Оптимизация педагогической эффективности словесных методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 03:22, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- на основе теоретического материала обосновать сущность словесного метода воспитания учащихся;
- раскрыть сущность понятия «оптимизация» и выявить цели, для достижения которых она создана.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Словесные методы воспитания 5
§ 1. Понятие метода воспитания 5
§ 2. Классификация методов воспитания 7
§ 3. Словесные методы воспитания 8
Глава 2. Оптимизация педагогической системы воспитания 19
§ 1. Понятие оптимизации 19
§ 2. Теоретическое обоснование педагогических условий
эффективности и оптимизации воспитательного процесса 21
§ 3. Оптимизация педагогической эффективности словесных
методов воспитания при их использовании в учебном
процессе начальной школы 25
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 36
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Приложение 4 39

Работа состоит из  1 файл

оптимизация словесных методов.docx

— 81.96 Кб (Скачать документ)

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому  данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учителю нужно выбирать хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения и воспитания.

 

Глава 2. Оптимизация педагогической системы воспитания.

 

 

 

§ 1. Понятие оптимизации.

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация (от лат. optimus — “наилучший”) - означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации  начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия: 
1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков. 
2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов. 
 3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время. 
4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.

Критерии оптимальности  процесса обучения (Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой  оптимизации является системный  подход, который требует рассматривать  все компоненты педагогического  процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации:

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных  форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод  или форма самые лучшие, так  сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным  при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод  лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.

§ 2. Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса.

Термин «эффективность»  вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продуктивное, полезное, действенное.

В теории и практике воспитания термин «эффективность» первоначально служил оценкой любого улучшения педагогического процесса. Поэтому в течение весьма длительного времени, когда речь шла об эффективности воспитательного процесса, рассматривались многочисленные компоненты воспитания, совершенствование которых повышало общий уровень образования.

По мере накопления эмпирических и теоретических данных становилось все более очевидным, что эффективность воспитания не означает простого улучшения отдельных компонентов воспитания, а является самостоятельным понятием, при помощи которого выполняется характеристика особого качества. В общем виде эффективность воспитательного процесса рассматривается в качестве показателя того, как в процессе воспитательной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость.

Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников  с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.

Получив свое развитие и  продемонстрировав эффективность  в учебном процессе, методика оптимизации  неизбежно привлекла внимание исследователей проблемы эффективности воспитательного процесса. Так, в 70-е годы Н.И. Болдырев, разрабатывая теоретические основы эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, отмечал: «На современном этапе развития нашего общества все большее значение приобретает тенденция к оптимизации процесса нравственного воспитания. Важно применять такие методы, которые обеспечивают оптимальное решение воспитательных задач».2

Специфика воспитательной деятельности вносит свои коррективы в процедуру  оптимизации, однако не исключает самой  сути оптимизации - поиска наилучшего по результатам варианта при рациональных затратах сил, времени, средств. Вместе с тем обучение и воспитание, хотя и едины и неразрывны, но нетождественны, и каждый из этих процессов имеет определенную автономность. Так, у них разные доминирующие логики: у обучения - это логика познания, у воспитания - это логика формирования отношений. Признание общей деятельностной основы в обучении и воспитании позволило найти единый подход и инструментарий к повышению их эффективности - оптимизационный подход.

Э.Г. Костяшкин теоретическим  фундаментом методики оптимизации воспитательного процесса считает «систему принципов и условий, соблюдение которых обеспечивает наилучшие результаты при минимальных затратах педагогических сил, материальных ресурсов и времени учащихся».3

М.М. Поташник под оптимизацией воспитательного процесса применительно к общеобразовательным учреждениям понимает «выбор и осуществление системы мер, которая позволяет педагогу получать не любые, не просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысше возможные для конкретных условий воспитательные результаты без перегрузки педагога и ученика за отведенный государством срок обучения и в соответствии с целями, поставленными обществом перед школой».4

Предложенное определение  может обусловить восприятие результата процесса оптимизации как идеального. Однако идеальный результат предполагает достижение вообще наивысших результатов, то есть, применительно к процессу воспитания, наличие у всех учащихся уровня воспитанности всесторонне развитых и всесторонне подготовленных молодых людей. Оптимальный же результат - не вообще наилучший, а максимально возможный: а) для данных конкретных условий и возможностей педагогов; б) на данном этапе, то есть с учетом реально имеющегося уровня воспитанности учащихся; в) исходя из особенностей личности учащегося, его реальных возможностей; г) с учетом реальных умений, навыков, особенностей конкретного педагога или педагогического коллектива.

Необходимость анализа с  научных позиций соотношения  понятий «эффективность» и «оптимизация» обусловлена имеющим место отождествлением их не только друг с другом, но и с понятиями «рационализация», «модернизация», «совершенствование», «интенсификация».

Рационализация процесса воспитания подразумевает более  целесообразную его организацию, улучшение его структуры. Модернизация означает обновление содержания, форм, методов воспитания, приведение их в соответствие с современными требованиями. Совершенствование может быть осуществлено за счет рационализации и модернизации и всегда означает частичное, избирательное улучшение процесса.

Эффективность воспитания, как правило, отождествляется с  повышением его результативности, зачастую независимо оттого, каким путем были достигнуты более высокие результаты. Оптимизация же предполагает достижение эффективности не любыми средствами, а «наиболее выгодным для конкретной ситуации комплексом мер».5 Кроме того, эффективность не требует достижения максимально возможного качества, а для оптимизации это обязательное условие.

Осуществленное нами соотнесение  сущности понятий «эффективность воспитательного процесса» и «оптимизация воспитательного процесса» позволяет сделать вывод о том, что эффективность воспитательного процесса есть одна из составляющих его оптимизации.

§ 3. Оптимизация педагогической эффективности словесных методов воспитания при их использовании в учебном процессе начальной школы.

Успех воспитания при данных методах зависят от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении.

Словесные методы воспитания требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. В первые годы работы советской школы к словесным методам воспитания относились отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер, вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

Современная дидактика придает  большое значение словесным методом  воспитания, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования научного мировоззрения, поведения, положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

Различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

1. Научности и идейности  направленности, заключающихся в  строго научном подходе к отбору материала и оценке его идейно-политической значимости.

2. Логической последовательности  и доказательности, которые обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

3. Ясности, четкости и  доходчивости, способствующих прочному  усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.

4. Образности, эмоциональности  и правильности речи учителя,  облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

5. Учету возрастных особенностей  учащихся, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала учителем на последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

Информация о работе Оптимизация педагогической эффективности словесных методов воспитания