Опережающее обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Современные условия развития требуют переориентации образовательного процесса, в том числе и военного, на новые условия организации обучения и запросы личности. В настоящее время создаются предпосылки для формирования специалиста, личности, способной к адаптации в быстро изменяющемся мире. Эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями, однако, разные обстоятельства требуют разных знаний, и в современных условиях их объем растет.
Современная система высшего военного образования должна учитывать и оперативно приспосабливаться к изменениям условий ведения войны и формировать мобильность профессиональных кадров. Это должно иметь отражение в технологии динамического построения образовательного процесса, под которой понимается совокупность процедур по определению содержания, методов и форм профессиональной подготовки слушателей (курсантов), направленных на обеспечение опережающего обучения в информационно-образовательной среде, реализующих новые, адекватные современным условиям подходы к ценностно-ориентированным, субъектно-деятельностным и содержательным аспектам развития профессиональной подготовки и предполагающих необходимое комплексное обеспечение их осуществления на организационном, информационном, технологическом и институциональном уровнях.
Объект исследования: образовательный процесс ВВУЗа.
Предмет исследования: опережающее обучение в системе подготовки офицера.

Работа состоит из  1 файл

Опережающее обучение слушателей (курсантов) в ВВУЗе.docx

— 40.51 Кб (Скачать документ)

Введение 

       Современная система образования готовит  обучаемых, в основном, к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима.

       Познание закономерностей развития творческих способностей является сдвигом развития обучаемых в сторону более раннего, открывает огромные резервы способностей. Исследование этой проблемы поможет отыскать пути, с помощью которых станет возможным:

       - ликвидировать перегрузку курсантов (слушателей);

       - освободить время для занятий теми важными видами человеческой деятельности, для которой сейчас его не остается: на спорт, техническое и научное творчество и другие;

       - резко повысить уровень подготовки;

       - создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих сил человека.

       Формирование  учебной деятельности, как способа  активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих обучаемых (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

       В этом направлении работали многие педагоги–новаторы (Л.В. Занков, В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина, С. Н. Лысенкова и другие) предложив в итоге идею «опережающего обучения», о которой и пойдет речь в данной работе.

       Актуальность  исследования. Современные условия развития требуют переориентации образовательного процесса, в том числе и военного, на новые условия организации обучения и запросы личности. В настоящее время создаются предпосылки для формирования специалиста, личности, способной к адаптации в быстро изменяющемся мире. Эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями, однако, разные обстоятельства требуют разных знаний, и в современных условиях их объем растет.

       Современная система высшего военного образования должна учитывать и оперативно приспосабливаться к изменениям условий ведения войны и формировать мобильность профессиональных кадров. Это должно иметь отражение в технологии динамического построения образовательного процесса, под которой понимается совокупность процедур по определению содержания, методов и форм профессиональной подготовки слушателей (курсантов), направленных на обеспечение опережающего обучения в информационно-образовательной среде, реализующих новые, адекватные современным условиям подходы к ценностно-ориентированным, субъектно-деятельностным и содержательным аспектам развития профессиональной подготовки и предполагающих необходимое комплексное обеспечение их осуществления на организационном, информационном, технологическом и институциональном уровнях.

       Объект  исследования: образовательный процесс ВВУЗа.

       Предмет исследования: опережающее обучение в системе подготовки офицера. 
 

       Понятие опережающего обучения. 

       Обучение  – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

       Будучи  сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения  в сознании реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль преподавателя обеспечивает полноценное усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных сил и творческих способностей обучаемых.

     Обучение, как и всякий другой процесс, связано  с движением. Оно, как и целостный  педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и обучаемые: преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как преподаватель не может ограничиться только изложением знаний – он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

       Однако, необходимо отчетливо представлять себе и роль самого учащегося, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением курсантов (слушателей) к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Обучаемый не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие учащегося происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

       В современных условиях обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие обучаемого, как основную цель.

       Обучение, опережающее развитие, в полной мере можно назвать развивающим и  охарактеризовать как новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

       Обучение  и развитие это взаимосвязанные  стороны одного процесса, в котором обучение по отношению к развитию является движущей силой. Становление всей совокупности качеств личности: знаний, умений и навыков; способов умственных действий; эстетических и нравственных качеств; самоуправляющего механизма и действенно-практической сферы личности – зависит от обучения.

       Фундаментом, на котором базируется развивающее  обучение, является опережающее обучение.

       Опережающее обучение – вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

       Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия.

