Особенности, формы и методы социальной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:07, контрольная работа

Описание

Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе [2, с. 237]:
• проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.
• проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Трудности в начальном образовании приводят к дальнейшей неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети чаще всего составляют группу риска по девиантному поведению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности, формы и методы социальной работы в школе…………….…5
2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков………………………………………………………………………14
3.Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

контрольная теория соцраб.docx

— 108.65 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Особенности, формы и методы социальной работы в школе…………….…5

2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков………………………………………………………………………14

3.Социальный  работник и социальный педагог:  сущность и различие………...17

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный кризис, охвативший все российское общество, характеризуется отчужденностью среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, алкоголизма и другим асоциальным явлениям. Все более ощутимым становится разрушение института семьи. Она не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, а нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей. Поэтому главной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека, в их числе социальная педагогика и социальная работа.

Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе [2, с. 237]:

  • проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.
  • проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Трудности в начальном образовании приводят к дальнейшей неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети чаще всего составляют группу риска по девиантному поведению.

Учитывая комплексность  проблемы, необходимо ясно понимать, что для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, медиков, психологов, владеющих различными технологиями по организации помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом, так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности, формы и методы социальной работы в школе

Способность общества обеспечить полноценное образование для  всех детей — показатель социального  здоровья самого общества и необходимое  условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского общества только основательное  образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и  осуществлять социально-бытовые, профессионально-трудовые и общественные функции. Человек, лишенный сегодня возможности получить полноценное  образование (начальное, среднее, профессиональное), завтра может стать балластом  общества, пополнив ряды тех, кто не способен обеспечить себя сам. Фактически уже сегодня готовится постоянное увеличение рядов вторично и функционально  неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждающихся  в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это  слой активно-требовательный, агрессивный, разрушающий нормы социального  поведения. Специалисты выделяют два  типа школьных проблем в процессе обучения в школе2:

— проблема детей, традиционно  находящихся в поле внимания и  ведения социальных служб — детей-инвалидов  с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально  неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп  очерчены достаточно четко: прежде всего  социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем;

— проблема неуспевающего  ученика, которая выходит за рамки  чисто педагогической проблемы и  становится одной из наиболее острых и практически нерешаемых социальных проблем. Причем речь идет не о детях  с отклонениями в развитии, нуждающихся  в специальном обучении, а об учениках массовой школы с сохраненным  интеллектом, испытывающих тем не менее  трудности с начальным обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению  психологической и социальной адаптации. Такие дети бросают школу, не получив  даже начального образования. Они не могут учиться в средней школе  из-за вторичной неграмотности и  составляют группу риска по девиантному  поведению со всеми вытекающими  отсюда последствиями. К ним же относятся  и те, кто, даже получив профессиональное образование, остаются функционально  неграмотными.

Количество детей со школьными  проблемами неуклонно растет и, по имеющимся  на 1996 г. данным, колеблется от 35 до 60\%, достигая 80\% в экологически и социально  неблагополучных регионах3.

Попытка образовательного ведомства  решить проблему организационным путем  с помощью проведения политики социальной изоляции таких детей, создания коррекционных классов не дала видимых положительных результатов, так как социальная изоляция столь большого контингента детей, с одной стороны, практически невозможна, а с другой — не решает проблему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.

Многообразные школьные трудности  имеют различные причины, а сложность  их выделения обусловливается их неоднозначностью, многовариантностью, наложением одной на другую, что  создает своеобразные сочетания  у каждого ребенка. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние)4. Некоторые авторы выделяют также  смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других.

К числу внешних факторов относятся условия, в которых  растет и развивается ребенок  и которые отличаются широким  спектром как положительного, так  и отрицательного плана: от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно  отстают в функциональном и психическом  развитии, до гиперопеки, чрезмерного  внимания, тоже оказывающего отрицательное  воздействие.

В современных условиях необходимо выделить и такие внешние факторы, имеющие отрицательное влияние  на рост и развитие ребенка, как экологические  условия, педагогические факторы (недостаточная  квалификация педагогов, отсутствие необходимых  знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.).

К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния  его здоровья и т.д.

