Особенности, формы и методы социальной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:07, контрольная работа

Описание

Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе [2, с. 237]:
• проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.
• проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Трудности в начальном образовании приводят к дальнейшей неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети чаще всего составляют группу риска по девиантному поведению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности, формы и методы социальной работы в школе…………….…5
2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков………………………………………………………………………14
3.Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

контрольная теория соцраб.docx

— 108.65 Кб (Скачать документ)

— организует работу школьного  телефона доверия;

— способствует здоровому  образу жизни коллектива и каждого  ее члена.

Основными принципами деятельности социальной службы являются:

— многофункциональность  — выполнение комплекса разнообразных  мер по охране и защите прав личности школьника и педагога;

— объективность —учет  как можно большего числа факторов существования и развития школьного  коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и  моральную позицию;

— коммуникативность —  организация системы взаимосвязи  с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения  разнообразной информации о жизни  школьного коллектива, его отдельных  частей и личностей с целью  свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;

— интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в  замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность  респондентов;

— оперативность — быстрое  разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;

— автономность — социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органов управления образованием и других властных структур;

— репрезентативность —  представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;

— адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств  личности и коллектива.

Социально-педагогический модуль при школе создается с целью  оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков  в развитии интеллекта, эмоционально-волевой  сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к  коммуникации.

Его задачами являются:

— раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий  для ослабления и преодоления  имеющихся у них недостатков  развития;

— оказание помощи педагогам  общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;

— проведение специальной  работы с детьми, направленной на коррекцию  имеющихся у них недостатков;

— обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

К основным направлениям социально-педагогического  модуля относятся:

— социальная, педагогическая и психологическая диагностика  детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;

— социально-психологическая  поддержка трудного ребенка и  его семьи;

— социальный контроль за условиями  воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;

— социальная адаптация  и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.

Школьная психологическая  служба. Осуществление интегративного консультационного подхода предполагает наличие как психологических, так  и социально-теоретических и педагогических знаний. Поскольку современная практика образования имеет достаточно одномерную ориентацию (психологическая диагностика  и помощь в конкретном случае, с  одной стороны, и анализ социальных условий и социально-педагогическая активация — с другой), поскольку  становится необходимым, чтобы в  работе консультационной службы принимали  участие, наряду с психологами, и  социальные работники. Только посредством  кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать  на комплексность конкретных проблем, представленных в школе.

Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика. Педагог-консультант исследует  общие отклонения от нормы, нарушения  в поведении учащегося. В его  обязанность входит оказание помощи в конкретном случае, помощь в учебном  процессе, предоставление консультаций по отдельным учебным дисциплинам. К решению задач в рамках этой модели также присоединяется служба школьной благотворительности. Но в  работе этой модели школьные социальные работники, как правило, не участвуют.

Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессионально  ориентированные занятия и практика. К недостаткам многих школ относится  тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или  иной профессии, профессиональная ориентация в целом начинается слишком поздно. Школьная служба социальной работы призвана обеспечить контакты школы с организациями  и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.

Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами; школьное самоуправление. Учащиеся школы и  их родители составляют две важнейшие  группы, обусловливающие учебный  процесс, включая каждое занятие, и  все усилия по «вторичной» социализации. В поле деятельности школьной социальной работы входит любая попытка привлечь учеников и их родителей к активному  и ответственному участию в жизни  школы. Важно видеть роль школы в  жизни не только учащегося, но и его  родителей. Новые формы групповой  работы с родителями, организация  сотрудничества самих родителей  имеют такое же большое значение, как и самоорганизующиеся группы школьников, их самодеятельность, ученические  газеты и т. д. Различие интересов разных групп способствует развитию процессов демократизации в школе.

Стремление общества к  демократизации и гуманистическому развитию, к экономической и политической стабильности в стране выдвигает  серьезную задачу по усилению и совершенствованию  процесса социализации подрастающего  поколения, социального воспитания каждой конкретной личности. Введение в школах должности социального  педагога — это шаг по пути практического  решения указанной задачи.

Деятельность социального  педагога-организатора направлена на создание условий, необходимых для  полноценной социализации конкретной личности.

В свете новой педагогической парадигмы миссия социального педагога состоит в том, чтобы защищать права и свободы юного человека, создавать соответствующие ситуации для осознания им своих нужд, интересов, потребностей и ресурсов для их удовлетворения7.

