Особенности общения в системе «преподаватель – студент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:19, реферат

Описание

Актуальность. Исследования показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально - педагогического общения. Поэтому, от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным.

Цель настоящей работы: выявление социально - психологических факторов, обуславливающих эффективность общения преподавателя и учащихся.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3-4
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Особенности общения в системе «преподаватель – студент»……………………………………………………………………

2.1 Преподаватель университета как центральная фигура образовательного процесса………………………………………

5


5-6
2.2 Основные направления деятельности и функции преподавателя учебной дисциплины…………………………….
2.3 Студент как потребитель образовательных услуг…………

7-11
12-13
2.4 Особенности ролевого общения студентов и преподавателей в процессе изучения учебных дисциплин…………………….....
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

14-15
16
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

СП реферат.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

  по дисциплине «Социально-педагогическая  поддержка и развитие учебного  труда в высшей школе»

ТЕМА РЕФЕРАТА: «Особенности общения в системе «преподаватель – студент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Исполнитель: Спичёнок  Татьяна Сергеевна

   группа: 11

                                                             Руководитель: старший преподаватель                    кафедры социальной педагогики

        Куницкая Оксана Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                МИНСК, 2012

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 

3-4

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Особенности общения в системе «преподаватель – студент»……………………………………………………………………

 

2.1 Преподаватель университета как центральная фигура                                                           образовательного процесса………………………………………

 

5

 

 

5-6

2.2 Основные направления деятельности и функции    преподавателя учебной дисциплины…………………………….

2.3 Студент как потребитель образовательных услуг…………

 

7-11

12-13

2.4 Особенности ролевого общения студентов и преподавателей           в процессе изучения учебных дисциплин…………………….....

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

 

14-15

16

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене "преподаватель-студент" качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности. Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурсников и профессорско-преподавательского состава. Неправомерный перенос школьных отношений между учителем и учениками в вуз серьезно мешает дальнейшему процессу развертывания отношений студентов и преподавателей, а порой и деформирует структуру педагогического общения.

 

       Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемому в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей.

Процесс получения  образования в высшей школе - явление  сложное, многогранное, динамичное. Его специфика обусловлена прежде расширенным общением, большой, по мнению Антуана де Сент Экзюпери, роскошью на свете. Для преподавателя это великолепие - не что иное, как профессиональная необходимость. С его помощью осуществляется взаимовлияние двух равноправных субъектов: преподавателя и студента.

       Проблема эффективности общения преподавателя и учащихся занимает одно из центральных мест в педагогической психологии. Традиционно, под педагогическим общением понимается совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

       Проблемы педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. Однако многие проведенные исследования дают в целом неожиданный результат, а именно, говорят о том, что регистрируемые в экспериментальных работах личностные характеристики не оказывает сколько-нибудь значимого воздействия на взаимные симпатии. Это относится к таким измеряемым по стандартным тестам чертам - как экстраверсия, нейротизм, тревожность, авторитарность и т.д. В связи с этим, нам представляется интересным, еще раз коснуться этой темы и попытаться выявить черты личности преподавателей, которые могли бы оказывать влияние на эффективность педагогического общения.

Актуальность. Исследования показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена  не столько недостатками научной  и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально - педагогического общения. Поэтому, от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным.

 

Цель настоящей  работы: выявление социально - психологических  факторов, обуславливающих эффективность  общения преподавателя и учащихся.

 

 

Особенности общения в системе «преподаватель – студент»

 

 

2.1 Преподаватель университета как центральная фигура образовательного процесса.

Значительную  теоретическую базу для исследования проблемы профессиональной педагогической деятельности преподавателя создали  многочисленные отечественные и  зарубежные исследования (В.И. Андреев, В.А. Антипова, С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, В.А. Болотов, А.Л. Бусыгина, Л.В. Ведерникова, В.И. Гинецинский, П.В. Горностаев, В.Г. Иванов, А.А. Кирсанов, Н.В. Кузьмина, Е.Ю. Левитская, В.С. Леднев, М.И. Махмутов, Т.В. Менг, Г.У. Матушанский, В.А. Поляков, Ю.К. Рогинский, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Л.И. Соломко, Н.Ф. Талызина, Р. Драйв, К. Кнепер, Ж.де Лансдер, П. Ленгран и др.).

         Профессиональная педагогическая деятельность. Осуществляется специалистами, требует определённой подготовки и образования. Она проводится в учебных заведениях  различного типа. Знание о себе как носителе педагогической сущности помогает самореализации в соответствующем труде.

        Педагог решает задачи на профессиональном уровне. Это значит, что  он опирается на систему знаний, правил, способов деятельности. Он умеет планировать педагогические действия, отбирать наиболее пригодные средства, анализировать педагогические ситуации и продуктивность своей деятельности. Педагогическая деятельность в вузе связана со студентами – молодёжью, цель которой – приобретение профессии, освоение высшего специального образования.

