Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 09:09, реферат
В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.
В общегосударственном законе "Об образовании", "Программе развития образования на 1999-2003 гг.", Программе "Дети-инвалиды" и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данной образовательного направления.
1 Введение 3
2 Основные стадии психического развития:
2.1 Онтогенез
2.2 Дизонтогенез
2.3 Умственная отсталость
2.4 Задержки психического развития
3 Искажения и другие нарушения психического развития:
3.1 Аутистические расстройства.
3.2 Акселерация
3.3 Инфантилизм
3.4 Соматопатии
4 Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования 9
5 Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями 11
6 Список литературы
В
отличие от умственно отсталых у
детей с инфантилизмом
Соматопатии.В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.
В
настоящее время невропатия рассматривается
как группа синдромов разного
генеза, главными признаками которых
являются незрелость вегетативной регуляции,
повышенная возбудимость и повышенная
истощаемость (тормозимость) нервной
системы. Клинически невропатия наиболее
выражена в раннем детском возрасте.
У более старших детей она
исчезает или сменяется другими
психическими нарушениями — синдромами
пограничного уровня. Невропатия, являясь
синдромом повышенной нервно-рефлекторной
возбудимости и незрелости вегетативной
регуляции, может быть вызвана эндогенными,
экзогенно-органическими и
Прогноз
невропатии еще недостаточно изучен.
С одной стороны, ее проявления с
возрастом нивелируются, с другой
— невропатия становится базой для
формирования личностных аномалий. Есть
также наблюдения о том, что невропатии
с выраженной реактивной лабильностью
и нестабильностью вегетативных
функций могут предшествовать детской
шизофрении и раннему детскому аутизму.
Дошкольное
образование детей
с ограниченными
возможностями специального
образования
Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:
• ясли-сады;
• детские сады;
• дошкольные детские дома;
• дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
2.
Комплектование дошкольных
• слуха (глухих, слабослышащих);
• зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амбиопией);
• речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);
• интеллекта (умственно отсталых);
• опорно-двигательного аппарата,
Наполняемость группы - до 15 воспитанников.
В штат специальных дошкольных учреждений были введены:
• олигофренопедагоги;
• сурдопедагоги;
• тифлопедагоги;
• логопеды;
• дополнительные медицинские работники.
3.
Образовательный процесс
•
перераспределение видов
•
организация специальных
• полное финансирование из госбюджета.
4.
Характерные признаки
• дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;
•
диагностические ограничения, исключавшие
возможность получения
• до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей 5 только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); -,
• закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;
•
искусственная отчужденность
Тем
не менее значительные достижения советской
системы специального образования
дошкольников составляют фундаментальную
основу современной специальной
дошкольной педагогика.
Современное
дошкольное образование
детей с ограниченными
возможностями
1.
Законодательную и нормативную
базу современного дошкольного
образования детей с
Закон РФ "Об образованы? ';
Федеральный
закон "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации
"Об образовании" - введение новых
государственных принципов
Постановления Правительства РФ> инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.
2.
Дети с отклонениями в
компенсирующего - обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;
комбинированного — группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;
общеразвивающего
— в условиях интегрированного (совместно
с нормально развивающимися детьми)
обучения при обязательной коррекционной
поддержке ребенка с
группы
кратковременного пребывания — для
дошкольников с отклонениями в развитии,
которые воспитываются в
образовательные
учреждения для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи оздоровительные
Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, — образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад".
Основная
его цель — осуществление
преемственности между дошкольным и начальным образованием;
оптимальных
условий для охраны и укрепления
здоровья; физического и психического
развития детей. Большинство детей
с отклонениями в развитии воспитываются"
в детских садах
Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту— две возрастные группы:
• до 3 лет;
• старше 3 лет.
По видам нарушений:
• с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 чел. (т.е. для первой группы — до 6 чел., для второй — до 10 чел.);
• для часто болеющих — до 10 и 15 чел.;
• со сложными (комплексными) дефектами — до 5 чел. для обеих возрастных групп;
• с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.
5.
Группы кратковременного
В этих группах осуществляется:
• психолого-педагогическая помощь детям;
• консультативно-методическая поддержка родителей;
• социальная адаптация детей;
• формирование предпосылок учебной деятельности.
Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий — 5 часов в неделю.
6.
Образовательные учреждения
•
диагностики и
•
психолого-медико-социального
• психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.
Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:
• с высокой степенью педагогической запущенности;
•
с нарушениями эмоционально-
• подвергшиеся насилию;
• вынужденные покинуть семью;
• из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:
Информация о работе Основные категории нарушения развития у детей