Особенности, формы и методы социальной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:07, контрольная работа

Описание

Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе [2, с. 237]:
• проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб − детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.
• проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Трудности в начальном образовании приводят к дальнейшей неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети чаще всего составляют группу риска по девиантному поведению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности, формы и методы социальной работы в школе…………….…5
2.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков………………………………………………………………………14
3.Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

контрольная теория соцраб.docx

— 108.65 Кб (Скачать документ)

Социальный  работник в области образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными  и психологическими проблемами в  процессе социализации. В связи с  этим функции социального работника  конкретизируются применительно к  этой задаче:

• деятельность социального работника направлена на оказание помощи и поддержки ребенку  в ситуациях дезадаптации;

• социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального  обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями;

• защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять  родительские обязанности;

• выступает  посредником между ребенком и  социальным окружением — школой, семьей, социальными институтами;

• организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных  служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.

Социальные  работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех  же проблем, и их задачи реализуются  в одной и той же плоскости.

В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке  труда уже определилось ее более  самостоятельное положение, чем  специальность «социальный работник». Известная профессия «педагог-организатор» в начале 90-х гг. получает качественно  новый смысл, означая специалиста  в области социального воспитания и работы с молодежью. Должностные  обязанности социального педагога в соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя:

• осуществление  комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и  по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

• изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условий жизни;

— выявление  интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное  оказание им социальной помощи и поддержки;

— посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

— определение  задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и  социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); .

— организация  различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие  в их разработке и утверждении;

— установление гуманных, нравственно здоровых отношений  в социальной среде;

— содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;

— осуществление  работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию  ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб  занятости, с благотворительными организациями  и др. в оказании помощи детям, нуждающимся  в опеке и попечительстве, с  ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации12.

Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные  государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

Социальная  работа в системе образования  и в школе находит все большее  применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям  системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов  становится все более необходимым.

Развитие  социальных процессов и кризисных  ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая  предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического  опыта, на реализации действенных государственных  и общественных программ в социальной сфере.

Социальный работник в  области образования,

как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными  и психологическими проблемами в  процессе социализации. В связи с  этим функции социального работника  конкретизируются применительно к  этой задаче:

• деятельность социального работника  направлена на оказание помощи и поддержки  ребенку в ситуациях дезадаптации;

• социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и  стандартов социального обеспечения  для лиц, пользующихся льготами, социальными  пособиями, пенсиями;

• защищает ребенка от жизненных  рисков, семейных бедствий, связанных  с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности;

• выступает посредником между  ребенком и социальным окружением —  школой, семьей, социальными институтами;

• организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных  служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних  и тех же проблем, и их задачи реализуются  в одной и той же плоскости.

В России специальность «социальный  педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «социальный работник». Известная профессия «педагог-организатор» в начале 90-х гг. получает качественно новый смысл, означая специалиста в области социального воспитания и работы с молодежью. Должностные обязанности социального педагога в соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя:

• осуществление комплекса мероприятий  по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях  и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

• изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условий жизни;

— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных  ситуаций, отклонений в поведении  обучающихся (воспитанников, детей) и  своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;

— посредничество между личностью  обучающихся (воспитанников, детей) и  учреждением, семьей, средой, специалистами  различных социальных служб, ведомств и административных органов;

— определение задач, форм, методов  социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); .

— организация различных видов  социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении;

— установление гуманных, нравственно  здоровых отношений в социальной среде;

— содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;

— осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами  социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации12.

Таким образом, социальный педагог  осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет  включить в социальное развитие подростков различные государственные и  общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

Социальная работа в системе  образования и в школе находит  все большее применение. В свете  социальных проблем, присущих школе  и другим учреждениям системы  образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.

Развитие социальных процессов  и кризисных ситуаций, характерных  для общественной жизни современной  России, сопровождается увеличением  девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического  опыта, на реализации действенных государственных  и общественных программ в социальной сфер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что образовательные учреждения являются наиболее стабильной сферой социальной работы. Проблемы человека вплетаются в социально-исторические процесс, в конкретные социо - культурные условия его существования, деятельности. От них зависит воспитание человека, направления, содержание и цели личностно-ориентированной социальной работы. Образование становится одним из важных факторов развития социальных процессов в нашем обществе, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное ее развитие. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие таких специалистов как социальный работник и социальный педагог становится все более необходимым.

В системе образования  социальный работник организует социальную поддержку, помогает нуждающимся детям  и оздоровлению семейной среды через  различные формы и методы социально-педагогической работы. Особую сложность для социального  работника представляет случаи, когда  учащийся относится к категории  социально дезадаптированных детей, и его семья имеет низкий воспитательный потенциал. В таких случаях  привлекаются специалисты учреждений профилактики и реабилитации. Такие учреждения призваны обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и развития полноценной, здоровой, социально защищенной и творчески активной личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
  2. Доброштан В.М. Теория социальной работы: Учебное пособие. – СПб, 2008. – 375 с.
  3. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 47 — 54.
  4. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. – 60 с.
  5. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
  6. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаевой. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
  7. Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. - М., 2000. –78 с.
  8. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 668 с.
  9. http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/social_pedagogy_ru.htm

 


Информация о работе Особенности, формы и методы социальной работы в школе