Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:04, курсовая работа
Цель - организация внеклассного мероприятия по информатике в старших классах. Задачи:
изучить литературу, электронные образовательные ресурсы по теме исследования;
выявить формы, методы и содержание организации внеклассной работы по информатике;
разработать и провести внеклассное мероприятие по информатике в старших классах.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ............................................................................5 1.1 Сущность внеклассной работы по информатике.................................5 1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике...........................6 1.3 Содержание внеклассной работы по информатике...........................10 1.4 Формы внеклассной работы по информатике....................................15 2. РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ДЕЛОВУЮ ИГРУ.....................................................................................21 2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия.................................21 2.2 Общие положения деловой игры "Чья фирма успешнее?"...............22 2.3 Этапы и содержание игры....................................................................24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................35 ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................37
В пособии выделены
лишь некоторые направления
1.4 Формы внеклассной работы по информатике
Первая группа - фронтальные формы. Деятельность учащихся организована по принципу "рядом": они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий [21: 15]. Вторая группа форм организации внеклассной деятельности характеризуется принципом "вместе". Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессе такой организации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а внеклассная работа - коллективной внеклассной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей обратной связи между ним и учащимися. По принципу "вместе" может быть организована деятельность в парах, в малых группах, в классе [21: 20]. Первая группа отличается простотой организации для педагога, но мало формирует навыки коллективного взаимодействия. Вторая группа незаменима для развития умений сотрудничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрастных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных форм требует от педагога больших временных затрат и определенных организаторских умений. В этом заключается ее сложность для педагога. Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимосвязаны и дополняют друг друга [17: 87]. Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что часто используются популярные формы, пришедшие из телевидения: КВН, "Что? Где? Когда?", "Угадай мелодию", "Поле чудес", "Огонек" и т.д. Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций [16: 43]. Формы массовой внеклассной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого учащегося через коллектив. Они способствуют развитию умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Согласно Калечиц Т.Н., кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеклассной работы [9: 23]. Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусства, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки. Кружок - одна из основных форм вне учебной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п. [9: 32]. Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении общешкольной недели информатики. К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества, временные коллективы и т.д. Широкое распространение в недалеком прошлом имели клубы - политические, пионерские, комсомольские, интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интересных встреч и т.д., действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, уставы и положения [17: 49]. Работа клубов может быть возрождена на основе новых информационных технологий. Так, в настоящее время многие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могут быть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции переводчиков, истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т.д. В работе клубов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д. Учащиеся ряда школ с удовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может выступать и как самостоятельная форма деятельности, и как вспомогательная для реально существующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной и внешкольной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся. Во внеклассной деятельности следует широко использовать такие формы массовой работы, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров лишь часть учащихся выступает в качестве организаторов и исполнителей. А в таких мероприятиях, как посещение вычислительного центра, просмотр кинофильма, встреча с интересными людьми, лекция, все участники являются зрителями или слушателями [18: 73]. В последнее время все большую популярность среди учащихся, проявляющих к изучению информатики повышенный интерес и способности, завоевывают такие формы углубленной подготовки, примыкающие к внеклассной работе, как юношеские школы информатики, заочные физико-математические школы (ЗФМШ), школы и классы с уклоном по информатике, летние компьютерные лагеря и т.п. В качестве средств на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музыкальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства. Некоторые формы внеклассных мероприятий. 1. Вечер информатики - это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, виды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообразительность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викторин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют класс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатывает у школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы [22: 83]. 2. Викторина по информатике - это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также задачи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше всего предлагать комбинированные викторины. 3. Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями "компьютерных" профессий; с представителями других профессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д. [22: 94].
2. РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО
2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия
Деловые игры - активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемых объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных целей, структурирование системы деловых отношений участников. Деловые игры с детьми обычно имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара. Основными признаками деловых игр В.Я. Платов считает [24: 38]:
Разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры. В деловых играх учащиеся планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, которая от этапа к этапу отслеживается ведущими. Сюда же могут быть отнесены коллективные творческие дела, в которых школьники, играя, планируют и осуществляют реальную общественную деятельность. Деловые игры достаточно сложны для школьников, так как в них нет четкой сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Для участников необходимо создавать мотивацию и поддерживать ее в процессе мероприятия. Во-первых, участникам интересно заниматься настоящим, серьезным, взрослым делом. Во-вторых, работа должна быть организована в творческих группах, созданных по интересам. В-третьих, они должны видеть реальные результаты своей работы: алгоритм решения задачи, план мероприятия и т.д. [24: 41]: Деловые игры во внеклассной работе - перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и взрослых - педагогов, родителей. Деловые игры должны разрабатываться специально для определенного возраста, учитывающего психофизиологические особенности учащихся. Можно выделить четыре типа деловых игр, которые могут найти применение во внеклассной работе: крупномасштабные (несколько классов) и длительные (несколько месяцев) деловые игры; игры, основанные на анализе фактической информации; краткосрочные деловые игры, в которых занят весь класс; настольные деловые игры [24: 40]:
2.2 Общие положения деловой игры "Чья фирма успешнее?"
1. Игра проходит
между двумя группами учащихся
из 6 - 8 человек в каждой, которые
образуют "фирму" (это могут
быть ученики одного или
3. Программное обеспечение:
4. Другая информация на компьютерах:
5. Реквизит:
2.3 Этапы и содержание игры
Ведущий игру учитель
сообщает, что, для того чтобы начать
игру, фирмам надо заработать начальный
капитал, ответив на вопросы кроссворда.
Для этого программистам
По истечении
выделенного для решения
После окончания "проверки" сотрудников первой фирмы, "проверяются" сотрудники второй (действия "конкурирующей" фирмы аналогичны). Таблица 1.
Раздел |
Термины |
"Она в 101 класс ходила" |
Основание, цифра, разряд, система счисления, 0 и 1 |
"С азбукой Морзе дружны" |
Точка и тире, кодирование, 1 бит, алфавит, 1 байт |
"На звук и цвет товарищей нет" |
Наушники, RGB (красный, зеленый, синий), разрешающая способность экрана, глубина цвета, частота звука |
"Устройства разные бывают" |
Мышь, графопостроитель (плоттер), джойстик, принтер, жидкокристаллический монитор |
"Всех излечит Айболит" |
Вирус, интернет-черви, ревизор, антивирусная программа, блокировщик (брандмауэр) |
"Этих окон (Windows) негасимый свет" |
Окно приложения, ярлык, папка, панель задач, кнопка Развернуть |
Дополнительные задания к кроссворду:
1. Перечислите все дополнительные
(нестандартные) устройства
Процессор |
Оперативная память | ||
Шина данных |
|||
Шина адреса |
Магистраль | ||
Шина управления |
|||
Устройства ввода |
Долговременная память |
Устройства вывода |
Сетевые устройства |
Микрофон |
Винчестер |
Принтер |
Модем |
3. Из терминов, имеющихся
в кроссворде, образуйте пары
слов по принципу: прилагательное
- существительное.
Информация о работе Организация внеклассного мероприятия по информатике в старших классах