Основные принципы и задачи современной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:37, реферат

Описание

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Содержание

Введение
Принципы педагогике
Задачи педагогике
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Задачи педагогики.docx

— 39.41 Кб (Скачать документ)

           Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Основные принципы и задачи   современной педагогики»

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009г.

Содержание:

    1. Введение
    2. Принципы педагогике
    3. Задачи педагогике
    4. Заключение
    5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Педагогика — наука  о воспитании

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более  общем смысле для обозначения  искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших  их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы педагогики

 

Многочисленны попытки разработать  систему принципов обучения в  работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие  принципы:

 

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) систематичности и последовательности;

4) прочности;

5) научности;

6) доступности;

7) связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему принципов  обучения.

 

 

  1. Принцип сознательности и активности

 

В основе данного принципа лежат  установленные наукой закономерные положения:

 

  • подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;
  • сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др.;
  • собственная познавательная активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

 

 

Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих  правил обучения.

 

1. Ясное понимание целей и  задач предстоящей работы —  необходимое условие сознательного обучения: показать их учащимся, объяснить важность и значение, раскрыть перспективы.

 

2. Обучать так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

3. То, что учащимся неизвестно, логически увязывать с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

 

4. Ставить обучаемых в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.

 

5. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается  оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

 

6. Учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь прежде всего понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.

 

7. Ничему не следует учить,  опираясь на один авторитет,  но всему учить при помощи  доказательств, основанных на  чувствах и разуме.

 

8. Следует как можно чаще использовать  вопрос «почему», чтобы научить  учащихся мыслить причинно: понимание  причинно-следственных связей —  непременное условие развивающего  обучения.

 

9. Успех придет там, где все,  что преподается, так обосновано  доказательствами и аргументами,  что не остается места ни  сомнению, ни забвению.

10. Помнить, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.

 

11. Обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.

 

12. Приучать учащихся думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копирования.

 

13. Творческое мышление развивайте  всесторонним анализом проблем,  познавательные задачи решайте  несколькими логически различающимися  способами, чаще практикуйте творческие  задания.

 

 

  1. Принцип наглядности обучения

 

Это один из самых известных и  интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного  принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6 х 106 бит/сек; акустического — 0,32 х 106 бит/сек; тактильного — 0,13 х 106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

 

 

Практика обучения выработала большое  количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые  из них.

 

 

1. Использовать в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

2. Обучая, не забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

 

3. Следует использовать наглядность  не только для иллюстрации,  но и в качестве самостоятельного  источника знаний для создания  проблемных ситуаций. Современная  наглядность позволяет организовать  успешную поисковую и исследовательскую  работу учащихся.

 

 

4. Использовать наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

 

5. С возрастом учащихся предметная  наглядность должна все более  уступать место символической;  при этом предметом особой  заботы должна быть адекватность  понимания сущности явления и  его наглядного представления.

 

6. При чрезмерном увлечении наглядностью  она становится препятствием  на пути глубокого овладения  знаниями, тормозом развития абстрактного  мышления, понимания сущности общих  и всеобщих закономерностей.

 

 

 

  1. Принцип систематичности и последовательности

 

Принцип опирается на следующие  научные положения, играющие роль закономерных начал:

 

  • человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий;
  • универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение;
  • система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся;
  • процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов;
  • если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются;
  • если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности;
  • если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

 

 

В практической деятельности принцип  систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди  которых являются следующие.

 

1. Используйте схемы, планы, чтобы  обеспечить усвоение учащимися  системы знаний. Разделяйте содержание  учебного материала на логически  завершенные части (шаги), последовательно  их реализуйте, приучайте к этому  учащихся.

 

2. Учебный предмет — уменьшенная  копия науки. Покажите учащимся  ее систему, формируйте понятие  о своем предмете как о частице  науки, реальной действительности. Постоянно используйте межпредметные связи.

 

3. Пользуйтесь проверенной схемой  формирования теоретических знаний: а) установите объект и предмет  (природы и научной теории); б)  изложите основания теории; в)  раскройте инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) покажите границы ее применения.

 

4. Помните, то, что является элементарным  и простым исторически и логически,  часто оказывается самым трудным  для сознательного усвоения: поэтому  с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся.

 

5. Чаще повторяйте и совершенствуйте  ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.

 

6. Следует чаще показывать учащимся  перспективы их обучения.

 

7. Не злоупотребляйте актуализацией  чувственного опыта и опорных  знаний, их следует вспомнить  ровно столько, чтобы хватило  для введения нового, не делайте  проблемы из тривиальных знаний, вещей, известных каждому.

 

8. Не забывайте, что понимание  системы требует логики, а формирование  ее — также чувств и эмоций. Обучайте энергично, с подъемом, используйте яркие факты из  жизни, литературы: понятия объясняют,  образы влекут, стимулы побуждают  к действию.

 

9. В конце раздела, курса обязательно  проводите обобщение и систематизацию.

 

10. Глубокие истины превращаются  в банальные фразы, если усваиваются  поверхностно. Качественный учебный  процесс — тот, в котором  присутствуют мысль, мораль, чувство.

 

11. Помните, что сформировавшаяся  система знаний — важнейшее  средство предотвращения их забывания.  Забытые знания быстро восстанавливаются  в системе, без нее — с  большим трудом.

Информация о работе Основные принципы и задачи современной педагогики