентация
специалистов в различных клинических
проявлениях хромосомных
Частота
хромосомных форм олигофрении составляет
около 15,7% всех ее случаев. Наиболее часто
хромосомные формы олигофрении,
обусловленные аномалиями аутосом
(т. е. любой из 22 пар неполовых
хромосом), встречаются у детей
с глубоким интеллектуальным дефектом.
Наиболее распространенным синдромом,
обусловленным аномалией
Основными
причинами хромосомных
Особенно хорошо известны внешние признаки болезни Дауна, они столь специфичны, что диагноз заболевания обычно ставится в родильном доме по внешнему виду ребенка. Прежде всего обращают на себя внимание уменьшенные размеры черепа с уплощенным и скошенным затылком, узкие глазные щели с нависающим как бы третьим веком, плоское лицо с выступающими скуловыми дугами, асимметричные, низко расположенные маленькие ушные раковины, высокое нёбо, полуоткрытый рот с большим языком и толстыми губами. Эти внешние признаки сочетаются с отклонениями в строении грудной клетки, конечностей, пальцев рук и ног, нарушениями осанки, врожденными пороками сердца и другими аномалиями.
Важно
иметь в виду, что нарушения
психического развития у этих детей
могут еще более утяжеляться
за счет дефектов зрения и слуха. Кроме
того, во многих случаях у детей
с болезнью Дауна отмечаются различные
эндокринные нарушения с
Особенностью олигофрении при болезни Дауна является сочетание выраженного недоразвития абстрактного мышления, логической памяти и функции активного внимания с относительно сохранной механической памятью, выраженной подражательностью и большой внушаемостью. Эти дети обычно ласковые, привязаны к близким, они способны дифференцировать отношение к ним окружающих, но многие из них склонны к колебаниям настроения, раздражительности. С возрастом их интеллектуальный дефект становится все более и более заметным и степень их отставания от сверстников может увеличиваться.