Особенности преподавания психологии в школе и в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:37, реферат

Описание

В декабре 1997 года Программа получила гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования» и стала фактически первой программой по психологии для школьников, разработанной специально с учетом школьной специфики и возраста учащихся. Это – личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого».

Содержание

Введение ……………………………………………………………...…3
1. Преподавание психологии в школе……………………………..5
2. Преподавание психологии в ВУЗе……………………………..10
Заключение …………………………………………………………….15
Литература ……………………………………………………………..17
Приложение ……………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

мпп.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)


1. Преподавание психологии в школе

 

В сентябре 1988 года был подписан Приказ Министра образования о начале эксперимента, в результате которого в школе должен был появиться новый учебный предмет – психология для учащихся 8–11 классов. В экспериментальном учебном плане было выделено на психологию 3 часа учебного времени и 10 часов для индивидуальных консультаций в неделю на каждый класс. Заметим, что это был первый случай в системе образования, когда школьный учебный предмет:

-   разрабатывался в условиях реального педагогического эксперимента;

- его автор являлся одновременно экспериментатором, регулярно проводившим занятия со школьниками в течение всего периода обучения (4 года);

- результаты обучения отслеживались в психодиагностическом исследовании.

В декабре 1997 года Программа получила гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования» и стала фактически первой программой по психологии для школьников, разработанной специально с учетом школьной специфики и возраста учащихся. Это – личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого».

Акцент делался на развитие чувства собственного достоинства ребенка как субъекта. Существенным моментом должно стать не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего поведения теперь и в будущем. Программа курса сконструирована так, что изучать базовые категории ее содержания («Отношение», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество») можно в любом порядке. Важно – сохранить основные направления, понятия, процесс. Нельзя строить изучение предмета, не учитывая интересы подростка.

Курс разрабатывался в принципиально отличной от традиционной  парадигме обучения, известной под названием «Учение через опыт». Такой подход имеет особую ценность. Его главная цель определяется отношением к учению как к совместно создаваемому и переживаемому опыту. Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на наш взгляд, – помочь ребенку стать творческим, социально адаптированным, защищенным. Своеобразие «Психологии» как учебного предмета обусловлено возникающими проблемами:

1. Каким образом дать ребенку знания о человеке, о самом себе, чтобы они «заработали» на его развитие, не ожидая далекого будущего, а уже здесь и теперь?

2. Поскольку природа психических феноменов такова, что ее невозможно «пощупать руками», можно лишь «схватить мгновение», «почувствовать ситуацию», «послушать себя», то как развить эмоционально-интуитивное начало и повысить гибкость рационального у ребенка, чтобы изучение подобного рода феноменов стало возможным?

3. Если психика – образование целостное, гармоническое, развивающееся, то как добиться этого единства в индивидуальном сознании?

Учебный материал выстраивается следующим образом: структура, функция, развитие. То есть: что это такое; как это можно почувствовать, оценить; как можно управлять этим процессом, явлением?

Учебный курс «Психология в школе» создавался в рамках так называемого интуитивно-психологического направления, основанного на целостном взгляде на личность, где важным считается «почувствовать» другого человека, посмотреть на него в системе его отношений с другими людьми, с окружающим миром и самим собой.

Главная цель курса состоит в том, чтобы построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом мире живет. Главная идея – каждый человек живет в Природе и в Обществе и вне природы, также как и вне общества, существовать не может. Таким образом, ребенок должен задаться вопросом: что такое человек? Что во мне человеческого и что общеприродного? Как я могу понять другого человека и почувствовать самого себя? Как я могу управлять своим поведением, своим развитием? Наконец, когда я выстраиваю целостную картину мира – как понять ее?

Основанием этой программы является понимание того, что то, как мы видим мир и самих себя в нем, существенно влияет на способы нашего поведения, стратегию построения отношений с окружающим миром, другим человеком и самим собой.

В практике обучения используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара; творческие – в тренинговых формах; практические – в форме лабораторных; дискуссионные – в форме обсуждения. Решение поставленных и возникших на практике задач обучения требует создания специальной атмосферы в классе. Принципиальное значение здесь имеют три момента:

1. Создание обстановки безопасности и доверия. Со стороны учителя: безусловное положительное принятие личности ученика, установка на одобрение и поддержку.

2. Умение учителя задавать такую ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению.

3. Создание кабинета психологии в школе надо понимать не только как приобретение набора наглядных пособий, дидактических материалов и ТСО, но и как создание такой атмосферы и такого мира, в котором «Я» школьника может меняться, переходить из одного состояния в другое, ребенок может расслабляться, выражать себя и чувствовать комфортно. Элементарное физическое неудобство не позволяет быть раскрепощенным, свободным. Любой дискомфорт и несвобода сделает неэффективным проведение тренингов и других занятий, что, в свою очередь, значительно усложнит задачу развития творчества и освоения психической культуры.

На ситуацию с преподаванием психологии в школе существуют различные взгляды. Г.А. Цукерман предполагает, что: «…будущий предмет психологического познания дан ученику весь целиком, во всех деталях, и знание это эмоционально насыщенно, личностно значимо, хотя нерефлексивно, несистемно, не представлено в сознании в терминах языка. А нужно ли ребенку 10–12 лет рефлексивное, системное знание? Да, безусловно, но только тогда, когда оно необходимо самому говорящему для решения его собственных проблем. Следовательно, психологией можно заниматься только с теми, у кого к началу занятий уже сформировался собственный запрос на такое знание. Это должны быть только факультативы, где темы занятий задают сами школьники». [2]

Схожей точки зрения придерживается и И.В. Бачков: «…курс психологии должен обеспечивать знакомство с системой понятий и лишь в той мере, в какой это действительно необходимо школьникам. И содержание курса психологии должно отвечать запросам реальной жизни ребят, а форма – быть приемлемой для эффективной практической работы… Психологическая информация на занятиях должна быть не абстрактно научной, а житейски важной, оставаясь научно обоснованной» [3]. Кстати говоря,  этих точек зрения придерживаются и сами ученики и не без основания.

