Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа
Актуальность исследования. Современные условия развития требуют переориентации образовательного процесса, в том числе и военного, на новые условия организации обучения и запросы личности. В настоящее время создаются предпосылки для формирования специалиста, личности, способной к адаптации в быстро изменяющемся мире. Эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями, однако, разные обстоятельства требуют разных знаний, и в современных условиях их объем растет.
Современная система высшего военного образования должна учитывать и оперативно приспосабливаться к изменениям условий ведения войны и формировать мобильность профессиональных кадров. Это должно иметь отражение в технологии динамического построения образовательного процесса, под которой понимается совокупность процедур по определению содержания, методов и форм профессиональной подготовки слушателей (курсантов), направленных на обеспечение опережающего обучения в информационно-образовательной среде, реализующих новые, адекватные современным условиям подходы к ценностно-ориентированным, субъектно-деятельностным и содержательным аспектам развития профессиональной подготовки и предполагающих необходимое комплексное обеспечение их осуществления на организационном, информационном, технологическом и институциональном уровнях.
Объект исследования: образовательный процесс ВВУЗа.
Предмет исследования: опережающее обучение в системе подготовки офицера.
Одним из таких эффективных способов является применение опережающих заданий. Однако, несмотря на всю свою привлекательность, он не имеет широкого распространения в Высших военных учебных заведениях.
Далеко не все преподаватели применяют в своей практике опережающие задания в форме подготовки докладов, рефератов, сообщений, индивидуальных заданий и используют их только для группы наиболее подготовленных обучаемых. В тоже время, необходимо согласиться, что опережающие задания являются интересной формой работы с обучаемыми, но широко не используются из-за недостаточной педагогической и методической обеспеченности их применения.
Необходимость же определения основных форм, содержания опережающего обучения и его внедрения в сферу военного образования определяется рядом обстоятельств:
во-первых, дефицитом времени, отводимого на подготовку военного специалиста. В современных условиях за пять лет обучения в военном ВУЗе курсант должен, собственно говоря, получить два образования. Одно – гражданское, по соответствующей избранной ВВУЗом специальности, второе – специальное военное. Более того, в военном отношении он должен быть подготовлен так, чтобы мог немедленно по прибытию в войска приступить к выполнению служебных обязанностей. Для того чтобы выполнить эту сверхзадачу в отводимые пять лет, нужно интенсифицировать учебу курсанта, активно включить его в образовательный процесс не только как «объект» обучения, а как активный «субъект»;
во-вторых, постоянным усложнением содержания образовательного процесса. При переходе на единые общеобразовательные государственные стандарты в Военной академии Республики Беларусь, на военных факультетах гражданских ВУЗов в качестве базовых были выбраны стандарты, больше ориентированные на подготовку инженеров-исследователей, разработчиков военной техники, а не эксплуатационников, каковыми в подавляющем большинстве должны стать выпускники высших военных учебных заведений. Все вышесказанное требует от преподавателя гибкого подхода, как к содержанию учебных программ, так и к методике преподавания. В этих условиях необходимо активное внедрение в педагогическую практику принципов развивающего обучения, среди которых опережающие задания играют ведущую роль;
в-третьих, спецификой деятельности военного специалиста. Офицер в ходе воинской службы должен постоянно повышать свою квалификацию: в связи с поступлением новой техники и вооружения, перемещением на новую должность, изменением и совершенствованием форм и методов вооруженной борьбы. Поэтому в период обучения в военном ВУЗе у него должны быть сформированы устойчивые и рациональные навыки самообразования. Уметь учиться и учить других - необходимое неотъемлемое качество военного человека. Среди множества способов, формирующих данное качество, опережающие задания самые эффективные;
в-четвертых,
недостаточной разработанностью в теории
и практике обучения научно-обоснованных
методических рекомендаций по применению
опережающих заданий для развития познавательной
самостоятельности обучаемых и обусловленное
этим ограниченное использование их в
практике.
Бесспорно, решение таких задач невозможно без активного участия в учебном процессе самих обучаемых. Роль же педагога в данном случае выходит на более высокий уровень: его задачей становится не только донесение до обучаемых учебного материала, а еще и грамотное планирование изучения его на перспективу, вовлечение в этот процесс учащихся.
Среди приемов формирования познавательной перспективы можно выделить такие, как
- использование в учебном процессе опережающего обучения, позволяющего начать изучение трудной темы задолго до того, как начнется ее изучение по программе;
- выполнение обучаемыми заданий опережающего характера, заключающихся в предварительном поиске ими данных по теме путем различного рода наблюдений, проведения опытов, чтения литературы, ответов на вопросы;
- проведение работ, для выполнения которых обучаемым необходимо проработать материал, который будет изучаться на следующем занятии.
Опережающее обучение представляет собой, в первую очередь, динамичный, активный процесс, оперативно реагирующий на изменения в окружающем мире, однако, это еще и четко продуманный и тщательно спланированный образовательный процесс.
