Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:07, контрольная работа
Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе [2, с. 237]:
• проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.
• проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Трудности в начальном образовании приводят к дальнейшей неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети чаще всего составляют группу риска по девиантному поведению.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности, формы и методы социальной работы в школе…………….…5
2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков………………………………………………………………………14
3.Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………19
— организует работу школьного телефона доверия;
— способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.
Основными принципами деятельности социальной службы являются:
— многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога;
— объективность —учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию;
— коммуникативность —
организация системы
— интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
— оперативность — быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;
— автономность — социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органов управления образованием и других властных структур;
— репрезентативность — представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;
— адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.
Его задачами являются:
— раннее выявление детей,
испытывающих затруднения в обучении
и воспитании, в социальной и средовой
адаптации и определения
— оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;
— проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;
— обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.
К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:
— социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;
— социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;
— социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;
— социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.
Школьная психологическая
служба. Осуществление интегративного
консультационного подхода
Деятельность педагога-
Профессиональная ориентация,
профессиональная подготовка, профессионально
ориентированные занятия и
Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами; школьное самоуправление. Учащиеся школы и их родители составляют две важнейшие группы, обусловливающие учебный процесс, включая каждое занятие, и все усилия по «вторичной» социализации. В поле деятельности школьной социальной работы входит любая попытка привлечь учеников и их родителей к активному и ответственному участию в жизни школы. Важно видеть роль школы в жизни не только учащегося, но и его родителей. Новые формы групповой работы с родителями, организация сотрудничества самих родителей имеют такое же большое значение, как и самоорганизующиеся группы школьников, их самодеятельность, ученические газеты и т. д. Различие интересов разных групп способствует развитию процессов демократизации в школе.
Стремление общества к демократизации и гуманистическому развитию, к экономической и политической стабильности в стране выдвигает серьезную задачу по усилению и совершенствованию процесса социализации подрастающего поколения, социального воспитания каждой конкретной личности. Введение в школах должности социального педагога — это шаг по пути практического решения указанной задачи.
Деятельность социального педагога-организатора направлена на создание условий, необходимых для полноценной социализации конкретной личности.
В свете новой педагогической
парадигмы миссия социального педагога
состоит в том, чтобы защищать
права и свободы юного
Необходимо также назвать
и такие сферы социально-
Формы и методы школьной социальной работы:
— групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);
— предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий
и т.д.);
— соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
— работа с родителями, представление интересов родителей;
— профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
— консультирование (в особенности,
интегративные формы
— работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);
— супервизия;
— научное обоснование, сопровождение и оценивание8.
Указ
Президента Российской Федерации №
1338 «О профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защите
их прав» (от 6 сентября 1993 г.) направлен
на активизацию деятельности государственных
структур в сфере профилактики развития
дезадаптационных процессов среди
подростков. Для оказания помощи таким
детям создаются
Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997—1998 годы». В Москве принята городская программа «Дети улиц», в рамках которой совместно с Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» была разработана «Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска»9.
В связи с этим все большее внимание уделяется развитию социальной работы в рамках системы образования, которая предусматривает защиту прав детства. Во многих регионах России уже сложились системы как по выявлению детей, нуждающихся в различных формах поддержки, так и по формам оказания им непосредственной помощи.
Большое
значение придается не только формам
реабилитации, но и профилактике девиантного
поведения детей и подростков.
Превентивные меры по локализации девиантных
проблем осуществляются через систему
Психолого-медико-социальных центров.
Деятельность ПМС-центров направлена
на раннее обнаружение детской
Структура управления профилактики воспитательной деятельности предполагает следующие последовательные действия ПМС-центров:
• изучение и планирование объектов деятельности;
• выдвижение целей и задач управления;
• планирование деятельности;
• организация деятельности и взаимодействие подсистем;
• регулирование и корректировка планов деятельности;
• контроль и учет достижений;
• оценка и анализ итогов и результатов деятельности;
• выдвижение новых целей и задач.
На схеме показаны основные социальные институты, с которыми взаимодействует ПМС-центр по реализации профилактических задач.
Схема 7
3. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И
Сегодня,
когда назрела необходимость
создания новых парадигм воспитания,
особое значение приобретает новая
профессия — социальный педагог,
и соответственно разработки по социальной
педагогике. Наука обратилась к углубленным
исследованиям проблем
Деятельность
социального работника
— диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» клиента, семьи или группы);
— терапевтическая
(определение возможных
— диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента);
— информационная
(сбор информации о клиенте, семье
или группе семей, проблемах и
условиях социума для обеспечения
результативности социального «вмешательства»;
и вместе с тем обеспечение
клиентов информацией о социальных
услугах, предоставляемых конкретной
службой или учреждением
Однако, как подчеркивают многие зарубежные ученые (И.М.Ленер, Ю.Гриз, Й.Тепфер и др.), на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. Скорее требуются дополнительные специфические знания, например: дополнительное образование в области терапии, музыки или групповой работы и установка на повышение квалификации и т.д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и обновлении, совместной работе с добровольцами, а также с сотрудниками администрации и управлений, социальных служб11.
Информация о работе Особенности, формы и методы социальной работы в школе