Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:04, курсовая работа
Цель - организация внеклассного мероприятия по информатике в старших классах. Задачи:
изучить литературу, электронные образовательные ресурсы по теме исследования;
выявить формы, методы и содержание организации внеклассной работы по информатике;
разработать и провести внеклассное мероприятие по информатике в старших классах.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ............................................................................5 1.1 Сущность внеклассной работы по информатике.................................5 1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике...........................6 1.3 Содержание внеклассной работы по информатике...........................10 1.4 Формы внеклассной работы по информатике....................................15 2. РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ДЕЛОВУЮ ИГРУ.....................................................................................21 2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия.................................21 2.2 Общие положения деловой игры "Чья фирма успешнее?"...............22 2.3 Этапы и содержание игры....................................................................24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................35 ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность - внеклассная работа
является одним из важных средств развития
личности школьника, поэтому проблема
организации внеклассной работы по информатике
имеет большое значение для профессиональной
подготовки будущего учителя информатики. Являясь
составной частью воспитательной работы
в школе, внеклассная работа направлена
на достижение общей цели обучения и воспитания
- усвоения ребенком необходимого для
жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы
ценностей.
Гипотеза - если будут выявлены оптимальные формы, методы, содержание внеклассной работы по информатике, то это будет способствовать развитию интереса к предмету. Методы исследования - изучение, анализ, сравнение, наблюдение, беседа.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Сущность внеклассной работы по информатике
Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно. Оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров относятся к внеклассной работе. Но в одних случаях (кружок, внеклассное чтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) она приобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления. В связи с этим возникает необходимость в дифференциации понятия "внеклассная работа", для чего в педагогической литературе и практике используются термины "вне учебная работа" и "внеурочная работа". Согласно Малееву В.В. внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне учебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [17: 27]. Лизинский В.М. пишет, внеклассная работа - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время [9: 69]. В своем исследовании мы придерживаемся определения Малеева В.В. Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер [9: 75]. Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих. Вне учебная работа - это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей [19: 35]. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке. Важно отметить, что внеклассная работа по информатике может иметь межпредметный характер в силу разнообразия возможностей и средств, предоставляемых компьютером и информационными технологиями. Компьютерные методы могут с успехом применяться во внеклассной работе по информатике, физике, иностранным языкам, изобразительному искусству, географии и т.д. Специфика таких видов внеклассной работы заключается в том, что соответствующие занятия объединяют учащихся с разными интересами, а ведут их учителя информатики и соответствующего предмета, поскольку обычно учителя-предметники не владеют в достаточной мере информационными технологиями [19: 37].
1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике
Являясь составной
частью воспитательной работы в школе,
внеклассная работа направлена на достижение
общей цели обучения и воспитания
- усвоения ребенком необходимого для
жизни в обществе социального
опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей.
Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков. Во внеклассной работе создаются условия для формирования умений включаться в продуктивную, одобряемую обществом деятельность и при необходимости самостоятельно ее организовывать. Этот момент особенно актуален в связи с ростом количества подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (преступность, наркомания, алкоголизм и т.п.).
Формирование
нравственного, эмоционального, волевого
компонентов мировоззрения. Во внеклассной
работе усваиваются моральные нормы
поведения через овладение
Воспитание интересов учащихся в процессе внеклассной работы связано с решением важной задачи - выбором школьниками профессии и подготовкой их к труду. Известно, что различные виды внеклассных занятий являются одним из основных источников возникновения профессиональных интересов и профессиональной осведомленности учащихся, помогают им приобрести специальные знания, умения и навыки, проверить свои силы в избранной области деятельности [18: 91].
Установлена зависимость между поведением учащихся и тем, как они проводят свободное время. Педагогически запущенные учащиеся в большинстве своем не занимаются в кружках, не имеют общественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы. По мере увеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретает все большее значение в обществе [22: 39].
Существует
мнение, что неуспевающих учеников
не следует отвлекать от учебных
занятий. Это неверно, так как
именно им надо помочь правильно использовать
свое свободное время. Информатика
предоставляет огромные возможности
и для слабоуспевающих
Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции - обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая
функция внеклассной работы не имеет
такого приоритета, как в учебной
деятельности. Во внеклассной работе
она является вспомогательной для
более эффективной реализации воспитательной
и развивающей функций и
1.3 Содержание внеклассной работы по информатике
Содержание внеклассной
работы представляет собой адаптированный
социальный опыт, эмоционально пережитые
и реализованные в личном опыте
ребенка разнообразные аспекты
человеческой жизни. Специфика содержания
внеклассной работы характеризуется
следующими факторами: преобладанием
эмоционального аспекта над информативным:
для эффективного воспитательного воздействия
требуется обращение к чувствам ребенка,
его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции.
