Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:37, курсовая работа
Актуальность. Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.
Содержание
Введение 3
1.Классификация форм проверки знаний учащихся 5
1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся 5
1.2 Виды контроля учащихся 9
2. Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях 15
2.1 Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся 15
2.2 Особенности проведения деловой игры «Работа над проектом» на уроках истории 21
Заключение 26
Список литературы 27
• Я сам хочу убедиться в своих знаниях;
• Лучше я сдам зачет, как и все в классе;
• От пятерки «автоматом» - никакого удовольствия.
Те учащиеся, которые сдали зачет на «5» по теме, приобретают звание «Учитель по теме №...». Такие «учителя» выбирают себе по 1-2 ассистента и начинают работать микрогруппой.
Постепенно штат «учителей» растет, зачет принимает все большие масштабы. Весь класс (хотя в нем - рабочий гул) занят работой, и даже присутствие случайных посторонних (например, других учителей) никого не смущает.
Объективность
проверки знаний «учителями» довольно
высокая, потому что высокая требовательность
оговорена правилами игры. Школьный
преподаватель выборочно
С педагогической точки зрения такая форма контроля знаний весьма ценна, потому что в течение 20-25 минут интеллектуально работает не только каждый ученик, но и «учитель». В результате все учащиеся (и «учитель», и опрашиваемый) знают после сдачи зачета любую темы намного лучше, чем до зачета. Так реализуется принцип непрерывности обучения [13, c.44].
Каждый «учитель»
ведет учебную карту,
Учебная карта
Учитель темы № ___
Учащийся ______________________
Номера урочных тем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Оценка |
Оценка за первое логическое задание ___
Оценка за второе логическое задание ___
Общая оценка за учебную тему ___
Подпись "темы № ___" ___________________________
Оценка педагога при перепроверке _________
Учительская перепроверка ведется довольно быстро, так как опрос выборочный. Если кто-то из учащихся недоволен полученной на зачете оценкой, он может пересдать его, но уже педагогу, и притом вне урока - в часы консультации.
Зачет-игра по теме (разделу)
Группа или класс делится на 5 команд по 5 игроков каждая; после предварительной консультации по изучаемому разделу с учениками (студентами), успевающими по учебной дисциплине, назначаются лидеры и объясняются их действия по ходу игры.
Лидеры получают контрольные карточки. Дается команда на начало игры. Члены команд занимают места у правых столов. Ведущим может быть и преподаватель, и учащийся (студент). Ответ должен быть дан в течение одной минуты. Через каждую минуту ведущий подает звуковой сигнал, означающий начало следующего ответа. Каждый ученик должен побывать за каждым из 5 правых столов и ответить на один вопрос.
Через 5 минут (после пяти ответов) ведущий переходит к следующему столу (в его контрольной карточке в графе «Номер стола» указан маршрут команды, например:
1, 2, 3, 4, 5; 5, 1, 2, 4, 3; 2, 3, 3, 4, 1).
Итоги игры подводятся следующим образом. Лидер команды но контрольной карточке объявляет число баллов, набранное каждым участником игры, одновременно указывая вопросы, вызвавшие затруднения. Чтобы получить зачет, учащийся (студент) должен набрать не менее 13 баллов из 25 возложенных (ответы на все вопросы оцениваются по пятибалльной шкале) [3, c.18].
Форма контрольной карточки (выдается лидеру команды)
№№ п.п. |
Ф.И.О. студента |
Номер стола | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
Маршрут движения: 2, 3, 4, 5, 1.
Форма учебной карточки, "работающей" за каждым столом.
Подтема: ____________________________
Вопросы:
1. ______________________________
2. ______________________________
3. ______________________________
4. ______________________________
5. ______________________________
Деловая игра «Работа над проектом» является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, к сожалению, не получивший должного применения ни в начальной, ни в основной школах. Однако, огромные объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю в современной школе, подталкивают педагогов к поиску инновационных форм учебной деятельности, интерактивных методов обучения, и в том числе — к применению проектов. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать высокий уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов [12, c.66].
Проект — в переводе с латинского означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед"). Существуют разные типы проектов, но в школе применяется только один — учебно-познавательный.
Учебно-познавательный проект — это: «ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися». За определенное время (от одного урока до 2-3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.
Главные условия организации работы над проектом.
1. Профессионализм
учителя, знание им
2. Обучение учащихся и овладение ими технологии проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, достижении цели проекта.
3. Стремление
учащихся участвовать в работе
над проектом; определенный уровень
владения знаниями по предмету
и общеучебными
4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.
5. Доступность информации о ходе проекта.
Методика проектной
1. Выбор проблемы,
обоснование практической
2. Определение цели и поэтапных задач.
3. Определение
масштабов работы, средств и
методов достижения цели, рамки
интеграции с другими
4. Формулировка гипотезы, идеи реализации.
5. Выбор исполнителя
или команды для осуществления
проекта. Распределение
6. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее структуру. (Модель - это условный образ, схема конечного результата проекта).
7. Выбрать двух учащихся, отвечающих за информационное обеспечение проекта – выпуск бюллетеней. Обозначить основные принципы оформления, периодичность выпуска [22, c.38].
Требования учителя:
- Проект разрабатывается
по инициативе учащихся, но тема
может быть предложена
- Проект следует
сделать значимым для
Работа по проекту
носит исследовательский
- Проект педагогически
значим, то есть учащиеся в
процессе его осуществления
- Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время, по мере его развертывания, допускается гибкость и изменения.
- Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости.
- Проект реалистичен,
имеет определенную
Этапы проектирования:
1. Исходный.
разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их достижения).
2. Этап разработки.
Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога.
3. Этап реализации проекта.
интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся.
4. Завершение проекта.
Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.
Примерные темы проектов по истории.
1. Мир глазами древних шумерца, египтянина и китайца.
2. Нравы и быт древних эллинцев и римлян.
3. Идеалы и
образование в раннее
4. Путь "из
варяг в греки" – фактор
образования русской
5. Экологические проблемы современного Казахстана.
6. Феномен православной русской культуры.
7. Одежда и украшения казахов.
8. Бронзовый век Казахстана.
9. "От каменного рубила до компьютера".
10. Первая мировая война и причины восстания казахов.
11. Альтернативы развития Казахстана в XVI веке.
12. Учебник истории, каким он должен быть.
С давних
времён установлено, что в
Этап учёта
знаний, умений, навыков школьников
является необходимым звеном
в цепи процесса обучения истор
Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.
Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Информация о работе Организация, формы и приемы проверки на уроках истории