Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:07, контрольная работа
Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе [2, с. 237]:
• проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.
• проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Трудности в начальном образовании приводят к дальнейшей неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети чаще всего составляют группу риска по девиантному поведению.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности, формы и методы социальной работы в школе…………….…5
2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков………………………………………………………………………14
3.Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………19
План
Введение…………………………………………………………
1.Особенности, формы и методы социальной работы в школе…………….…5
2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации
детей и подростков……………………………………………………
3.Социальный
работник и социальный педагог:
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современный кризис, охвативший все российское общество, характеризуется отчужденностью среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, алкоголизма и другим асоциальным явлениям. Все более ощутимым становится разрушение института семьи. Она не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, а нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей. Поэтому главной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека, в их числе социальная педагогика и социальная работа.
Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе [2, с. 237]:
Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, медиков, психологов, владеющих различными технологиями по организации помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом, так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта.
1. Особенности, формы и методы социальной работы в школе
Способность общества обеспечить
полноценное образование для
всех детей — показатель социального
здоровья самого общества и необходимое
условие его устойчивого
— проблема детей, традиционно
находящихся в поле внимания и
ведения социальных служб — детей-инвалидов
с сохраненным интеллектом, детей-сирот,
детей из многодетных и социально
неблагополучных семей. Приоритеты
социальной поддержки этих групп
очерчены достаточно четко: прежде всего
социально-бытовая материальная помощь,
обеспечение витальных
— проблема неуспевающего
ученика, которая выходит за рамки
чисто педагогической проблемы и
становится одной из наиболее острых
и практически нерешаемых социальных
проблем. Причем речь идет не о детях
с отклонениями в развитии, нуждающихся
в специальном обучении, а об учениках
массовой школы с сохраненным
интеллектом, испытывающих тем не менее
трудности с начальным
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет и, по имеющимся на 1996 г. данным, колеблется от 35 до 60\%, достигая 80\% в экологически и социально неблагополучных регионах3.
Попытка образовательного ведомства решить проблему организационным путем с помощью проведения политики социальной изоляции таких детей, создания коррекционных классов не дала видимых положительных результатов, так как социальная изоляция столь большого контингента детей, с одной стороны, практически невозможна, а с другой — не решает проблему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.
Многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обусловливается их неоднозначностью, многовариантностью, наложением одной на другую, что создает своеобразные сочетания у каждого ребенка. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние)4. Некоторые авторы выделяют также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других.
К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана: от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, до гиперопеки, чрезмерного внимания, тоже оказывающего отрицательное воздействие.
В современных условиях необходимо выделить и такие внешние факторы, имеющие отрицательное влияние на рост и развитие ребенка, как экологические условия, педагогические факторы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.).
К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния его здоровья и т.д.
Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию в лице своих специалистов, подготовленных к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учителями.
Социальная работа в школе становится тем более востребованной, чем отчетливее обнаруживается в рамках современной школы отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кроме обучения и образования. Вследствие этого происходит противопоставление задач школы и семьи, школы и социальной работы, включая социальную педагогику, которые характеризуются гражданоцентрированной, практикокооперирующей, ориентированной на удовлетворение потребностей направленностью. Однако, в свете социальных проблем, присущих школе, становится все более очевидной необходимость участия социальных работников в ее деятельности. Именно социальный работник может содействовать выходу школы из кризисной ситуации, касающейся как педагогов, так и отдельных учащихся. При этом предусматривается использование социально-педагогических подходов и к процессу обучения, и к решению вопросов административного управления.
Социальный работник в
школе может помочь в проведении
группового консультирования, в развитии
потенциалов, направленных непосредственно
на работу с учащимися, в организации
систематической и
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе зарубежной практики и исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие ее цели:
— способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
— развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;
— способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;
— участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов5.
Чтобы реализовать эти цели, социальные работники в школе
— используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую группу не только самих учащихся, но и их родителей;
— осуществляют свою деятельность
в тесном сотрудничестве с учителями-консультантами,
школьными психологами и
— оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами и стремятся воздействовать на позитивное изменение социального поля в школе через родительские комитеты и родительские собрания.
Реализация этих целей означает установление институционной ориентации в школе, т. е. постоянное содействие социального работника школе, для школы и для своих клиентов в рамках школы. Такой подход в зарубежной практике социальной работы иногда подвергается критике со стороны объединений, связанных с деятельностью по организации досуга, работающей с молодежью в группе (общине). Однако, очевидно, речь здесь идет не столько о школе как поле воздействия и вмешательства, сколько о более широкой ситуации школьника.
На основании вышеизложенного
может сложиться впечатление, что
социальная работа в школе охватывает
все, кроме самого учебного процесса.
Это происходит, потому что социальная
работа не связана последовательно
с профессиональной деятельностью
педагога и концентрируется на педагогической
деятельности только в узком смысле
этого слова. С одной стороны,
это дает ей возможность оставаться
многогранной и свободной от догматических
норм деятельности, но, с другой стороны,
создает опасность для
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб6.
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:
— выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;
— охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;
— создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;
— оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
— налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;
— изучает общественное мнение в школьном коллективе;
— организует социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
— разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями;
Информация о работе Особенности, формы и методы социальной работы в школе