Необходимо также назвать  и такие сферы социально-педагогической работы, которые оказывают влияние  на формирование социальной работы в  школе, хотя и не имеют прямых институционных контактов со школой. Это помощь семье со стороны молодежных ведомств (прежде всего это касается мероприятий, дополняющих воспитание в семье), работа с молодежью по месту жительства и воспитание в детских домах  и приютах.

Формы и методы школьной социальной работы:

— групповая работа со школьниками  вне занятий (включая помощь в  выполнении школьных работ и предложений  в области досуга);

— предложения по организации  занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий

и т.д.);

— соучастие и творческое представление в социальной жизни  школы (поездки и экскурсии с  участием всего класса, праздники, отдых  в загородных лагерях);

— работа с родителями, представление  интересов родителей;

— профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

— консультирование (в особенности, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);

— работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);

— супервизия;

— научное обоснование, сопровождение  и оценивание8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. учреждения  социальной профилактики и реабилитации  детей и подростков

Указ  Президента Российской Федерации № 1338 «О профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (от 6 сентября 1993 г.) направлен  на активизацию деятельности государственных  структур в сфере профилактики развития дезадаптационных процессов среди  подростков. Для оказания помощи таким  детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного  места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся  социальные приюты для детей и  подростков, центры помощи детям, центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения  родителей. В России в 1996 г. насчитывалось  около 450 специализированных учреждений социальной защиты подобного типа.

Правительством  Российской Федерации была разработана  и утверждена целевая программа  «Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних на 1997—1998 годы». В Москве принята городская  программа «Дети улиц», в рамках которой совместно с Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму  и наркомании» была разработана  «Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска»9.

В связи  с этим все большее внимание уделяется  развитию социальной работы в рамках системы образования, которая предусматривает  защиту прав детства. Во многих регионах России уже сложились системы  как по выявлению детей, нуждающихся  в различных формах поддержки, так  и по формам оказания им непосредственной помощи.

Большое значение придается не только формам реабилитации, но и профилактике девиантного  поведения детей и подростков. Превентивные меры по локализации девиантных проблем осуществляются через систему  Психолого-медико-социальных центров. Деятельность ПМС-центров направлена на раннее обнаружение детской дезадаптации и девиации. Комплексный подход к проблемам детей и подростков предполагает такие виды поддержки, как психологическая и медицинская.

Структура управления профилактики воспитательной деятельности предполагает следующие  последовательные действия ПМС-центров:

• изучение и планирование объектов деятельности;

• выдвижение целей и задач управления;

• планирование деятельности;

• организация  деятельности и взаимодействие подсистем;

• регулирование  и корректировка планов деятельности;

• контроль и учет достижений;

• оценка и анализ итогов и результатов  деятельности;

• выдвижение новых целей и задач.

На схеме  показаны основные социальные институты, с которыми взаимодействует ПМС-центр  по реализации профилактических задач.  

 

Схема 7 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И СОЦИАЛЬНЫЙ  ПЕДАГОГ: СУЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ

Сегодня, когда назрела необходимость  создания новых парадигм воспитания, особое значение приобретает новая  профессия — социальный педагог, и соответственно разработки по социальной педагогике. Наука обратилась к углубленным  исследованиям проблем социальной педагогики, стремясь осмыслить лучший опыт социального воспитания с целью  формирования социально-педагогической службы. Последняя призвана обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах  становления и развития полноценной, физически, психически и нравственно  здоровой, социально защищенной и  творчески активной личности.

Деятельность  социального работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, тогда как социальный педагог  осуществляет воспитание человека в  социуме. Специфика его работы, в  отличие от работы школьного учителя  или другого работника народного  образования, состоит в том, что  ему приходится работать непосредственно  с семьей и на «улице». В связи  с этим основными функциями социального  работника являются следующие:

— диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания»  клиента, семьи или группы);

— терапевтическая (определение возможных средств  «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование  контрактной службы и т.д.);

— диспетчерская (в случае, требующем вмешательства  других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение  их дальнейшего участия в судьбе клиента);

— информационная (сбор информации о клиенте, семье  или группе семей, проблемах и  условиях социума для обеспечения  результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение  клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного  региона)10.

Однако, как подчеркивают многие зарубежные ученые (И.М.Ленер, Ю.Гриз, Й.Тепфер и  др.), на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. Скорее требуются  дополнительные специфические знания, например: дополнительное образование в области терапии, музыки или групповой работы и установка на повышение квалификации и т.д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и обновлении, совместной работе с добровольцами, а также с сотрудниками администрации и управлений, социальных служб11.

Информация о работе Особенности, формы и методы социальной работы в школе