Основные категории нарушения развития у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 09:09, реферат

Описание

В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.

В общегосударственном законе "Об образовании", "Программе развития образования на 1999-2003 гг.", Программе "Дети-инвалиды" и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данной образовательного направления.

Содержание

1 Введение 3
2 Основные стадии психического развития:
2.1 Онтогенез
2.2 Дизонтогенез
2.3 Умственная отсталость
2.4 Задержки психического развития
3 Искажения и другие нарушения психического развития:
3.1 Аутистические расстройства.

3.2 Акселерация

3.3 Инфантилизм

3.4 Соматопатии

4 Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования 9
5 Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями 11
6 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Основные категории нарушения развития у детей..docx

— 31.90 Кб (Скачать документ)

     В отличие от умственно отсталых у  детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического  мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных  видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой  при умственной отсталости характеризуется  благоприятностью с тенденцией к  сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Достаточно сложно отграничить  органический инфантилизм от осложненных  форм умственной отсталости. Главным  критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений  предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и  невербального интеллекта, психической  работоспособности, темпа и подвижности  психических процессов), тогда как  возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно  меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно  благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию  к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно  пограничной психопатологии.  

     Соматопатии.В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.

     В настоящее время невропатия рассматривается  как группа синдромов разного  генеза, главными признаками которых  являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной  системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она  исчезает или сменяется другими  психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь  синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

     Прогноз невропатии еще недостаточно изучен. С одной стороны, ее проявления с  возрастом нивелируются, с другой — невропатия становится базой для  формирования личностных аномалий. Есть также наблюдения о том, что невропатии с выраженной реактивной лабильностью и нестабильностью вегетативных функций могут предшествовать детской  шизофрении и раннему детскому аутизму.  

 

     Дошкольное  образование детей  с ограниченными  возможностями специального образования 

     Основы  отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:

     • ясли-сады;

     • детские сады;

     • дошкольные детские дома;

     • дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах  общего назначения, а также при  специальных школах и школах-интернатах.

     2. Комплектование дошкольных учреждении  специального назначения осуществлялось  по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались  дошкольные учреждения (группы) для  детей с нарушениями:

     • слуха (глухих, слабослышащих);

     • зрения (слепых, слабовидящих, для детей  с косоглазием и амбиопией);

     • речи (для детей с заиканием, общим  недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);

     • интеллекта (умственно отсталых);

     • опорно-двигательного аппарата,

     Наполняемость группы - до 15 воспитанников.

     В штат специальных дошкольных учреждений были введены:

     • олигофренопедагоги;

     • сурдопедагоги;

     • тифлопедагоги;

     • логопеды;

     • дополнительные медицинские работники.

     3. Образовательный процесс осуществлялся  в соответствии со специальными  комплексными программами обучении  и воспитания для каждой категории  детей с отклонениями в развитии. Его особенности:

     • перераспределение видов занятий  между воспитателями и дефектологами;

     • организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);

     • полное финансирование из госбюджета.

     4. Характерные признаки советской  системы специального образования  дошкольников:

     • дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;

     • диагностические ограничения, исключавшие  возможность получения общественного  дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопате подобное поведение, умственная отсталость в  степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях;

     • до 2-летнего возраста ребенок практически  не имел психолого-педагогического  сопровождения (в ясли-сад принимали  детей 5 только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); -,

     • закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в  развитии;

     • искусственная отчужденность воспитанников  от нормально развивающихся сверстников  и от общества.

     Тем не менее значительные достижения советской  системы специального образования  дошкольников составляют фундаментальную  основу современной специальной  дошкольной педагогика.  

 

     Современное дошкольное образование  детей с ограниченными  возможностями 

     1. Законодательную и нормативную  базу современного дошкольного  образования детей с ограниченными  возможностями составляют:

     Закон РФ "Об образованы? ';

     Федеральный закон "О внесении изменений и  дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых  государственных принципов российского  образования, новая типология образовательных  учреждений, изменения некоторых  организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные  учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства  РФ от 01-07.95 № 677.

     Постановления Правительства РФ> инструктивные  письма Министерства образования и  науки РФ регулируют отдельные вопросы  функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.

     2. Дети с отклонениями в развитии  воспитываются в дошкольных образовательных  учреждениях и в учреждениях  "Начальная школа - детский  сад" следующих видов:

     компенсирующего - обучение детей с теми или иными  отклонениями в развитии;

     комбинированного  — группы для нормально развивающихся  детей и группы компенсирующего  вида;

     общеразвивающего  — в условиях интегрированного (совместно  с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной  поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение  интегрированного обучения в детских  садах общеразвивающего вида в современных  условиях не представляется возможным  из-за отсутствия необходимой для  этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты  считают, что модели интеграции сегодня  могут быть реализованы в обще развивающих группах детских  садов комбинированного вида и в  центрах развития ребенка, где легче  создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:

     группы  кратковременного пребывания — для  дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;

     образовательные учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные  учреждения санаторного типа — для  детей, нуждающихся в длительном лечении; I учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

     Наиболее  приемлемая организационная форма  для обучения и воспитания детей  с отклонениями в развитии, которые  особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, — образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад".

     Основная  его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения:

     преемственности между дошкольным и начальным  образованием;

     оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей  с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего  вида и в компенсирующих группах  детских садов комбинированного (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях  осуществляется в соответствии с  действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории  детей с отклонениями в развитии.

     Наполняемость групп зависит от вида нарушений  и возраста. По возрасту— две  возрастные группы:

     • до 3 лет;

     • старше 3 лет.

     По  видам нарушений:

     • с тяжелыми нарушениями речи —  до 6 и 10 чел. (т.е. для первой группы —  до 6 чел., для второй — до 10 чел.);

     • для часто болеющих — до 10 и 15 чел.;

     • со сложными (комплексными) дефектами  — до 5 чел. для обеих возрастных групп;

     • с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.

     5. Группы кратковременного пребывания  предназначены для дошкольников  с отклонениями в развитии, которые  воспитываются в основном в  домашних условиях.

     В этих группах осуществляется:

     • психолого-педагогическая помощь детям;

     • консультативно-методическая поддержка  родителей;

     • социальная адаптация детей;

     • формирование предпосылок учебной  деятельности.

     Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей  в удобное для них время. Продолжительность  занятий — 5 часов в неделю.

     6. Образовательные учреждения для  детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и медико-социальной помощи, —  центры:

     • диагностики и консультирования;

     • психолого-медико-социального сопровождения;

     • психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.

     Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся  дети:

     • с высокой степенью педагогической запущенности;

     • с нарушениями эмоционально-волевой  сферы;

     • подвергшиеся насилию;

     • вынужденные покинуть семью;

     • из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к  дошкольникам:

Информация о работе Основные категории нарушения развития у детей