Оптимизация педагогической эффективности словесных методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 03:22, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- на основе теоретического материала обосновать сущность словесного метода воспитания учащихся;
- раскрыть сущность понятия «оптимизация» и выявить цели, для достижения которых она создана.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Словесные методы воспитания 5
§ 1. Понятие метода воспитания 5
§ 2. Классификация методов воспитания 7
§ 3. Словесные методы воспитания 8
Глава 2. Оптимизация педагогической системы воспитания 19
§ 1. Понятие оптимизации 19
§ 2. Теоретическое обоснование педагогических условий
эффективности и оптимизации воспитательного процесса 21
§ 3. Оптимизация педагогической эффективности словесных
методов воспитания при их использовании в учебном
процессе начальной школы 25
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 36
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Приложение 4 39

Работа состоит из  1 файл

оптимизация словесных методов.docx

— 81.96 Кб (Скачать документ)

 

Заключение

 

 

 

Метод воспитания - это форма  теоретического и практического  освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и  развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические  основания к проблеме методов  воспитания.

Словесный метод воспитания – один из наиболее эффективных  методов воспитания на ранней стадии развития человека. Успех словесных методов воспитания, используемый в учебном процессе, зависит от умения учителя правильно построить словесное объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода от других методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым в учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.

Выделяются такие виды словесного метода воспитания, как  рассказ, беседа, лекция, дискуссия и работа с книгой.

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют  речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм - засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.

Оптимизация процесса воспитания предполагает не только эффективность применения данного метода, но и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня. Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.

Список использованной литературы

  1. Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. 
    М.,1979.
  2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1996.
  3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004.
  4. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000.
  5. Вигман С. Л. Шпаргалка по педагогике: учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005.
  6. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук. – М., 1999.
  7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  9. Поташкин М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. – М.: Знание, 1994.
  10. Ткаченко Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования // Педагогика. – 2005
  11. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. - Рыбинск. 1997.
  12. Электронная версия учебного пособия. «Педагогика школы в двух словах». В.В.Воронов - http://mgou.h11.ru/index.php?page=r691f2d7&directory=6.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Методы воспитания и их функции

Метод

воспитания

Теоретическая оценка пригодности

для выполнения функций

обучающей

развивающей

воспитывающей

побуждающей

контрольно-коррекционной

Рассказ

+++++

+++++

+++++

+++++

++

Беседа

+++++

+++++

+++++

+++++

++

Лекция

+++++

+++++

++++

++++++

+

Дискуссия

+++

+++++

+++++

+++++

++++

Работа с книгой

+++++

+++++

+++++

+++++

+++++


 

Знак (+) означает, что метод пригоден для достижения цели.

 

 

Приложение 2

Сравнительная эффективность  словесных методов воспитания

Метод

воспитания

Формирование

кругозора, мировоззрения

теоретических знаний

практических умений

умений добывать, систематизировать и применять знания

умения учиться, навыков самообразования

навыков упрочения знаний, умений

Рассказ

+!

+

-

+

-

+

Беседа

+!

+!

-

+

+

+

Лекция

+!

+!

-

+

+

+

Дискуссия

+

+

+

+

+

+

Работа с книгой

+

+!

+

+

+

+!


 

Знак (+!) означает, что метод  лучше других способствует решению  задачи, (+) или (-) – пригоден или не пригоден для достижения цели.

 

 

Приложение 3

Сравнительная эффективность  словесных методов воспитания

Метод

воспитания

Развитие

мышления

познавательного интереса

активности

памяти

воли

способности выражать мысли

эмоций

Рассказ

+

+

-

+

+

-

+

Беседа

+!

+!

+!

+

+

+

+!

Лекция

+

+

+

+!

+!

-

+

Дискуссия

+!

+!

+!

+

+

+!

+

Работа с книгой

+!

+!

+

+

+

+

+


 

Знак (+!) означает, что метод  лучше других способствует решению  задачи, (+) или (-) – пригоден или не пригоден для достижения цели.

 

Приложение 4

Сравнительная эффективность  словесных методов воспитания

Метод

воспитания

Побуждение к

продуктивному мышлению

применению полученных знаний, умений

проявлению инициативы, самостоятельности

соревнованию

коллективному сотрудничеству

Рассказ

-

-

-

-

-

Беседа

+

+

+

+

+

Лекция

+

-

-

-

-

Дискуссия

+!

+!

+!

+!

+!

Работа с книгой

+

+

+

-

-


 

Знак (+!) означает, что метод  лучше других способствует решению  задачи, (+) или (-) – пригоден или не пригоден для достижения цели.

1 Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

2 Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1996.

3 Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук. – М., 1999.

4 Поташкин М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. – М.: Знание, 1994.

5 Поташкин М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. – М.: Знание, 1994.

 

 


Информация о работе Оптимизация педагогической эффективности словесных методов воспитания