 

Профессиональная  деятельность преподавателя вуза специфична. Она направлена на подготовку кадров и требует от педагога социальной и жизненной зрелости, профессиональных качеств, знаний, навыков, умений, креативности в своей работе. По своему характеру  это преимущественно умственная деятельность в условиях, регламентируемых вузовским распорядком. Иными словами, работа преподавателя - это процесс решения задач, связанных с обучением и воспитанием студентов, их подготовкой к профессиональной деятельности по окончании вуза.

  Под профессионализмом преподавателя высшей школы Л. И. Турье понимает «высокий уровень психолого- педагогических и научно- предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно- нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку будущих специалистов»; профессиональную компетентность преподавателя вуза представляет в виде взаимосвязанных блоков: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность преподавателя, обученность и уровень развития студентов; структуру деятельности: гностическими, проектировочными, конструктивными, организаторскими и коммуникативными умениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления деятельности и функции преподавателя учебной дисциплины

 

Педагогическая  деятельность – это деятельность направленная на формирование  личности будущего учителя, его профессиональную подготовку.

Педагогическая  деятельность не может осуществляться вне акта коммуникации, базирующейся на принципе совместной творческой деятельности преподавателя и студента, их активном взаимодействии. Последнее особенно важно учитывать в работе преподавателя, так как именно в ходе взаимодействия  его со студентами выдвигаются и  решаются сложные теоретические  проблемы, анализируется научный  материал, сравниваются позиции различных  научных школ, выявляются и уточняются спорные моменты. В этом случае педагогическое общение даёт возможность преподавателю  выстроить научную информацию в  стройную систему, выделить в ней  основное, раскрыть свою позицию в доказательном анализе, а студентам помогает критически осмыслить предлагаемый фактический материал, осознать и оценить его, отбросив второстепенное.

Однако  суть общения не исчерпывается информационным обменом. Чтобы содержание учебной  дисциплины было усвоено студентами на высоком уровне, необходимо наряду с педагогическими задачами и  целями обучения ставить и решать коммуникативные задачи. Именно они позволяют выбирать наиболее эффективные способы коммуникации  и на их основе организовывать продуктивное общение между преподавателем и студентом (или коллективом студентов).

Классификация педагогического общения возможна по различным основаниям и признакам. Например, некоторые авторы выделяют непосредственное и опосредованное общение. Последнее реализуется  через специальный дидактический  инструментарий (книги, технические  средства и т. п.). В отечественных источниках представлены также и такие типы педагогического общения, как диалогический, доверительный, рефлексивный, альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, конформный, монологический, полилогический и др.

Кроме того между преподавателем и студентом  могут складываться и личностные отношения: конъюнктивные, дизъюнктивные  и фактические.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что  педагогическое общение – творческий процесс, включающий три взаимосвязанных  и взаимообусловленных его стороны: общение как обмен информацией; общение как взаимодействие в  системе «преподаватель - студент»; общение как эмоциональный фон  учебно - воспитательного процесса.

Эффективность процесса общения в системе «  преподаватель - студент» зависит от его структуры, которая органично  связана с общей работой преподавателя, включающей:

    1. Моделирование педагогом общения со студенческой аудиторией (прогностический этап);
    2. Организация непосредственного общения с аудиторией в момент изначального взаимодействия с ней (начальный этап общения);
    3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе (на лекции, семинаре, в деловой игре и т.п.);
    4. Анализ осуществлённой системы общения (рефлексивный этап);

  Модель  педагогического общения в системе  «преподаватель - студент»:

    1. Нравственно – мировоззренческие установки.
    2. Педагогическая направленность личности.
    3. Профессиональный уровень общительности и коммуникативные способности.
    4. Коммуникативные умения и навыки.

Данная структура  процесса педагогического общения  даёт возможность преподавателю  выработать определённый (индивидуальный) стиль взаимодействия со студентами и тем самым осуществить наиболее плодотворный процесс не только обучения, но и воспитания.

В вузовской  практике присутствуют разные стили  педагогического общения:

    1. Подавляющий – требующий жестокого подчинения студентов без учёта конкретной ситуации.
    2. Панибратский – демонстрирующий ложное равенство преподавателя и студента.
    3. Официальный – основанный на формальном соблюдении прав и обязанностей преподавателя и студента.
    4. Содержательно – деловой – предполагающий сотрудничество преподавателя со студентами, тесное их взаимодействие.

В процессе педагогической деятельности реализуются разнообразные функции, которые в суммарном виде дают представление о её структуре, а также о системе знаний и умений, которыми должен владеть каждый преподаватель для более плодотворной работы. Опираясь на исследования Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, И. В. Харламова в педагогической деятельности можно выделить следующие функции:

Информация о работе Особенности общения в системе «преподаватель – студент