Организация, формы и приемы проверки на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание

Актуальность. Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.

Содержание

Содержание
Введение 3
1.Классификация форм проверки знаний учащихся 5
1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся 5
1.2 Виды контроля учащихся 9
2. Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях 15
2.1 Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся 15
2.2 Особенности проведения деловой игры «Работа над проектом» на уроках истории 21
Заключение 26
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Организация, формы и приемы проверки на уроках истории.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

Если ответ  или работа учащегося будет заслуживать удовлетворительной оценки, необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки.

В последнем  случае следует учитывать, что причины  плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительными причинам следует отнести леность или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду.

Учителю следует  иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученика вызывает огорчение, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать  к активному труду, направленному  на повышение успеваемости, на другого  действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное [18, c.77].

Учитель - не контролер  и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему  необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает по не зависящим от него причинам. Как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педагогических требованиях к ним и как можно меньше формализма - вот что требуется от каждого учителя.

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель — установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала - темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему, то это тематический контроль. Его задача - проверить и оценить знания учеников но каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.

Учащиеся в  ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля:

•  ученику  предоставляется дополнительное время  для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать  материал, исправить полученную ранее отметку.

•  при выставлении  окончательной отметки учитель  не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки  по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.

•  возможность получения более высокой оценки своих знаний.

 Уточнение  и углубление знаний становится  мотивированным действием ученика,  отражает его желание и интерес  к учению [16, c.33].

Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль — экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль  — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов.

В зависимости  от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

•  внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

•  взаимный (осуществляется учеником над деятельностью  товарища);

•  самоконтроль (осуществляется учеником над собственной  деятельностью).

Общим для педагогики вопросом является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с разных точек зрения:

•  способов (традиционный или нетрадиционный);

•  характера (субъективный, объективный);

•  использования  ТСО (машинный, безмашинный);

•  формы (устный, письменный);

•  времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);

•  массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);

•  контролирующего  лица (учитель, ученик - напарник, самоконтроль);

•  дидактического материала:

•  контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);

•  с дидактическим  материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);

•  на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

•  на основе нового материала, сходного по форме  и содержанию с усвоенным ранее  материалом.

Для эффективного функционирования системы педагогического  контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих условий:

•  объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);

•  гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

•   незыблемость - выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению ни с какой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор остается прежним) [7, c.102].

2. Практическое  применение нетрадиционных методов  контроля знаний, умений и навыков на занятиях

2.1 Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно.

Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее  заготовленных матриц, с вопросами  и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов  только один правильный, фиксируя, его  знаком « X » или « + ». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.

За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной  матрице означает неправильный ответ  и оценивается нулем.

Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс [22, c.16].

Образец карточки заданий (рабочей матрицы), выдаваемой учащимся:

Вопросы

Варианты ответов

 

1

2

3

4

5

           
           
           

 

Карточка ответов: Вопросы Варианты ответов

Вопросы

Варианты ответов

 

1

2

3

4

5

     

+

   
   

+

     
         

+


 

Контрольная матрица (ключ): 

         
         
         

 



- отверстия,  прорезанные в матрице для  контроля правильных ответов. 

Подводя итоги, можно так сформулировать достоинства  и недостатки матричного контроля знаний:

• достоинства 

– экономия времени  при проверке ответов учащихся;

– безошибочность оценки знаний даже в случае усталости  преподавателя;

• недостатки

– большие затраты  времени на подготовку матриц и карточек;

– большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек).

Викторина-зачет

Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу  курса, по теме.

Классу предварительно предлагаются следующие условия  игры (критерии оценок):

•  за каждый полный ответ - 2 фишки;

•  за хорошее  дополнение к ответу - 1 фишка.

В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50.

Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет  по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки - четверку, 2 фишки - тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра [12, c.55].

Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»

Эта форма зачета является промежуточной между коллективной системой контроля знаний и индивидуальным опросом.

Весь класс (по взаимным симпатиям) разбивается на две группы - команды; во главе каждой выбирается капитан. Группам дается 10-15 минут на то, чтобы сформулировать 10 вопросов по изученной теме. Каждая группа уединяется в противоположной части классной комнаты, чтобы потенциальный противник не подслушал вопросы.

По истечении  отведенного времени начинается жеребьевка. Команда капитана, вытянувшая фишку, начинает задавать вопросы противнику. Если получен правильный ответ, этой группе засчитывается 2 балла (преподаватель фиксирует их на доске): Команда Баллы за ответы на вопросы  

Команда

Баллы за ответы на вопросы

Всего баллов

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Б

                   

 

Если ответ  неполный, то команда, задающая вопросы, должна дополнить ответ сама, и  тогда каждой группе засчитывается  по 1 баллу.

Если же группа не смогла дать ответа на вопрос, противник  отвечает сам, получает за ответ 2 балла  и задает «слабакам» очередной вопрос.

Так продолжается до полного заполнения таблицы. Подводятся итоги. Если результаты близки, то победителям  в журнал ставятся пятерки, потерпевшим  поражение - четверки. Если же разница  в сумме набранных баллов велика, проигравшим оценки вообще не выставляются и они должны отчитаться по этой теме перед преподавателем в консультационное время [20, c.33].

Методика С.Д. Шевченко

Зачет по крупной  теме проводится в 2 этапа — повторительно-обобщающий и собственно зачет.

Повторительно-обобщающий этап. Обычно это полтора урока, так как это занятие начинается со второй половины последнего по теме урока. Последняя тема изучена, и оставшиеся 20-25 минут можно отвести на повторение и закрепление нового материала.

Учащийся, отвечающий за оборудование класса, должен быть предупрежден о том, что нужно подготовить к уроку все логические опорные схемы, относящиеся к законченной теме, и другой иллюстрационный материал.

Учащимся предоставляется  возможность ознакомиться со всеми  этими схемами или своими конспектами: не возбраняются консультации с товарищами или просмотр учебника. На это отводится всего 3-4 минуты (но как они важны!). Их значимость определяется тем, что школьники впервые увидели темы в целом, а не фрагментарно... Так учащимся легче выяснить, какие упущения при изучении темы ими допущены, каковы уязвимые места в их знаниях.

Затем начинается предварительный (пробный) опрос. Оценки при этом не ставятся, ведь это только репетиция; иногда, наоборот, учащиеся задают вопросы учителю и выясняют, уточняют упущенное из внимания раньше.

На следующем  уроке повторительно-обобщающий этап продолжается, но уже в форме научной  конференции, дискуссии, театрализации  или деловой игры. Все это отличается от обычных бесед, опроса тем, что  проходит в форме серьезной учебной игры, где учащиеся не только выполняют логические задания, но и активно участвуют в организации занятия, эффективность которого благодаря этому значительно возрастает [21, c.56].

Собственно  зачет может иметь разные проявления. Уже на предварительно-обобщающем этапе учитель может поставить некоторым ученикам «зачет-автомат», но предпочтительно, чтобы все опрашивались и не создавалось впечатление о ком-то «избранном». Нередко даже сами учащиеся отказываются от «автоматического» зачета, мотивируя так:

Информация о работе Организация, формы и приемы проверки на уроках истории