Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:07, контрольная работа
Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе [2, с. 237]:
• проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.
• проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Трудности в начальном образовании приводят к дальнейшей неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети чаще всего составляют группу риска по девиантному поведению.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности, формы и методы социальной работы в школе…………….…5
2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков………………………………………………………………………14
3.Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………19
Социальный работник в области образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче:
• деятельность
социального работника
• социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями;
• защищает
ребенка от жизненных рисков, семейных
бедствий, связанных с
• выступает посредником между ребенком и социальным окружением — школой, семьей, социальными институтами;
• организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.
Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости.
В России
специальность «социальный
• осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);
• изучение
психолого-медико-
— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;
— посредничество
между личностью обучающихся (воспитанников,
детей) и учреждением, семьей, средой,
специалистами различных
— определение
задач, форм, методов социально-
— организация
различных видов социально
— установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
— содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;
— осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
— взаимодействие
с учителями, родителями (лицами, их
заменяющими), специалистами социальных
служб, семейных и молодежных служб
занятости, с благотворительными организациями
и др. в оказании помощи детям, нуждающимся
в опеке и попечительстве, с
ограниченными физическими
Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.
Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.
Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.
Социальный работник в области образования,
как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче:
• деятельность социального работника
направлена на оказание помощи и поддержки
ребенку в ситуациях
• социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями;
• защищает ребенка от жизненных
рисков, семейных бедствий, связанных
с нетрудоспособностью, несостоятельностью
родителей исполнять
• выступает посредником между ребенком и социальным окружением — школой, семьей, социальными институтами;
• организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.
Социальные работники и
В России специальность «социальный
педагог» еще только формируется, хотя
на рынке труда уже определилось
ее более самостоятельное
• осуществление комплекса
• изучение психолого-медико-
— выявление интересов и
— посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); .
— организация различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении;
— установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
— содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;
— осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации12.
Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.
Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.
Развитие социальных процессов
и кризисных ситуаций, характерных
для общественной жизни современной
России, сопровождается увеличением
девиаций, не только положительных (политическая
активность, экономическая
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что образовательные учреждения являются наиболее стабильной сферой социальной работы. Проблемы человека вплетаются в социально-исторические процесс, в конкретные социо - культурные условия его существования, деятельности. От них зависит воспитание человека, направления, содержание и цели личностно-ориентированной социальной работы. Образование становится одним из важных факторов развития социальных процессов в нашем обществе, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное ее развитие. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие таких специалистов как социальный работник и социальный педагог становится все более необходимым.
В системе образования
социальный работник организует социальную
поддержку, помогает нуждающимся детям
и оздоровлению семейной среды через
различные формы и методы социально-педагогической
работы. Особую сложность для социального
работника представляет случаи, когда
учащийся относится к категории
социально дезадаптированных
Список литературы
Информация о работе Особенности, формы и методы социальной работы в школе