Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:24, курсовая работа
С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. [35] Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию.
Обучение – исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. [38]
Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков. [37 С.173-178]
Познавательная активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность студентов пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.
Так,
непосредственное вовлечение студентов
в активную учебно-познавательную деятельность
в ходе учебного процесса связано
с применением приемов и
А.М.Смолкин дает следующее определение:
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [42 С.30], которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.
Таким
образом, активные методы обучения –
это обучение деятельностью. Так, например,
Л.С.Выготский сформулировал
Преподаватель
в своей профессиональной деятельности
использует ту классификацию и группу
методов, которые наиболее полно
помогают осуществлению тех
2.2. Формы организации обучения с использованием активных методов.
Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для не проблемного существует правило, которое нужно знать.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
Успешность
достижения цели проблемной лекции обеспечивается
взаимодействием преподавателя
и студентов. Основная задача преподавателя
состоит не только в передаче информации,
а в приобщении студентов к
объективным противоречиям
Педагог
должен использовать во время лекции
такие средства общения, которые
обеспечивают наиболее эффективную
передачу самой личности педагога.
Так как, чем ближе педагог
к некоторому образцу профессионала,
тем больше влияние преподавателя
на студентов и тем легче
На проблемной лекции в совместной деятельности преподавателя и студентов достигается цель общего и профессионального развития личности специалиста.
В отличие от содержания
информационной лекции, которое предлагается
преподавателем в виде известного,
подлежащего лишь запоминанию материала,
на проблемной лекции новое знание
вводится как неизвестное для
студентов. Полученная информация усваивается
как личностное открытие еще не известного
для себя знания. Что позволяет
создать у студентов иллюзию "открытия"
уже известного в науке. Проблемная
лекция строится таким образом, что
познания студента приближаются к поисковой,
исследовательской
В течение лекции мышление студентов происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.
Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме. [См.: 29]
Лекция
строится таким образом, чтобы обусловить
появление вопроса в сознании
студента. Учебный материал представляется
в форме учебной проблемы. Она
имеет логическую форму познавательной
задачи, отмечающей некоторые противоречия
в ее условиях и завершающейся
вопросами, которые это противоречие
объективирует. Проблемная ситуация возникает
после обнаружения противоречий
в исходных данных учебной проблемы.
Для проблемного изложения
Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.
Учебная проблема и
система соподчиненных
Чем
выше степь диалогичности лекции,
тем больше она приближается к
проблемной и тем выше ее ориентирующий,
обучающий и воспитывающий
Итак, лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:
Первое
достигается разработкой
Диалогическое
общение может строиться как
живой диалог преподавателя со студентами
по ходу лекции на тех этапах, где
это целесообразно, либо как внутренний
диалог (самостоятельное мышление),
что наиболее типично для лекции
проблемного характера. Во внутреннем
диалоге студенты вместе с преподавателем
ставят вопросы и отвечают на них
или фиксируют вопросы в
Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления студентов, поскольку по способу своего возникновения мышление диалогично. [см.: 28 С. 3-47] Для диалогического включения преподавателя со студентами необходимы следующие условия:
Способность
к самостоятельному мышлению формируется
у студентов в активном участии
различных формах живого речевого общения.
Для этого лекции проблемного
характера необходимо дополнять
семинарскими занятиями, организуемых
в виде дискуссии и диалогическими
формами самостоятельной
Для управления мышлением студентов на проблемной диалогической лекции используются заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы.
Проблемные вопросы - это вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в наличной предъявляемой информации (запись на доске, таблицы на стене и т.п.) и которые вызывают интеллектуальные затруднения у студентов. Проблемные вопросы содержат в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс. [30]
Информационные вопросы ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся знания у студентов, необходимые для понимания проблемы и начала умственной работы по ее разрешению. Информационные вопросы направлены к тем знаниям студентов, которые они уже имеют. [См.: 8]
С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого студента.
В диалогическом общении
Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.
Информация о работе Основные подходы к организации активного обучения студентов