Особенности общения в системе «преподаватель – студент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:19, реферат

Описание

Актуальность. Исследования показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально - педагогического общения. Поэтому, от личности педагога, уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры зависит, будет ли педагогическое общение эффективным и плодотворным.

Цель настоящей работы: выявление социально - психологических факторов, обуславливающих эффективность общения преподавателя и учащихся.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3-4
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Особенности общения в системе «преподаватель – студент»……………………………………………………………………

2.1 Преподаватель университета как центральная фигура образовательного процесса………………………………………

5


5-6
2.2 Основные направления деятельности и функции преподавателя учебной дисциплины…………………………….
2.3 Студент как потребитель образовательных услуг…………

7-11
12-13
2.4 Особенности ролевого общения студентов и преподавателей в процессе изучения учебных дисциплин…………………….....
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

14-15
16
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

СП реферат.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)
    • планово – проектировочную
    • воспитательно – развивающую
    • образовательную
    • организаторскую
    • коммуникативную
    • диагностическую
    • аналитическую
    • социальную
    • профессиональную

Планово – проектировочная функция означает начало деятельности. В любом подразделении вуза она планируется на определённый период времени. Перед тем как разработать план, необходимо осуществить диагностику исходного состояния объекта, установить достижения, выяснить нерешённые вопросы. Эта функция фактически является начальной и занимает значительный удельный вес в работе преподавателя вуза.

Ему приходится разрабатывать учебно – тематические планы, учебные программы, если отсутствуют  типовые, рабочие программы, планы  воспитательной, научно – исследовательской  работы.

Воспитательно – развивающая и образовательная функции органически взаимосвязаны, составляют ядро педагогической деятельности. От степени, полноты решения задач обучения, воспитания, развития студентов фактически зависит уровень их профессиональной подготовки.

Организаторская функция материализуется в организаторской деятельности преподавателя со студентами, коллегами, другими лицами при решении всевозможных задач – обучения, воспитания, профессиональной подготовки будущих учителей, организации общения, деятельности, формирования коллектива.

Коммуникативная функция проявляется в умении преподавателя организовывать общение, контакты, взаимодействие с субъектами воспитательно – образовательного процесса в вузе. Развитию коммуникативных данных  у преподавателя помогают индивидуальные качества личности, стиль и методы деятельности, доброжелательное отношение к студентам и коллегам, уважение их, эмпатия.

Диагностическая функция реализуется при изучении студентов, определении их уровня развития, воспитанности, обученности в широком и более узком значении. Диагностика – довольно сложная процедура, она требует своего психолого – педагогического инструментария. Каждый преподаватель занимается диагностикой. При этом он использует наблюдение, анализ результатов деятельности, тестирование, шкалу оценок, другие методы.

Аналитическая функция является фундаментом любого вида педагогической деятельности. Без анализа, причём объективного, опыта работы коллег, состояния обученности, воспитанности, развития студентов, рефлексия себя и своей деятельности невозможна научно поставленная диагностика, беспристрастная оценка выявленных успехов и недостатков, корректировка прежних и определение новых задач. Реализация аналитической функции помогает в установлении обратной связи со студентами и коллегами.

Социальная функция связана с передачей социально ценного опыта старшего поколения, подготовкой студентов к семейной жизни, выполнению различных социальных ролей, к жизни и деятельности в конкретной общественной формации.

Профессиональная функция является основополагающей, ориентирует на подготовку студентов к педагогической деятельности. Вопросы профессиональной подготовки, как известно, проходят через всю работу вузов. Но нередко они выражены нечётко, так как вуз, стремясь дать студентам высшее общее образование, как бы отодвигает на задний план профессиональную направленность воспитательно – образовательного процесса. Выделение этой функции подчёркивает её важность, ориентирует преподавателей на обязательную профессиональную направленность их деятельности.

Педагогическая  деятельность – это искусство, опирающееся  на науку, на психолого – педагогические и специальные знания и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Студент  как потребитель образовательных  услуг.

 

Студенты - потребители образовательных услуг  сегодня  самые беззащитные среди  всего потребительского рынка, причиной тому  - специфика взаимоотношений между заказчиком и исполнителем. Ни в одной другой сфере, заказывая услугу, потребитель не обязан сам отчитываться за качество ее исполнения. В образовании же это именно так. Вопреки аксиоме товарного рынка, где «потребитель всегда прав», на рынке образовательных услуг «всегда прав» преподаватель, то есть исполнитель. Здесь и возникают коллизии. Субъективный подход к методике обучения и к оценке знаний подчас приводит к печальным для заказчика итогам.

Другой особенностью образовательной услуги является то, что ее потребитель, получая услугу впервые, не в состоянии оценить  ее качество. Дело в том, что понимать, что его учили не тому и не так, потребитель образовательных услуг  начинает не сразу, а лишь спустя определенное время. Притом, как правило – когда  доходит до реализации полученных знаний, то есть после окончания учебного заведения. Но к тому времени диплом уже получен, договорные отношения  с вузом или техникумом закончились.

