Особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание

Наиболее серьезные нарушения речи со стороны произношения звуков возникают вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это характерно для дизартрия. В этом варианте страдает не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи отмечается нечеткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп ее может быть ускоренным или замедленным.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические подходы к особенностям графомоторных навыков у дошкольников
Взгляды исследователей на особенности графомоторных навыков у дошкольников
Развитие графомоторных навыков у дошкольников в норме
Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией
Глава II. Особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией
2.1. Описание методик выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией
2.2. Анализ полученных результатов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

куцрсовафя.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО «Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт  непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики, психологии и профессионального  образования 
 
 

Особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией

Курсовая  работа по специальности 050715.65 Логопедия  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Абакан 2011

Оглавление 

Введение

Глава I. Теоретические подходы к особенностям графомоторных навыков у дошкольников

    1. Взгляды исследователей на особенности графомоторных навыков у дошкольников
    2. Развитие графомоторных навыков у дошкольников в норме
    3. Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией

Глава II. Особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией

2.1.   Описание методик выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией

2.2.   Анализ полученных результатов

Заключение

Список  литературы

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 Наиболее  серьезные нарушения речи со стороны  произношения звуков возникают вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это характерно для дизартрия. В этом варианте страдает не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи отмечается нечеткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп ее может быть ускоренным или замедленным.

   Дети с данным нарушением испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Поэтому необходимо учить их правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима при рисовании.

 Педагоги знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.

 Графомоторные навыки детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для владения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой. Дошкольники с дизартрией ещё не способны проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, тратят большое количество времени на копирование образца.

Таким образом, важно выявить особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией для построения правильного обучения, которое бы способствовало формированию полноценной личности и сглаживанию дефекта.

   Цель исследования: теоретически доказать и опытно-экспериментальным путём подтвердит особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией.

   Предметом данного исследования являются особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией.

   Объект  исследования особенности графомоторных навыков у дошкольников.

   Задачи:

  1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию графмоторных навыков у детей;
  2. Охарактеризовать психолого – педагогические особенности детей с дизартрией;
  3. Описать, апробировать методики выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией;
  4. Проанализировать полученные данные

       Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с дизартрией есть особенности графомоторных навыков, которые проявляются в неумении

   Методы:

  1. Теоретические: анализ литературы
  2. Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент
  3. Интерпретационные: анализ полученных результатов

Глава I.  Теоретические подходы к особенностям графомоторных навыков у дошкольников 

    1. Взгляды исследователей на особенности  графомоторных навыков  у дошкольников

     Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

     Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графо - моторных навыков, является зрительно – слухо - моторная координация.

     Е.В. Гурьянов (1954), М.М. Безруких (1991), С.П. Ефимова (1991), Е.В. Новикова(1998), Н.В. Новоторцева (2000), С.Е. Гаврина (2001) и др.[7,4,3].авторы, исследуя процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, доказали, что они зависят от сформированности:

  • зрительного и двигательного контроля (зрительно- моторной координации);
  • координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);
  • пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);
  • пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);
  • чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);
  • «ручнойумелости» (развитой мелкой моторики);
  • необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций) (Р.Е. Левина 1961);
  • зрительного внимания;

     Становление графо-моторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развитие памяти и зрительных представлений

     Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга  занимает проекция кисти руки, расположенная  в непосредственной близости от речевой  моторной зоны, что объясняет, почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи. [2].

     Естественно, что этот факт должен быть использован  в работе с детьми и там, где  развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторного компонента речи детей.

     Кольцова  М. М. и ряд исследователей считает, что есть все основания рассматривать  кисть руки как орган речи –  такой же, как и артикуляционный  аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной  речевой зоной мозга. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше [5].

     Тонкая  моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной  работой мелких мышц руки и глаза.

     Возраст 6-7 лет является сензитивным для  развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.

     Н.Г. Агаркова разделяет понятия «графический»  и «каллиграфический» навыки, так  как понятие «графический» навык  вбирает в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» навык характеризует лишь внешнее качество письма [1].

     Таким образом, графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем сознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов), а каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.

     Графические навыки представляют собой технику деятельности и процесса письма. Он имеет общую природу с двигательными навыками. Правильно сформированные графические навыки позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Рука пишущего при быстром, связном и достаточно сформированном письме совершает легкие, ритмичные колебания при помощи вращательного движения предплечья внутрь, в сторону корпуса. Неправильно сформированные графические навыки создают комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Дополнительные трудности формирования графических навыков возникают по причине того, что у ребенка 6-ти летнего возраста окостенение фаланг пясти и запястья рук еще не завершено, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, а также зрительно-моторной координации и звуко - буквенного анализа.

     Имея  общие черты с двигательными  навыками, графические навыки не является только двигательными. Своеобразие этих навыков в том, что с самого начала их формирования с определенным двигательным образом ассоциирует определенное смысловое значение буквы и совокупности букв, изображаемых рукой пишущего. Таким образом, процесс формирования графических навыков подчиняется, с одной стороны, закономерностям выработки двигательных, а с другой – речевых интеллектуальных действий.

     Для формирования навыка требуется, чтобы  ребенок был подготовлен к  обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер. Функциональная база графо-моторных навыков включает серийную организацию движений, зрительную память, зрительно-пространственную координацию, моторику. Рассмотрим роль и специфику данных компонентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Развитие  графомоторных навыков  у дошкольников в  норме

Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции.

 Формирование  графо-моторных навыков   в  онтогенезе претерпевает значительную  эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является   зрительно- моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования  и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная  интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости».

Информация о работе Особенности графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией