Основные категории нарушения развития у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 09:09, реферат

Описание

В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.

В общегосударственном законе "Об образовании", "Программе развития образования на 1999-2003 гг.", Программе "Дети-инвалиды" и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данной образовательного направления.

Содержание

1 Введение 3
2 Основные стадии психического развития:
2.1 Онтогенез
2.2 Дизонтогенез
2.3 Умственная отсталость
2.4 Задержки психического развития
3 Искажения и другие нарушения психического развития:
3.1 Аутистические расстройства.

3.2 Акселерация

3.3 Инфантилизм

3.4 Соматопатии

4 Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования 9
5 Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями 11
6 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Основные категории нарушения развития у детей..docx

— 31.90 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования и  Науки РФ

ГОУ ВПО

(«Благовещенский  Государственный  педагогический университет.

Факультет педагогики и методики начального образования.

Кафедра специальной и  дошкольной педагогики и психологии.) 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 
 

Основные  категории нарушения  развития у детей. 
 
 

                                                              
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила: студентка, 1 курса,  

отделение «Дошкольной 

педагогики  и психологии» 

                                                       

                                                                                            Кузько Светлана Валерьевна 

                                 Преподаватель:  К.П.Н,

профессор Т.А. Плотникова 
 
 
 
 

г. Благовещенск, 2010 г.

Содержание: 

    стр.
1 Введение  3
2 Основные стадии психического развития:

2.1 Онтогенез

2.2 Дизонтогенез  
2.3 Умственная отсталость  
2.4 Задержки психического развития

4

4

4

5

5

3 Искажения и  другие нарушения психического развития:

3.1 Аутистические расстройства.

3.2 Акселерация

3.3 Инфантилизм

3.4 Соматопатии

6

6

6

7

7

4 Дошкольное  образование детей с ограниченными  возможностями специального образования 9
5 Современное дошкольное образование детей с ограниченными  возможностями 11
6 Список литературы 14
 

 

Введение

     Одним из самых деликатных направлений  в педагогической науке и образовательной  практике является область коррекционной  педагогики. Еще десять лет назад  вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался  об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями  в условиях массовых детских садов  и обычных общеобразовательных  школ.

     Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей  с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и  наиболее сложных теоретических  и практических проблем.

     В нашей стране внедрению коррекционной  работы в учебные заведения уделяется  самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования  совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения  принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской  помощи детям с недостатками в  физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для  детей с недостатками умственного  и физического развития.

     В общегосударственном законе "Об образовании", "Программе развития образования на 1999-2003 гг.", Программе "Дети-инвалиды" и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию  данной образовательного направления.

     Коррекционная образовательная система как  один из компонентов общественной жизни  претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в интернатных  и коррекционных образовательных  учреждениях происходит сегодня  в нескольких направления, влияя  тем самым на цели, структуру и  содержание образования.

На протяжении последних лет для системы  коррекционного образования стали  характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных  учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и  учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров.

 

 

Основные  стадии психического развития. 

     Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т.е. включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту, и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.

     В отечественной и мировой практике выделены 4 основных этапа психофизического развития в детском возрасте —  от рождения до 14 лет:  
первый этап — ранний (от 0 до 3 лет),  
второй — дошкольный (от 4 до 6 лет),  
третий — школьный (от 7 до 10 лет),  
четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет).

     К основным факторам, влияющим на психическое  развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а  также внешняя среда с многообразием  ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают  в едином комплексе, что может  обусловливать как усиление, так  и нивелирование влияния каждого  из факторов. 

     Дизонтогенез— это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

     В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Задержки психического развития следует отличать от приобретенных  состояний дефекта личности и  интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого  повреждения психики). В последнем  случае принято говорить о слабоумии, или деменции.

     Фактор  темперамента начинает действовать  и определяется с 1-го месяца жизни  ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное  поведение и реакции ребенка  в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые  предрасположены к психическому дизонтогенезу.

     Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим  образом:  
Умственная отсталость  
Задержки психического развития (пограничные и парциальные)  
Искажения и другие нарушения психического развития  
Аутистические расстройства  
Акселерация  
Инфантилизм  
Соматопатии
 

     Умственная  отсталость — состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.  
Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира.
 

     Задержки  психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.  
Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.  
Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.  

 

Искажения и другие нарушения  психического развития. 

     Аутистические расстройства. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

     В настоящее время существует следующая  классификация аутистических расстройств.  
Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)  
Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)  
Синдром Ретта  
Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)  
Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру умственной отсталости)  
При органических заболеваниях мозга  
При хромосомных аномалиях  
При обменных нарушениях  
При других формах патологии  
Парааутистические расстройства (депривационный аутизм).
 

     Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития.

     Феномен акселерации особенно в старших  детских возрастах многократно  освещался в литературе. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена  и распространенность акселерации  как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.

     Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической  и соматической сфер, но и отдельных  психических функций. Но гармоничная  акселерация встречается исключительно  редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные  нарушения (в более старшем). В  самой психической сфере наблюдается  дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация  опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.  
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.
 

     Инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

Информация о работе Основные категории нарушения развития у детей