Основные подходы к организации активного обучения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. [35] Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по Педагогике..docx

— 85.45 Кб (Скачать документ)

      Воспитательная: в процессе деловой игры формируется  сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них  в работе; взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно  обсуждаются вопросы, что формирует  критичность, сдержанность, уважение к  мнению других, внимательность к другим участникам игры.

      Развивающая эффективность: в процессе игры развиваются  логическое мышление, способность к  поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

      Качество  знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого  и стабильного контакта с членами  группы, не может на высоком уровне провести деловую игру.

      Если  преподаватель не вызывает доверия  у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь  противоположный результат.

      Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она должна включать в себя все новое и  прогрессивное, что появляется в  педагогической теории и практике. [4, 45]

      Таким образом, для повышения познавательной активности студентов, преподавателю  предлагается множество различных  разработанных методов, которые  он может использовать в своей  преподавательской деятельности. Мы рассмотрели только часть из них. Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большие  возможности проявления творческих способностей для самого преподавателя  в организации занятий. Он может  брать за основу различные игровые  программы, предлагаемые телевидением – это могут быть «Лидер 21в», КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и  т.д.

      Деловая игра на данный момент имеет множество  различных разработок, в литературе рассмотрена достаточно подробно. 

Заключение.

           С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. [35] Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы студента, указать на ошибки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:  

  1. Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 1985
  2. Барсукова . Блиц игры в системе преподавания педагогики. // Дошкольное воспитание №11 1991
  3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
  4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000
  5. Борисова Н.В. Контекстное обучение в системе повышения квалификации // Непрерывное образование: методология и практика. Серис: в помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М.: «Знание», 1990
  6. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Игра в обучении лекторов. М.: «Знание», 1989
  7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983
  8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991
  9. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3 1982
  10. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // «Вопросы психологии» № 5 1987
  11. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: «Знание», 1987
  12. Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство № 11 1990 / М. «Знание».
  13. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1991
  14. Государственный стандарт
  15. Гибш И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. М., 1961
  16. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001
  17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
  18. Дакупин Использование активных методов обучения // «Вестник высшей школы» № 8 1993
  19. Дидактика средней школы. / Под ред. Сластенина М.Н. М., 1982
  20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000
  21. Ильин Е.П. Умение и навыки: нерешенные вопросы // «Вопросы психологии» № 2 1986
  22. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 1991
  23. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения. М., 1980
  24. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991
  25. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986
  26. Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 1991
  27. Матюшкин А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 1977
  28. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980
  29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
  30. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975
  31. Педагогическая энциклопедия. М., 1968
  32. Педагогика / Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 1984
  33. Педагогика / Под ред. Питкасистого П.И. М., 1996
  34. Педагогика / Под ред. Харламова И.Ф. М., 1997
  35. Петровский А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2000
  36. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991
  37. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 1998
  38. Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Москва – Новосибирск, 2000
  39. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. А.-А., 1991
  40. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И. М.: «Высшая школа», 1991
  41. Скадкин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980
  42. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991
  43. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000
  44. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Москввва – Ростов на Дону, 1999. Стр. 439
  45. Сулейменова Г.Е. Принципы построения и проведения деловых игр // «Семья и детский сад», Май – июнь 2000
  46. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов на Дону, 1997
  47. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М., 1987
  48. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998
  49. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995

                Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое   пособие. М., 1996 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение.  

          Приложение 2.

      активные  методы обучения
      неимитационные
    имитационные
      игровые неигровые
    проблемная  лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;

    эвристическая беседа;

    поисковая лабораторная дента;

    учебная дискуссия;

    самостоятельная работа с литературой;                                                        

    семинары;

    дискуссии

    деловая игра;

    педагогические  ситуации;

    педагогические  задачи;

    ситуация  инци – нсценирование различной  деятельности

    коллективная  мыслительная  деятельность;

    ТРИЗ  работа;


 

 


Информация о работе Основные подходы к организации активного обучения студентов