Этапы динамического построения образовательного процесса в ВВУЗе можно определить следующим образом:
- прогнозно-диагностический (определение и постановка цели, требований, потребности рынка образовательных услуг, диагностика развития военного искусства);
- аналитический основанный на анализе состояния образовательного процесса в ВВУЗе (содержание, технологии, структура управления, кадровое обеспечение и т. д.);
- моделирования (включающий цель, принципы, образовательный процесс, который состоит из содержания учебного материала, методов обучения, средств обучения, организационных форм обучения, деятельности преподавателя, деятельности обучающихся, результата и взаимосвязи составляющих компонентов модели);
- конструкторский (государственный образовательный стандарт, учебный план, рабочие программы, учебно-методические комплексы, раскрепление нагрузки по преподавателям, формы и методы контроля, оценочные средства);
- нормативный (формирующий цели, механизм их реализации для достижения результата, контрольно-измерительные средства);
- практический заключается во внедрении разработанной модели в образовательный процесс;
- оценочный этап состоит из организации мониторинга, оценки результатов профессиональной подготовки, оценки эффективности реализации динамической модели.
Организационно-
- направленность профессиональной подготовки на формирование творческих способностей обучающихся;
- включение обучаемых в процесс совместной творческой деятельности с использованием современных информационных технологий;
- направленность профессиональной подготовки на развитие мотивационной готовности курсантов (слушателей) к мобильному реагированию на изменение условий обстановки;
- обеспеченность учебного процесса информационными и коммуникационными технологиями для самообразования обучаемых.
Опережающее обучение в военном ВУЗе – реальная необходимость сегодняшнего дня. Но, в отличие от динамического построения процесса обучения в гражданских учебных заведениях, задача эта гораздо более емкая во многих отношениях.
Это колоссальные материальные затраты на формирование необходимой учебно-материальной базы. Вести разговор о подготовке современного военного специалиста невозможно без изучения им на практике новейших образцов вооружения и военной техники, обучения пользованию ими на высоком профессиональном уровне. Речь ведется не только о принятых на вооружение единицах, но и о перспективных образцах вооружения и военной техники.
Сюда же можно отнести и тот факт, что зачастую, планируя применение подразделений, мощных средств поражения, курсант (слушатель) пользуется только лишь расчетными данными, теоретическими положениями, в реальности же не представляя себе их возможности и последствия применения. Обучаемый этого просто никогда не видел, потому что использование таких средств в современных условиях возможно только при проведении крупных учений, на которые будущие военные специалисты не всегда имеют возможность попасть.
Известно, что любая теория без практики слепа: с течением времени все меньше остается преподавателей, имеющих опыт ведения реальных боевых действий, которые сами постигали науку применения Вооруженных Сил по теоретическим источникам и из опыта старших поколений. Несомненно, отсутствие боевых действий на территории нашей республики, участия наших вооруженных формирований в различных локальных конфликтах это благо для народа. Однако, для практической подготовки «специалистов войны» – это минус. Не малую роль в оказании практической помощи могли бы сыграть российские военные специалисты, которым доводилось принимать участие в современных войнах, пусть и небольшого масштаба.
Проблемных вопросов в этой области много, но за опережающим обучением будущее военного образования. Внедрение его в образовательный процесс – тема сложная, достойная серьезного научного труда с четкими педагогическими, экономическими, технологическими и другими обоснованиями. Вот лишь некоторые видения реализации опережающего обучения в системе военного образования Республики Беларусь:
1. Образование пусть небольшого, но максимально оснащенного новейшими образцами вооружения, военной и специальной техники, учебного центра. Комплектовать его военнослужащими контрактной службы, с которыми проводить интенсивные занятия по боевой подготовке в целях доведения их военного мастерства до совершенства. Это позволит, во-первых, иметь реальную боевую единицу. Во-вторых, на базе такого центра не составит труда организовать занятия с показом реальных возможностей боевой техники и вооружения как специалистам в области применения той или иной техники, так и общевойсковым командирам, моделировать различные варианты выполнения боевых задач на основе современного опыта различных государств.
2. Разработка программного обеспечения на основе использования электронных карт, позволяющих моделировать различные боевые действия, с учетом всех факторов, оказывающих влияние на выполнение боевой задачи. Производство расчетов, всестороння оценка обстановки, вопросы организации взаимодействия приобретут для курсантов (слушателей) более яркую эмоциональную окраску, если они своими глазами будут наблюдать результаты своей работы, хоть даже и в игровой форме. Азарт же, свойственный любому человеку, будет заставлять интенсивно изучать все доступные источники информации для наиболее эффективного принятия решения на выполнение поставленной боевой задачи.
3.
Обязательное участие
4.
Решение тактических задач на
основе реальных боевых
Пространство
для полета мысли в вопросах организации
и внедрения опережающего обучения
в сфере военного образования огромно
и еще далеко не исследовано. Форм и методов
его реализации может быть определено
сколь угодно много, стоит только задаться
целью. Главное, прийти к пониманию, что
классическая форма подготовки военных
специалистов хоть и не изжила себя, но
требует уже и пересмотра некоторых своих
аспектов, так как мир не стоит на месте,
да и война, к сожалению тоже.
Заключение
Целью данной работы не ставилось разработать научно обоснованные механизмы внедрения форм и способов реализации опережающего обучения в системе военного образования. Главная задача ее – обратить внимание на актуальность темы на современном этапе, подвигнуть профессиональных ученых к серьезному рассмотрению ее.
За
опережающим обучением, будущее
не только высшей школы, но и всей системы
образования в современных
Список
литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
2. Активизация
учебно-познавательной
3. Активизация учебной деятельности // Под ред. Китайгородской. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982.