Организация, формы и приемы проверки на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание

Актуальность. Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.

Содержание

Содержание
Введение 3
1.Классификация форм проверки знаний учащихся 5
1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся 5
1.2 Виды контроля учащихся 9
2. Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях 15
2.1 Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся 15
2.2 Особенности проведения деловой игры «Работа над проектом» на уроках истории 21
Заключение 26
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Организация, формы и приемы проверки на уроках истории.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

•  Я сам  хочу убедиться в своих знаниях;

•  Лучше  я сдам зачет, как и все в  классе;

•  От пятерки  «автоматом» - никакого удовольствия.

Те учащиеся, которые сдали зачет на «5»  по теме, приобретают звание «Учитель по теме №...». Такие «учителя» выбирают себе по 1-2 ассистента и начинают работать микрогруппой.

Постепенно  штат «учителей» растет, зачет принимает  все большие масштабы. Весь класс (хотя в нем - рабочий гул) занят  работой, и даже присутствие случайных  посторонних (например, других учителей) никого не смущает.

Объективность проверки знаний «учителями» довольно высокая, потому что высокая требовательность оговорена правилами игры. Школьный преподаватель выборочно контролирует оценки, выставленные «коллегами»; несовпадение мнений - необычная редкость.

С педагогической точки зрения такая форма контроля знаний весьма ценна, потому что в  течение 20-25 минут интеллектуально  работает не только каждый ученик, но и  «учитель». В результате все учащиеся (и «учитель», и опрашиваемый) знают  после сдачи зачета любую темы намного лучше, чем до зачета. Так реализуется принцип непрерывности обучения [13, c.44].

 Каждый «учитель»  ведет учебную карту, заготовленную  заранее:

Учебная карта

Учитель темы № ___

Учащийся ______________________

Номера  урочных тем

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка

                   

 

Оценка  за первое логическое задание ___

Оценка  за второе логическое задание ___

Общая оценка за учебную тему ___

Подпись "темы № ___" ___________________________

Оценка  педагога при перепроверке _________

Учительская перепроверка ведется довольно быстро, так как опрос выборочный. Если кто-то из учащихся недоволен полученной на зачете оценкой, он может пересдать его, но уже педагогу, и притом вне урока - в часы консультации.

Зачет-игра по теме (разделу)

Группа или  класс делится на 5 команд по 5 игроков каждая; после предварительной консультации по изучаемому разделу с учениками (студентами), успевающими по учебной дисциплине, назначаются лидеры и объясняются их действия по ходу игры.

Лидеры получают контрольные карточки. Дается команда на начало игры. Члены команд занимают места у правых столов. Ведущим может быть и преподаватель, и учащийся (студент). Ответ должен быть дан в течение одной минуты. Через каждую минуту ведущий подает звуковой сигнал, означающий начало следующего ответа. Каждый ученик должен побывать за каждым из 5 правых столов и ответить на один вопрос.

Через 5 минут (после  пяти ответов) ведущий переходит  к следующему столу (в его контрольной  карточке в графе «Номер стола» указан маршрут команды, например:

1, 2, 3, 4, 5; 5, 1, 2, 4, 3; 2, 3, 3, 4, 1).

Итоги игры подводятся следующим образом. Лидер команды  но контрольной карточке объявляет  число баллов, набранное каждым участником игры, одновременно указывая вопросы, вызвавшие затруднения. Чтобы получить зачет, учащийся (студент) должен набрать не менее 13 баллов из 25 возложенных (ответы на все вопросы оцениваются по пятибалльной шкале) [3, c.18].

Форма контрольной карточки (выдается лидеру команды)

№№

п.п. 

Ф.И.О. студента

Номер стола

 

1

 

2

 

3

 

4

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

 

Маршрут движения: 2, 3, 4, 5, 1.

Форма учебной карточки, "работающей" за каждым столом.

Подтема: ____________________________

Вопросы:

1. _______________________________________

2. _______________________________________

3. _______________________________________

4. _______________________________________

5. _______________________________________

2.2 Особенности проведения деловой игры «Работа над проектом» на уроках истории

Деловая игра «Работа  над проектом» является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, к сожалению, не получивший должного применения ни в начальной, ни в основной школах. Однако, огромные объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю в современной школе, подталкивают педагогов к поиску инновационных форм учебной деятельности, интерактивных методов обучения, и в том числе — к применению проектов. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать высокий уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание,  способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная  деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения,  распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует  возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов [12, c.66].

