Особенности функции контроля в педагогическом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:34, контрольная работа

Описание

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения». Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Содержание

Контрольная функция — неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя………………………………………………………3
2. Качество и эффективность контроля………………………………………….6
3. Как оценивать результативность труда………………………………………..8
4. Оперативный контроль……………………………………………………….10
5. Тематический контроль……………………………………………………….11
6. Итоговый контроль……………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Особенности функции контроля в педагогическом менеджменте 2.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

    В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

  • Высокий уровень (отлично).
  • Достаточный уровень (хорошо).
  • Критический уровень (удовлетворительно).
  • Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

    В практике организации контроля важно  не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и  определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень  выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).

    Таблица 1. Примерная шкала  оценок

    

    Оценка  кадров — одна из важнейших функций  в руководстве коллективом.

    Оценка  труда, в зависимости от того, как  она осуществляется, будет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности.

    Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.

    Так, для изучения состояния педагогического  процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

— наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);

— анализ (разбор с выявлением причин и определение  тенденции развития);

— беседа (обязательно с обменом мнениями);

— анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

— хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);

— изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);

— устная или письменная проверка знаний.

    4. Оперативный контроль

    Направлен на изучение ежедневной информации о  ходе и результатах педагогического  процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

    По  формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной  возрастной группе детского сада, и  подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

    Одно  из требований, которое необходимо учитывать руководителю, — это  плановость и гласность контроля.

    Многие  руководители ежемесячно планируют 5—7 вопросов к оперативному контролю и  знакомят с ними коллектив. План может быть представлен в такой форме (табл. 2).

    Таблица 2. План оперативного контроля

      

    День  диагностики, регулирования  и коррекции

    Одной из новых форм организации оперативного контроля является проведение в дошкольном учреждении дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).

    Целью проведения этих дней является оперативная  диагностика, выработка мер по регулированию  деятельности педагогического коллектива, перевод на качественно новый уровень организации педагогического процесса.

    ДРК — это микроисследование, в котором  принимает участие весь педагогический коллектив. При этом от руководителя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы организации для регулирования и коррекции.

    Тематика  ДРК может быть разной, но организация  всегда включает:

    1. Инструктаж тех, кто проводит  и с кем будет проводиться ДРК.

    2. Составляется общая программа  дня, возможно, что каждый участник-организатор  составляет свою программу.

    3. Определяются сроки проведения  ДРК и обработки полученных  материалов.

    4. Готовятся схемы, диаграммы, таблицы,  отбираются диагностические методики, которые будут использоваться.

    5. Предварительно анализируются материалы  и документация по тематике  ДРК.

    6. Результаты ДРК обсуждаются на  различных уровнях внутрисадовского  управления в зависимости от  цели и объема микроисследований:  на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.

    5. Тематический контроль

    Важным  в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического  процесса по разделам программы, реализуемой  в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

    Тематический  контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или  отдельного воспитателя.

    Тематика  изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

    1-й  этап. Постановка  целей тематического  контроля.

    Руководитель  должен ясно представить и четко  сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.

    2-й  этап. Составление  плана тематического  контроля с учетом  специфики детского  сада и результатов  работы по выбранной  теме в предшествующие  годы.

    Лучше всего взять конкретный раздел программы  детского сада и выделить в нем  то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

    Формы плана могут быть самые разные.

    По  какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем  всегда выделяется 5 блоков.

    1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

    2. Оценка профессиональных умений  воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

    3. Уровень планирования режимных  моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.

    4. Оценка предметно-развивающей среды,  условий для организации педпроцесса  по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

    5. Взаимодействие с родителями  для развития ребенка. Использование  разнообразных форм педагогического  просвещения родителей. Оценка  родителями результативности работы  педагога (табл. 3).

    Таблица 3. План тематического  контроля

    Цель: _______________________________________________________ 
Проверка проводится с “__” по “__” ________200___ г.

    

    Подготовленный  план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

    Руководитель, старший воспитатель сада обязаны  оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

    Экземпляр плана контроля должен находиться в  методическом кабинете и быть доступным  для каждого воспитателя в  любой момент.

    3-й  этап. Подготовка  руководителя к  проведению тематического  контроля.

    Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление  схем для фиксирования хода и результатов  контроля. Руководителю целесообразно  проанализировать записи в тетради  посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

    В некоторых садах используется такой  порядок тематического контроля; изучаются отдельные, заранее определенные вопросы; результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются. Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.

    Составленные  и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) материалы тематического контроля являются хорошим банком данных о состоянии дел в детском саду по разделам программы и по годам.

    4-й  этап. Распределение  обязанностей, вопросов  к изучению, определение  сроков выполнения  работ.

    В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

    Задача  руководителя — поставить перед  каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

    Для того чтобы распределить обязанности  и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может  использовать таблицу (табл. 4).

    Таблица 4.

    

    Итоги тематического контроля оформляются  в виде аналитической справки  и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической  справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

    Материалы тематического контроля оформляются  и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о  состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации.

    6. Итоговый контроль

    В деятельности руководителя постоянно  возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные — тематические.

    Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педагогического процесса на интегративной основе — проведение интегративных занятий и использование  тематического планирования», следовательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детском саду использовали определенную систему закаливающих мероприятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.

    В этих случаях руководитель может  осуществлять мониторинг, основанный на сравнении показателей в начале, середине, по окончании работы.

    Итоговым  контролем можно считать и  аттестацию, которая проводится один раз в пять лет по отношению  к каждому педагогу учреждения и  учреждению в целом. 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности функции контроля в педагогическом менеджменте