       В основу системы опережающего обучения заложены следующие принципы:

       - принцип обучения на высоком уровне трудности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений;

       - принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков;

       - принцип осознания обучаемыми собственного учения. Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции;

       - принцип работы над развитием всех обучаемых. Согласно этому принципу, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех.

       Таким образом, отличительными чертами системы являются:

       - направленность на высокое общее развитие обучаемых (это стержневая характеристика системы);

       - высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;

       - быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

       Основами  опережающего обучения являются:

       - Комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи «обучающий – обучаемый», экономии времени на занятии, воспитания самостоятельности, внимания, умения сосредотачиваться.

       - Опоры: большие опоры - схемы, малые опоры - карточки.

       Схема - опора мысли курсанта (слушателя), опора его практической деятельности, связующие звено между преподавателем и обучаемым.

       Опорные схемы - это оформленные в виде чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Они позволяют включить каждого обучаемого в активную деятельность на всех занятиях; довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

       Согласно  методу «опережающего обучения», вся  эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, то есть саморазвиваться.

       Опережающее обучение составляет основу динамического построения образовательного процесса, которое должно быть нацелено на содержание и организацию обучения, обеспечивающего зону ближайшего развития обучающихся на уровне прогнозируемой потребности теории и практики в подготовке профессиональных кадров. Это реализуется в деятельности преподавателя на повышенном уровне сложности, результатом которого является уровень образования курсантов (слушателей), обеспечивающий мобильность в условиях изменяющейся обстановки, а опережающая подготовка кадров способствует саморазвитию личности обучающегося.

       Динамическое  построение образовательного процесса должно учитывать основные направления реализации опережающего обучения в профессиональной подготовке специалистов:

       - смена доминирующих путей познания (от теории к совместным планам и индивидуальной практике);

       - формирование информационной компетенции преподавателя и обучаемого;

       - приоритет самостоятельности в познавательной работе курсанта (слушателя), ориентация преподавателя на роль управленца, консультанта.

       Таким образом, опережающее обучение, как  форма подготовки высоклассного специалиста, соответствующего современным требованиям, требует к себе особого внимания со стороны практиков и теоретиков педагогики, потому что, несмотря на достаточно зрелую историю рассмотрения данного вопроса многими выдающимися специалистами в области образования, сегодня далеко не каждый педагог использует ее в своей практике, ввиду отсутствия четкой, научно обоснованной, доступной методики. Однако, на мой взгляд, отсутствие четких рекомендаций и установок только расширяют сферу применения способов реализации этой формы обучения, дают возможность преподавателю полностью реализоваться в избранной профессии, вплоть до выработки новой, «взрывной» методики передачи знаний будущему блестящему специалисту, который с легкостью будет уметь реагировать на любые изменения окружающего мира, ввиду многогранности своей подготовки, умению самостоятельно принимать целесообразные решения и, главное, стремящемуся к постоянному опережению своей подготовки по отношению к стремительно изменяющейся реальной действительности.   

       Опережающее обучение,

       как форма военно-педагогического  процесса 

       В педагогике высшей военной школы  господствует авторитарная, субъект-объектная (преподаватель – субъект, курсант (слушатель) – объект) система обучения, методы которой сводятся в основном к управляющей деятельности преподавателя, оставляя в тени деятельность обучаемого. Это способствует формированию у курсантов (слушателей) конформизма, ученичества, созданию стереотипов, порой мешающих творчеству.

       Практика  последних лет предусматривает  выдвижение на первый план в иерархии целей высшего военного образования  задачу формирования творческой личности. Назрела необходимость активизировать и интенсифицировать различные виды учебно-творческой деятельности на основе последовательного разрешения диалектических противоречий развития педагогической системы и создания оптимальных педагогических условий для воспитания и самовоспитания творческих способностей, как отдельной личности, так и коллектива.

       Повышение требований к общенаучной подготовке современного офицера, привело к существенному увеличению объема изучаемого материала по общенаучным дисциплинам, а также к изменению структуры общеобразовательных программ в сторону фундаментальных положений науки. В тоже время, уровень требований к знаниям в области технических и военных дисциплин также растет в связи с усложнением военной техники и внедрением новых наукоемких технологий. Возникла ситуация, когда, с одной стороны, преподавателю стало невозможно в течение плановых занятий изложить весь необходимый материал, с другой стороны, большой объем этого материала поставил в трудное положение и самих курсантов (слушателей), заставил их искать более рациональные способы своей работы.

Информация о работе Опережающее обучение