Проект —  в переводе с латинского означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед"). Существуют разные типы проектов, но в школе  применяется только один — учебно-познавательный.

Учебно-познавательный проект — это: «ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися». За определенное время (от одного урока до 2-3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

Главные условия организации работы над проектом.

1. Профессионализм  учителя, знание им особенностей  проектной методики, осознание   широких возможностей развития  учащихся в процессе проектной  деятельности.

2. Обучение учащихся  и овладение ими технологии  проектной деятельности (умение  определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко,  систематически выполнять спланированную  работу, что является непременным условием для  развития школьников, участвующих в реализации проекта, достижении цели проекта.

3. Стремление  учащихся участвовать в работе  над проектом; определенный уровень  владения знаниями по предмету  и общеучебными интеллектуальными  умениями.

4. Начатую совместную  работу учителя и учащихся  по проекту следует  доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

5. Доступность  информации  о ходе проекта. 

Методика проектной деятельности.

1. Выбор проблемы,  обоснование практической значимости  ее результата.

2. Определение  цели   и поэтапных задач.

3. Определение  масштабов  работы, средств и  методов достижения цели, рамки  интеграции с другими предметами, предполагаемые сложности, сроки,  разделение всей работы на этапы.

4. Формулировка  гипотезы, идеи реализации.

5. Выбор исполнителя  или команды для осуществления  проекта. Распределение обязанностей  на каждом из этапов проекта  при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.

6. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее структуру. (Модель - это  условный образ, схема конечного результата проекта).

7. Выбрать двух  учащихся, отвечающих за информационное  обеспечение проекта – выпуск  бюллетеней. Обозначить основные  принципы оформления, периодичность выпуска [22, c.38].

Требования  учителя:

- Проект разрабатывается  по инициативе учащихся, но тема  может быть предложена учителем. Тема для всего класса может  быть одна, но пути ее реализации  в каждой группе будут разные. Возможно одновременное выполнение учащимися в классе разных проектов.

- Проект следует  сделать значимым для ближайшего  и опосредованного окружения  учащихся.

Работа по проекту  носит исследовательский характер, моделирует работу в научной лаборатории  и поэтому необходимо разработать аппарат исследования,  обосновать его.

- Проект педагогически  значим, то есть учащиеся в  процессе его осуществления приобретают  новые знания, строят новые отношения,  овладевают  общеучебными умениями.

- Проект заранее  спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время, по мере его развертывания, допускается гибкость и изменения.

- Проект рекламируется  в рамках класса, параллели, школы  с целью повышения мотивации  участия в его реализации, осознания  его общественной значимости.

- Проект реалистичен,  имеет определенную практическую  значимость,  сориентирован на  возможности учащихся. Предполагает  широкое разнообразие тем [12, c.69].

Этапы проектирования:

1. Исходный.

разработка  основных идей, констатация изученности  проблемы, сбор и анализ  данных,  обоснование актуализации, формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их достижения).

2. Этап разработки.

Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов  управления и контроля, коррекция  со стороны педагога.

3. Этап реализации проекта.

интегрирование  и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся.

4. Завершение проекта.

Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.

Примерные темы проектов по истории.

1. Мир глазами  древних шумерца, египтянина и  китайца.

2. Нравы и  быт древних эллинцев и римлян.

3. Идеалы и  образование в раннее Средневековье.

4. Путь "из  варяг в греки" – фактор  образования русской государственности".

5. Экологические проблемы современного Казахстана.

6. Феномен православной  русской культуры.

7. Одежда и украшения казахов.

8. Бронзовый век Казахстана.

9. "От каменного  рубила до компьютера".

10. Первая мировая война и причины восстания казахов.

11. Альтернативы  развития Казахстана в XVI веке.

12. Учебник истории,  каким он должен быть.

 

Заключение

 С давних  времён установлено, что в процессе  познания важнейшим условием  усвоения является постепенность.  Разбор любого учебного материала  необходимо начинать с более  общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.

 Этап учёта  знаний, умений, навыков школьников  является необходимым звеном  в цепи процесса обучения истории и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ.

Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. Критерии характеризуют  качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.

Таким образом, можно только тогда правильно  организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и  навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

 

Информация о работе Организация, формы и приемы проверки на уроках истории