Но есть другое мнение, которое утверждает что, безусловно, психология должна преподаваться в школе. Знания о человеке, которые получают дети, должны быть научной информацией. Нужна научная, систематическая психология. Без этого он не будет подготовлен к жизни. То, что этот взгляд на школьную психологию имеет широкое распространение, свидетельствует факт существования множества учебников и учебных программ с фиксированным количеством часов и четким планом изучения материала.

Присвоение подростком психологических знаний является фактором развития его личности, о чем свидетельствуют данные психодиагностического исследования:

-   развитие чувства собственного достоинства;

-   снижение уровня агрессивности;

-   изменение мотивов поведения;

-   повышение уровня понимания и принятия другого человека;

- умение прогнозировать и планировать свою жизнь на длительный период;

-   личностный рост и т.д.

Но это все на бумаге, а между тем дети имеют слабое представление о психике человека. Слова о «богатстве внутреннего мира»  воспринимаются ими как красивая метафора, не имеющая отношения ни к ним самим, ни к окружающим людям. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, нередко толкают детей к социально неодобряемым формам поведения.

Подрастающему человеку все время говорят, что надо уметь управлять своим поведением, но не говорят, как это делать. Скорей всего у этой «тайны за семью печатями» есть свое оправдание - взрослые подчас и сами не могут в этом разобраться.

Вывод:

Чем глубже ребенок осознает самого себя, свои интересы, способности, тем более четко формируются у него представления о своем дальнейшем жизненном пути. Цель преподавания психологии в школе должна совпадать с основной целью всей системы образования – культурное и социальное развитие ребенка и обеспечивать ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь. Окончив школу, молодые люди поступают в ВУЗ, на разные факультеты, уже имея о них представление. А вот психология остается для них загадкой, которую каждый пытается отгадать по – своему. Отсюда – масса разочарований по мере погружения в психологическую науку и практику. Все это делает весьма актуальной проблему школьного психологического образования как обязательной составной частью общего образования.

 

2. Преподавание психологии в ВУЗе.

 

Если представить, что начальные психологические знания уже получены, а процесс познания себя глубокий и длительный, то для этого необходимы новые научные знания, которые помогут определить направленность в развитии личности молодых людей.

Знакомство с абитуриентами и студентами психологических факультетов показывает, что выпускники школ идут туда часто по случайным основаниям - это модно, престижно, интересно. Многие, поступая учиться «на психолога», не знают, в чём будет заключаться их профессиональная деятельность. Отдельные развивающие занятия, тренинги, которые проводят с детьми школьные психологи, разжигают интерес, но не дают представления о психологии как о науке.

Одна из специализаций студента-психолога, получаемых в ВУЗе, – преподаватель психологии. Как показывает практика, студенты во время учебной деятельности часто не связывают свой будущий профессиональный рост с этим видом деятельности (чего не скажешь, например, о карьере психолога-консультанта или психолога-психотерапевта). И как кажется, дело не только в материальной стороне, на которую так часто привыкли ссылаться студенты.

Кому из студентов-психологов не рисуется картина задушевного диалога между ним, психологом-консультантом, и клиентом, в результате которого последний приходит к осознанию своих жизненных ошибок и с чувством глубокой благодарности уходит от психолога, не забыв щедро одарить его? Ведь сколько раз слышали, что психологическое консультирование, как и психотерапия, располагается между наукой и искусством. А представить, что вы – преподаватель в вузе или школе? Какое уж тут искусство?! Ведь быть преподавателем это тяжкий труд. Константин Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России говорил: «Сколько должно быть обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок 20 или 40 еще не окрепших, рассеянных детских голов... Умение учителя занять в свой урок всех учеников есть критериум учительского достоинства».

Но если жизнь сложилась «не так удачно» и вы все-таки оказались преподавателем… Студенты-психологи еще в ВУЗе понимают, как это непросто – преподавать психологию. Столько нужно знать, чтобы все это уметь рассказать.

Именно на этом поприще складываются воедино научная, практическая и житейская психологии – ведь не зная достаточно глубоко и полно теорию науки, нельзя интересно, доступно и, в то же время, оставаясь на научных позициях, донести до слушателей разных возрастных групп основы самой замечательной науки – «науки о себе».

Как же учить будущего психолога-профессионала, чтобы он не боялся школьников, студентов и хотел бы преподавать? На наш взгляд, важную роль здесь призваны сыграть вузовские учебные дисциплины: педагогика, общая психология, история психологии, педагогическая психология, возрастная психология, и, конечно же, МПП. Роль последней до сих пор не оценена по достоинству.

Следует сразу оговориться, МПП в средней школе и в высшей школе все-таки различны ввиду различия целей.

Цели преподавания психологии в ВУЗе. Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей и на этой основе научиться правильно, взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.

Таким образом, цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в результате: в формировании у студента умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

Общей целью изучения психологии студентами является формирование у них умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики. А также для преобразования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения или психотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).

Информация о работе Особенности преподавания психологии в школе и в вузе