В содержании внеклассной работы определяющее
значение имеет практическая сторона
знаний, т.е. содержание внеклассной работы
направлено, прежде всего, на совершенствование
разнообразных умений и навыков. Во внеклассной
работе совершенствуются учебные навыки,
отрабатываются умения самостоятельной
работы при поиске информации, организации
различных внеклассных дел, коммуникативные
умения, умения сотрудничать, умения соблюдать
этические нормы. Поскольку в содержании
внеклассной работы практический аспект
преобладает над теоретическим, разумнее
рассматривать содержание с позиции деятельности
учащихся, через которую они осваивают
ту или иную область социального опыта
[13: 89]. Познавательная деятельность во
внеклассной работе предназначена для
формирования познавательного интереса,
положительной мотивации учения, совершенствования
учебных навыков. Она является продолжением
учебной деятельности с использованием
иных форм. Это может быть кружок, "Турнир
любознательных", "Что? Где? Когда?",
КВН, экскурсия в вычислительный центр
и т.д. [20: 88]. Внеклассные занятия могут
быть использованы для углубления знаний
учащихся в области программного материала,
развития их логического мышления, воображения,
исследовательских навыков, усвоения
языка информатики, для сообщения учащимся
сведений из истории информатики. В воспитании
школьников велика роль организованного
и направляемого школой изучения дополнительной
литературы. Задача этой работы состоит
в том, чтобы научить учащихся видеть в
книге источник знания и помочь им овладеть
культурой чтения. Круг чтения старшеклассников
должен включать в себя не только художественную,
но и научно-популярную, справочную литературу,
а также книги, связанные с их интересами,
имеющими профессиональную направленность.
Полезны конференции и диспуты по прочитанному,
занятия по библиографии. Этот вид деятельности
может быть реализован при подготовке
докладов, рефератов и т.д. [15: 24]. Досуговая
(развлекательная) деятельность необходима
для организации полноценного отдыха
учащихся, создания положительных эмоций,
теплой, дружеской атмосферы в коллективе,
снятия нервного напряжения. Эффективны
такие формы, как КВН, "Огонек", "Компьютерная
юморина" и др. Очень часто во внеклассной
работе объединяются именно эти два аспекта
- познавательный и развлекательный. Например,
"Поле чудес", "Занимательная информатика",
конкурс фантазеров, викторины и пр. Для
того чтобы определить, какой из аспектов
преобладает, нужно проанализировать
цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые
педагогом в конкретной форме [17: 87]. Трудовая
деятельность во внеклассной работе отражает
содержание различных видов труда. Для
педагога представляет определенные трудности
организация трудовой деятельности во
внеклассной работе, но его усилия стоят
того воспитательного результата, который
дает разнообразная систематическая трудовая
деятельность учащихся. Данный результат
проявляется в сформированной потребности
к труду, в умении занять себя. Во внеклассной
работе можно организовать изготовление
наглядных пособий, работу по облагораживанию
кабинета, созданию педагогических программных
средств и т.д. Творческая деятельность
предполагает развитие склонностей, интересов
учащихся, раскрытие их творческого потенциала.
Творческая деятельность отражается в
таких формах, как конкурсы программистов
и смотры компьютерной графики, творческих
проектов и т.д. Для вышеперечисленных
видов деятельности одной из задач является
формирование нравственного, эмоционального
и волевого компонентов мировоззрения
[17: 90]. Школа решает общие задачи эстетического
воспитания: формирование эстетических
чувств, эстетического вкуса, умения воспринимать
прекрасное, наслаждаться им, вносить
красоту в окружающую жизнь; развитие
правильных представлений о красоте в
природе, обществе и поведении человека,
творческих способностей, умений и навыков;
расширение художественного кругозора;
ознакомление учащихся с различными областями
искусства. Для решения этих задач необходимо
воспитывать потребность в художественном
творчестве, вовлекать учащихся во все
виды художественной деятельности. В рамках
внеклассной работы по информатике это
могут быть занятия по компьютерной графике,
анимации и музыке, разработке мультимедийных
и гипертекстовых проектов эстетического,
художественного направления. Большим
интересом у учащихся пользуются занятия
по Web-графике и дизайну, другим видам Интернет-
творчества [18: 46]. Интересным видом творческой
деятельности учащихся могут быть ученические
журнал или газета, разработанные с помощью
компьютера или представленные в электронном
виде, в том числе в сети Интернет. Неограниченные
возможности эстетического развития открывают
школьные студии компьютерной анимации,
которые способствуют воспитанию не только
учащихся, занятых в создании мультипликационных
фильмов, но и юных зрителей. Большой интерес
для внеклассной работы представляют
школьные видеостудии. Учителя получают
возможность создания с помощью компьютерных
технологий учебных и художественных
видеофильмов и мультипликации, использования
лучших фильмов для эстетического и нравственного
воспитания учащихся. Интерес учащихся
вызывает, например, просмотр мультфильмов
с целью их анализа на использование знаменитых
"двенадцати принципов анимации Диснея". Интересный
участок этой деятельности - смотры различных
видов компьютерного творчества.
Информация о работе Организация внеклассного мероприятия по информатике в старших классах