Основные принципы и задачи современной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:37, реферат

Описание

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Содержание

Введение
Принципы педагогике
Задачи педагогике
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Задачи педагогики.docx

— 39.41 Кб (Скачать документ)

 

12. Не забывайте совет Я.А.  Коменского: все должно вестись  в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее  закрепляло вчерашнее и пролагало  дорогу для завтрашнего.

 

13. Будьте наблюдательным, приучайте  своих учащихся постоянно систематически  и целенаправленно наблюдать  и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях.

 

 

  1. Принцип прочности

 

Данный принцип подытоживает теоретические  поиски ученых и практический опыт многих поколений преподавателей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и  теоретические закономерности:

  • усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения;
  • прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению и преподавателю;
  • прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения;
  • память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

 

 

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время  его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось (и не без оснований), что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения. Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

 

 

1. В современном обучении мышление  главенствует над памятью. Следует  экономить силы учащихся, не растрачивать  их на запоминание малоценных  знаний, не допускать перегрузки  памяти в ущерб мышлению.

 

2. Препятствуйте закреплению в  памяти неправильно воспринятого  или того, что учащийся не понял.  Запоминать учащийся должен сознательно  усвоенное, хорошо осмысленное.

 

3. Материал, требующий запоминания,  должен быть заключен в короткие  ряды: то, что мы должны носить  в своей памяти, не должно иметь  обширных размеров. Из подлежащих  запоминанию рядов исключайте  все, что учащийся сам легко  может прибавить.

 

4. Помните, что забывание изученного  наиболее интенсивно идет сразу  после обучения, поэтому время  и частота повторений должны  быть согласованы с психологическими  закономерностями забывания.

 

5. Интенсифицируя непроизвольное  запоминание учащихся, не давайте  прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время  от времени «подогревайте» возникший  интерес.

 

6. Наибольшее количество повторений  требуется сразу же после ознакомления  учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной  потери информации, после чего  это количество повторений должно  постепенно снижаться, но не  исчезать полностью.

 

7. Не приступайте к изучению  нового, предварительно не сформировав  двух важнейших качеств: интереса  и положительного отношения к  нему.

 

8. Следите за логикой подачи  учебного материала. Знания и  убеждения, логически связанные  между собой, усваиваются прочнее,  чем разрозненные сведения.

 

9. Опирайтесь на установленный  наукой факт: важной формой упрочения  знаний является их самостоятельное  повторение учащимися. Поэтому  шире используйте, умело направляйте  процессы взаимообучения.

 

10. Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически  увязанных между собой, всегда  превышает прочность усвоения  разрозненных, малосвязанных между  собой знаний.

 

11. Не следует проводить повторение  изученного по той же схеме,  что и изучение: предоставьте  возможность учащимся рассматривать  материал с разных сторон, под  разными углами зрения.

 

12. Так как прочность запоминания  информации, приобретенной в форме  логических структур, выше, чем прочность  разрозненных знаний, закреплять  следует знания, представленные  в логически целостных структурах.

 

 

  1. Принцип доступности

 

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления  дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с  другой. В основе принципа доступности  лежит закон тезауруса: доступным  для человека является лишь то, что  соответствует его тезаурусу. Латинское  слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.

 

 

 

Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности:

 

  • доступность обучения определяется возрастными особенностями и зависит от их индивидуальных особенностей;
  • доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения;
  • чем выше уровень умственного развития обучающихся и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний;
  • постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие обучающихся;
  • обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

 

Известны классические правила, относящиеся  к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще  Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

 

1. Обучая, исходите из уровня  подготовленности и развития  учащихся, учите, опираясь на их  возможности. Изучайте и учитывайте  жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

 

2. Обучение требует известной  напряженности. Когда она отсутствуют,  учащиеся отвыкают работать в  полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их.

 

3. Для доступности широко используйте  аналогию, сравнение, сопоставление,  противопоставление: дайте толчок  мысли учащихся, покажите им, что  даже самые сложные знания  доступны для понимания.

 

4. Облегчайте учащимся усвоение  понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.

 

5. Введение каждого нового понятия  должно не только логически  вытекать из поставленной познавательной  задачи, но быть подготовлено  всем предшествующим ходом обучения.

 

6. Не принимайте мимолетный проблеск  мысли учащегося за свершившийся  акт познания, используйте его как начало познания.

 

7. На первом этапе обучения  изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся  основательно усвоили главное,  затем при закреплении вводите  новые примеры, факты, уточняющие  изученное.

 

8. Доступность не означает легкость  обучения, и функция преподавателя  вовсе не в том, чтобы бесконечно  облегчать труд учащихся по  самостоятельному добыванию, осмыслению  и усвоению знаний: помочь, направить,  непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного  анализа, ободрить — это и  есть будни доступного обучения.

 

9. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность,  приучайте обучающихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность — снижаем барьер доступности обучения.

 

 

  1. Принцип научности

 

Принцип научности обучения, как  известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные  наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал:

 

 

  • мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира;
  • наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому образование направлено на вооружение системой знаний об объективной действительности;
  • научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием образования и строгим соблюдением принципов его формирования.

Практика прогрессивных дидактических  систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

 

1. Раскрывайте логику учебного  предмета, обеспечивающую с первых  шагов его изучения надежную  основу для подведения к новым  научным понятиям.

 

2. Каждое нововведенное научное  понятие систематически повторяйте, применяйте и используйте на  всем протяжении учебного курса,  ибо что не упражняется, то забывается.

  1. Принцип связи теории с практикой

 

Рассматриваемый принцип опирается  на многие психологические положения, играющие роль закономерных начал:

 

  • качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой;
  • практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения;
  • успешность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебного процесса, применяемых форм и методов обучения;
  • чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

 

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил.

 

 

1. Обучая, идите от жизни к  знаниям или от знаний к  жизни: связь «знания — жизнь»  необходима.

 

2. Настойчиво приучайте учащихся  проверять и применять свои  знания на практике. Используйте  окружающую действительность и  как источник знаний, и как  область их практического применения.

3. В учебном процессе следует  соединить умственную деятельность  с практической деятельностью,  в процессе которой усваивается  80—85% знаний.

 

4. Побуждайте учащихся к самостоятельной  работе по приобретению знаний; используйте связь обучения с  жизнью как стимул для самообразования.

 

5. Развивайте, закрепляйте и переносите  успехи учащегося в одном виде  деятельности на другие: от эпизодического  успеха к высоким постоянным  достижениям.

 

 

 

 

 

Задачи педагогики

 

 Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

Постоянные задачи:

  • Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
  • В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педагогической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся — неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние.
  • К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.
  • Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и воспитания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные последствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стоимость работы и обратную связь с пользователем для авторского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.

Информация о работе Основные принципы и задачи современной педагогики