Учитывая комплексность  проблемы, необходимо ясно понимать, что  успешность и эффективность ее решения  зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и  других специалистов в разработке теоретических  основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию в лице своих специалистов, подготовленных к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с  детьми, их родителями и учителями.

Социальная работа в школе  становится тем более востребованной, чем отчетливее обнаруживается в  рамках современной школы отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кроме обучения и образования. Вследствие этого происходит противопоставление задач школы и семьи, школы  и социальной работы, включая социальную педагогику, которые характеризуются гражданоцентрированной, практикокооперирующей, ориентированной на удовлетворение потребностей направленностью. Однако, в свете социальных проблем, присущих школе, становится все более очевидной необходимость участия социальных работников в ее деятельности. Именно социальный работник может содействовать выходу школы из кризисной ситуации, касающейся как педагогов, так и отдельных учащихся. При этом предусматривается использование социально-педагогических подходов и к процессу обучения, и к решению вопросов административного управления.

Социальный работник в  школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно  на работу с учащимися, в организации  систематической и конструктивной кооперации различных учреждений в  осуществлении задач, стоящих перед  школой и относящихся не только к  вопросам обучения и образования, но и к процессам демократизации, административно независимой педагогической работы по решению традиционных и  возникающих новых школьных проблем. Речь идет о способности к критическому анализу и самостоятельности  участников (партнеров) процесса обучения, образования и воспитания, о их взаимовлиянии и адаптации к  реалиям постоянно изменяющегося  окружающего мира.

Социальная работа в школе  призвана сосредоточить внимание в  основном на тех недостатках, на которые  указывают сами учителя, ученики  и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе зарубежной практики и исходя из проблематики современной российской школы можно  определить следующие ее цели:

— способствовать устранению и преодолению специфических  трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных  семей и слоев общества;

— развивать процесс опережающей  социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и  шансами в обществе, с общественными  запросами, а также подготовить  их к критическому восприятию этих перспектив;

— способствовать развитию личностных и социальных образовательных  процессов на стадии обучения и выбора профессии;

— участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых  вспыхнуть конфликтов5.

Чтобы реализовать эти  цели, социальные работники в школе

— используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую группу не только самих  учащихся, но и их родителей;

— осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с учителями-консультантами, школьными психологами и врачами, консультантами по профессиональной ориентации, одновременно стремясь привлечь к сотрудничеству и тех учителей, которые проявляют  понимание и интерес к их социально-педагогической работе;

— оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам  учащихся; используя методы групповой  педагогики, работают с учительскими коллективами и стремятся воздействовать на позитивное изменение социального  поля в школе через родительские комитеты и родительские собрания.

Реализация этих целей  означает установление институционной ориентации в школе, т. е. постоянное содействие социального работника  школе, для школы и для своих  клиентов в рамках школы. Такой подход в зарубежной практике социальной работы иногда подвергается критике со стороны  объединений, связанных с деятельностью  по организации досуга, работающей с молодежью в группе (общине). Однако, очевидно, речь здесь идет не столько о школе как поле воздействия  и вмешательства, сколько о более  широкой ситуации школьника.

На основании вышеизложенного  может сложиться впечатление, что  социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная работа не связана последовательно  с профессиональной деятельностью  педагога и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле этого слова. С одной стороны, это дает ей возможность оставаться многогранной и свободной от догматических  норм деятельности, но, с другой стороны, создает опасность для размывания ее контуров и потери профилирующей  основы.

В условиях школы применяются  различные смежные подходы, имеющие  границы и зоны воздействия, в  которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При  этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб6.

Социальная служба в школе  предназначена для организации  активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и  родителей между собой, так и  внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:

— выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому  члену школьного коллектива;

— охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;

— создает условия для  безопасной, комфортной творческой жизни  учащихся;

— оказывает помощь и  поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

— налаживает взаимоотношения  в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;

— изучает общественное мнение в школьном коллективе;

— организует социально-психологическую  и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

— разрешает конфликтные  ситуации между учащимися, школьниками  и педагогами, учениками и родителями;

Информация о работе Особенности, формы и методы социальной работы в школе