Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:19, реферат
Актуальность. Исследования показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально - педагогического общения. Поэтому, от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным.
Цель настоящей работы: выявление социально - психологических факторов, обуславливающих эффективность общения преподавателя и учащихся.
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3-4
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Особенности общения в системе «преподаватель – студент»……………………………………………………………………
2.1 Преподаватель университета как центральная фигура образовательного процесса………………………………………
5
5-6
2.2 Основные направления деятельности и функции преподавателя учебной дисциплины…………………………….
2.3 Студент как потребитель образовательных услуг…………
7-11
12-13
2.4 Особенности ролевого общения студентов и преподавателей в процессе изучения учебных дисциплин…………………….....
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
14-15
16
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Планово – проектировочная функция означает начало деятельности. В любом подразделении вуза она планируется на определённый период времени. Перед тем как разработать план, необходимо осуществить диагностику исходного состояния объекта, установить достижения, выяснить нерешённые вопросы. Эта функция фактически является начальной и занимает значительный удельный вес в работе преподавателя вуза.
Ему приходится разрабатывать учебно – тематические планы, учебные программы, если отсутствуют типовые, рабочие программы, планы воспитательной, научно – исследовательской работы.
Воспитательно – развивающая и образовательная функции органически взаимосвязаны, составляют ядро педагогической деятельности. От степени, полноты решения задач обучения, воспитания, развития студентов фактически зависит уровень их профессиональной подготовки.
Организаторская функция материализуется в организаторской деятельности преподавателя со студентами, коллегами, другими лицами при решении всевозможных задач – обучения, воспитания, профессиональной подготовки будущих учителей, организации общения, деятельности, формирования коллектива.
Коммуникативная функция проявляется в умении преподавателя организовывать общение, контакты, взаимодействие с субъектами воспитательно – образовательного процесса в вузе. Развитию коммуникативных данных у преподавателя помогают индивидуальные качества личности, стиль и методы деятельности, доброжелательное отношение к студентам и коллегам, уважение их, эмпатия.
Диагностическая функция реализуется при изучении студентов, определении их уровня развития, воспитанности, обученности в широком и более узком значении. Диагностика – довольно сложная процедура, она требует своего психолого – педагогического инструментария. Каждый преподаватель занимается диагностикой. При этом он использует наблюдение, анализ результатов деятельности, тестирование, шкалу оценок, другие методы.
Аналитическая функция является фундаментом любого вида педагогической деятельности. Без анализа, причём объективного, опыта работы коллег, состояния обученности, воспитанности, развития студентов, рефлексия себя и своей деятельности невозможна научно поставленная диагностика, беспристрастная оценка выявленных успехов и недостатков, корректировка прежних и определение новых задач. Реализация аналитической функции помогает в установлении обратной связи со студентами и коллегами.
Социальная функция связана с передачей социально ценного опыта старшего поколения, подготовкой студентов к семейной жизни, выполнению различных социальных ролей, к жизни и деятельности в конкретной общественной формации.
Профессиональная функция является основополагающей, ориентирует на подготовку студентов к педагогической деятельности. Вопросы профессиональной подготовки, как известно, проходят через всю работу вузов. Но нередко они выражены нечётко, так как вуз, стремясь дать студентам высшее общее образование, как бы отодвигает на задний план профессиональную направленность воспитательно – образовательного процесса. Выделение этой функции подчёркивает её важность, ориентирует преподавателей на обязательную профессиональную направленность их деятельности.
Педагогическая деятельность – это искусство, опирающееся на науку, на психолого – педагогические и специальные знания и умения.
2.3 Студент
как потребитель
Студенты
- потребители образовательных
Другой особенностью
образовательной услуги является то,
что ее потребитель, получая услугу
впервые, не в состоянии оценить
ее качество. Дело в том, что понимать,
что его учили не тому и не так,
потребитель образовательных
Кроме того,
критерием качества образования
является оценка. Но оценивают-то как
минимум два субъекта – образовательное
учреждение в лице преподавателей и
работодатель. А их оценки, как правило,
не совпадают: у каждого свои подходы
и требования. Так потребитель
образовательных услуг
Еще одна особенность
образовательных услуг. Потребитель
готов любой ценой получить не
образование, а диплом! Именно этой
особенностью широко пользуются недобросовестные
исполнители образовательных
Сегодня
мы забыли о том, что учебный процесс
должен помочь студенту реализовать
свои потенциальные возможности
и открыть перспективу
2.4 Особенности ролевого общения студентов и преподавателей в процессе изучения учебных дисциплин.
Ролевое общение — это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.
Не подлежит сомнению, что ролевые игры обладают мощным педагогическим потенциалом, который, к сожалению, практически не осмыслен педагогической наукой.
Игра" в учебном процессе - это метод обучения. В зависимости от принятой формы обучения игра может принимать многообразный вид. Она может быть:
- методом
проведения такой формы
- методом проведения практической формы занятий (например, дидактическая игра);
- и, наконец, игра может выступать в роли одновременно метода и формы, когда обучение строится по принципу "занятия-игры".
Глубокая
личностная вовлеченность участников
в игру объясняется особой позицией
игроков в отношении игровых
процессов. Это деятельная позиция,
когда участник должен реально подействовать
в предлагаемых обстоятельствах, сделать
выбор и реализовать его в
своем поведении. Состояние игровой
системы, положение ее различных
элементов выступает как
В ролевой игре участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и те средства, которые им предоставляют правила игры.
Часто игры
воспроизводят конфликтные
С другой
стороны, ролевые игры представляют
собой искусственные ситуации со
специально разработанными правилами,
в которых играющего постоянно
ставят в неожиданные положения,
"загружают" решением конфликтов,
проблем и т.п. Следствия условности
игровых ситуаций является ненаказуемость
поведения участников со стороны
социальных институтов, отсутствие санкций
и последствий от игровых действий
в реальной жизни. Психологическим
следствием данных и ряда других особенностей
игры является то, что она позволяет
снять или уменьшить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом педагогическое общение преподавателя и студента должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?
Во-первых,
это высокий авторитет
Одной из
наиболее важных задач следует считать
установление в процессе преподавания,
воспитательного воздействия
Специфика
педагогического образования
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Особенности общения в системе «преподаватель – студент