Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 03:22, курсовая работа
Задачи исследования:
- на основе теоретического материала обосновать сущность словесного метода воспитания учащихся;
- раскрыть сущность понятия «оптимизация» и выявить цели, для достижения которых она создана.
Введение 3
Глава 1. Словесные методы воспитания 5
§ 1. Понятие метода воспитания 5
§ 2. Классификация методов воспитания 7
§ 3. Словесные методы воспитания 8
Глава 2. Оптимизация педагогической системы воспитания 19
§ 1. Понятие оптимизации 19
§ 2. Теоретическое обоснование педагогических условий
эффективности и оптимизации воспитательного процесса 21
§ 3. Оптимизация педагогической эффективности словесных
методов воспитания при их использовании в учебном
процессе начальной школы 25
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 36
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Приложение 4 39
Заключение
Метод воспитания - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов воспитания.
Словесный метод воспитания – один из наиболее эффективных методов воспитания на ранней стадии развития человека. Успех словесных методов воспитания, используемый в учебном процессе, зависит от умения учителя правильно построить словесное объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода от других методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым в учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.
Выделяются такие виды словесного метода воспитания, как рассказ, беседа, лекция, дискуссия и работа с книгой.
Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм - засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.
Оптимизация процесса воспитания предполагает не только эффективность применения данного метода, но и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня. Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1
Методы воспитания и их функции
Метод воспитания |
Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций | ||||
обучающей |
развивающей |
воспитывающей |
побуждающей |
контрольно-коррекционной | |
Рассказ |
+++++ |
+++++ |
+++++ |
+++++ |
++ |
Беседа |
+++++ |
+++++ |
+++++ |
+++++ |
++ |
Лекция |
+++++ |
+++++ |
++++ |
++++++ |
+ |
Дискуссия |
+++ |
+++++ |
+++++ |
+++++ |
++++ |
Работа с книгой |
+++++ |
+++++ |
+++++ |
+++++ |
+++++ |
Знак (+) означает, что метод пригоден для достижения цели.
Приложение 2
Сравнительная эффективность словесных методов воспитания
Метод воспитания |
Формирование | |||||
кругозора, мировоззрения |
теоретических знаний |
практических умений |
умений добывать, систематизировать и применять знания |
умения учиться, навыков самообразования |
навыков упрочения знаний, умений | |
Рассказ |
+! |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Беседа |
+! |
+! |
- |
+ |
+ |
+ |
Лекция |
+! |
+! |
- |
+ |
+ |
+ |
Дискуссия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Работа с книгой |
+ |
+! |
+ |
+ |
+ |
+! |
Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, (+) или (-) – пригоден или не пригоден для достижения цели.
Приложение 3
Сравнительная эффективность словесных методов воспитания
Метод воспитания |
Развитие | ||||||
мышления |
познавательного интереса |
активности |
памяти |
воли |
способности выражать мысли |
эмоций | |
Рассказ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Беседа |
+! |
+! |
+! |
+ |
+ |
+ |
+! |
Лекция |
+ |
+ |
+ |
+! |
+! |
- |
+ |
Дискуссия |
+! |
+! |
+! |
+ |
+ |
+! |
+ |
Работа с книгой |
+! |
+! |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, (+) или (-) – пригоден или не пригоден для достижения цели.
Приложение 4
Сравнительная эффективность словесных методов воспитания
Метод воспитания |
Побуждение к | ||||
продуктивному мышлению |
применению полученных знаний, умений |
проявлению инициативы, самостоятельности |
соревнованию |
коллективному сотрудничеству | |
Рассказ |
- |
- |
- |
- |
- |
Беседа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Лекция |
+ |
- |
- |
- |
- |
Дискуссия |
+! |
+! |
+! |
+! |
+! |
Работа с книгой |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, (+) или (-) – пригоден или не пригоден для достижения цели.
1 Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
2 Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1996.
3 Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук. – М., 1999.
4 Поташкин М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. – М.: Знание, 1994.
5 Поташкин М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. – М.: Знание, 1994.
Информация о работе Оптимизация педагогической эффективности словесных методов воспитания