Кроме того, критерием качества образования  является оценка. Но оценивают-то как  минимум два субъекта – образовательное  учреждение в лице преподавателей и  работодатель. А их оценки, как правило, не совпадают: у каждого свои подходы  и требования. Так потребитель  образовательных услуг становится еще и заложником ситуации, сложившейся  на рынке труда.

Еще одна особенность  образовательных услуг. Потребитель  готов любой ценой получить не образование, а диплом! Именно этой особенностью широко пользуются недобросовестные исполнители образовательных услуг, а в итоге качество образования  стремительно падает. Выходит, что специфика  взаимоотношений потребителя и  исполнителя образовательных услуг влияет на весь образовательный процесс и качество образования. Причем подчас отнюдь не лучшим образом.

Сегодня мы забыли о том, что учебный процесс  должен помочь студенту реализовать  свои потенциальные возможности  и открыть перспективу профессиональной самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Особенности ролевого общения студентов и преподавателей в процессе изучения учебных дисциплин.

 

Ролевое общение — это общение людей  как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый  и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные  ситуации в ролевой игре, человек  увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

Не подлежит сомнению, что ролевые игры обладают мощным педагогическим потенциалом, который, к сожалению, практически не осмыслен педагогической наукой.

Игра" в учебном процессе - это метод обучения. В зависимости от принятой формы обучения игра может принимать многообразный вид. Она может быть:

- методом  проведения такой формы занятий,  как семинар (например, деловая  игра);

- методом  проведения практической формы  занятий (например, дидактическая  игра);

- и, наконец,  игра может выступать в роли  одновременно метода и формы,  когда обучение строится по  принципу "занятия-игры".

Глубокая  личностная вовлеченность участников в игру объясняется особой позицией игроков в отношении игровых  процессов. Это деятельная позиция, когда участник должен реально подействовать  в предлагаемых обстоятельствах, сделать  выбор и реализовать его в  своем поведении. Состояние игровой  системы, положение ее различных  элементов выступает как непосредственное следствие, результат самостоятельных  действий участников. Эти условия  игровой деятельности вызывают яркие, подчас неожиданные переживания  у участников по поводу тех или  иных игровых событий.

В ролевой  игре участники сами формулируют  проблемы и не ограничены в своих  решениях и те средства, которые  им предоставляют правила игры.

Часто игры воспроизводят конфликтные ситуации и тогда выбор того или иного  решения приобретает более драматичный  характер. Содержание конфликтов может  быть самое разное и различны психологические  последствия от вовлечения участников в те или иные конфликтные условия. Иногда участники заранее ставятся в неравные условия, порождающие  объективно конфликтную ситуацию, т.е. им не предоставляется возможности  выбора. Это очень сильный игровой  ход, имитирующий непреодолимые  жизненные обстоятельства ("форс-мажор"); участнику в этом случае на фоне пережитого игрового стресса требуется  мобилизовать все силы для поиска выхода из образовавшейся проблемы.

С другой стороны, ролевые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно  ставят в неожиданные положения, "загружают" решением конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость поведения участников со стороны  социальных институтов, отсутствие санкций  и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим  следствием данных и ряда других особенностей игры является то, что она позволяет  снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением. Своеобразный парадокс заключается в том, что часто игры предоставляют человеку возможность "играть" меньше, чем он "играет" в реальной жизни, "выйти из роли", "снять маску" (социальную) и быть собой настоящим, не опасаясь критики. 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом педагогическое общение преподавателя и студента должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического  общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и  называется "сначала умение, а потом мастерство".

Одной из наиболее важных задач следует считать  установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который бы предопределил и служил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. В отношениях “преподаватель - студент” всё более должны развиваться обратные связи “студент - преподаватель” как младшее партнёрство. Стимулирование активных, инициативных обратных связей - важное звено воспитательного процесса среднего курса.

Специфика педагогического образования должна быть направлена прежде всего на широкую общекультурную подготовку, которая предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин в контексте общечеловеческой культуры и углубленное изучение в этом контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Таким образом, будущий педагог и его воспитанники будут погружены в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Громкова, М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. — //Высшее образование в России. — 1994. —№4. — С. 105-108
  2. Конспект лекций по возрастной и педагогической психологии : пособие для учащихся шк. отд – ния пед. колледжей / М.А. Дыгун [ и др.] ; под ред. М.А. Дыгуна. – Минск : Жасскон, 2006. – 179 с.
  3. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы : учеб. пособие / Р.С. Пионова. – Минск : Университетское, 2002. – 256с.
  4. Социология образования и воспитания / Спиваков В. В. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 8. – С. 247-250

Информация о работе Особенности общения в системе «преподаватель – студент