Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:37, реферат
В декабре 1997 года Программа получила гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования» и стала фактически первой программой по психологии для школьников, разработанной специально с учетом школьной специфики и возраста учащихся. Это – личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого».
Введение ……………………………………………………………...…3
1. Преподавание психологии в школе……………………………..5
2. Преподавание психологии в ВУЗе……………………………..10
Заключение …………………………………………………………….15
Литература ……………………………………………………………..17
Приложение ……………………………………………………………18
Данная общая цель должна подразделяться на ряд конкретных целей. Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точки зрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большинство – это студенты непсихологических специальностей, и 2) меньшая группа – это студенты-психологи, получающие профессиональное психологическое образование. Для той и другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.
Начнем рассмотрение цели изучения психологии большинством студентов, не готовящихся стать специалистами-психологами.
Психологические знания нужны специалисту любой профессии для психологической грамотности, поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить). Не менее важно хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.
По мнению Е.А. Климова, психологическая подготовленность: «…это, прежде всего, ясные представления о специфической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении» [4].
Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности. Общая цель естественно, относится к ним в еще большей степени, чем к студентам-непсихологам. Без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как для программиста или геолога такой недостаток не будет столь ущербным, если они отличные специалисты в своей области, хотя психологические знания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.
Студент-психолог, готовящийся к фундаментальным исследованиям, должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практически быть готовым вести научные исследования по теоретическим проблемам психологии, тем самым, расширяя горизонты самой науки. Его задача – развивать науку дальше.
Конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии – педагогической, возрастной, юридической, инженерной, медицинской выглядит по-другому. Важная и ответственная роль прикладной психологии диктует следующую цель – формирование у студентов психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.
Все же нельзя не отметить, что полноценное формирование профессионала-психолога предполагает очное обучение. Именно здесь, осваивая специальные (профессиональные!) знания каждый день по разработанной системе (учебному плану) под руководством опытных преподавателей, будущий профессионал, вставший на путь овладения профессией «психолог», сможет создать некую «решетку», психологического знания, сам определяя ширину и глубину «ячеек», относясь при этом к себе требовательно и критично. Впрочем, это не означает невозможности освоить психологические знания в иных формах, но выпускник-психолог должен отчетливо осознавать необходимость по ходу обучения и по окончании института искать недостающее знание, доучиваться, как самостоятельно, так и под руководством уже сложившихся профессионалов.
Вывод:
Вузовское обучение принципиально отличается от школьного не только внешне, организационно, но и внутренне, психологически. Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень – от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения. Тут преподаватель лишь помогает ему развернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского подхода. Учебная деятельность студента построена так, что не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации.
Учителя только открывают дверь, входишь ты сам.
Заключение
А.Б. Орлов, известный ученый-психолог, побывавший в Америке в конце XX в., заметил: «Менталитет российского человека гораздо в меньшей степени психологизирован, чем западного человека. Мои впечатления о том, что значит психология для американца, очень сильные. Я был поражен в свое время, когда мы были на стажировке в Калифорнии и общались там с разными людьми, не только с психологами, так как оказывалось, что любой наш собеседник мог поддержать разговор на психологическую тему, и имел запас знаний в этой области, был начитан, а какие-то вещи знал даже лучше, чем мы» [5].
Действительно, уровень психологической грамотности и культуры населения страны надо оценить как довольно-таки заброшенный участок общественной жизни. Даже наше высшее психологическое образование во многих случаях является начальным. «Большинство студентов, оказавшихся на соответствующих факультетах или отделениях ВУЗов, оказываются в странном положении: с одной стороны, преподаватели добросовестно стремятся обрушить на них лавину высоконаучной информации, познакомить с разного рода непростыми точками зрения на психику, с другой, эти студенты не проходили базовой подготовки для старта именно на вузовском уровне. Чем они располагают? Личными впечатлениями от наблюдений и самонаблюдений за явлениями психики, а также некоторыми обобщениями, «отстегнутыми» из области фольклора, житейского общения, гуманитарных школьных предметов; сведениями, почерпнутыми из «вольного потока», создаваемого СМИ. Весь этот интеллектуальный «компот» и оказывается в роли информационной базы, на которой начинает строиться «высшее» психологическое образование, именуемое так просто потому, что оно осуществляется в высшем учебном заведении» [6].
Известный ученый, психолог Г.И. Челпанов предсказывал текущему столетию название «век психологии». Он говорил: «…огромные практические задачи, которые должна будет разрешить психология и которые по своей жизненной важности значительно превосходят технические задачи, разрешаемые естествознанием, несомненно, сделают психологию центром научной работы».
Московский гуманитарно-экономический институт
Нижегородский филиал
Студентки 4 курса, гуманитарного факультета, специальность
« Психология » группы ПЗС 10
Коровина Ольга Николаевна
Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии»
Тема: «Специфика преподавания психологии в школе и в ВУЗе»
Регистр. номер
Введение
«Методика преподавания психологии (далее МПП) – это наука не о том, как учить студентов, а о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески»[1]. Решение учебных задач, поиск и нахождение ответов на проблемные вопросы, учат студентов применять теорию психологии к жизненным реалиям.
Следует отметить, что МПП не является сводом жестких и неизменных правил и технологий. Это наука о постоянстве обновления, и не столько самого содержания дисциплинарного знания, сколько обновления психологического содержания – ценностных, мотивационных, коммуникативных и когнитивных взаимодействий преподавателя с обучаемыми.
МПП во многих странах находится только на начальном этапе своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы, посвященные МПП в ВУЗах, стали появляться у нас в стране и за рубежом только в последнее время.
Курс рассматривает различные формы проведения занятий как в средних учебных заведениях (классно - урочная система), так и в высшей школе (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия). Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, направленных на формирование у студентов теоретического профессионального мышления, умения творчески применять психологические знания в практической деятельности. Активные методы, а именно: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения – обеспечивают развивающее обучение в ВУЗе (см. приложение).
Психолог, каким бы методом он не пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал. Не маловажное значение имеет личность психолога: только высоко нравственный уровень и личностная зрелость психолога способны создать почву для развития личности и индивидуальности учащихся; только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать своих взглядов, не стараться (хотя бы и невольно) воспитать ученика по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взглядов, мнений, переживаний и стремлений. «Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно» (Тиру-Валлювар).
МПП как научная отрасль знания имеет свои объект и предмет исследования, содержание и задачи. Объектом является психологическое образование. Предмет изучения – методическая система психологического образования преподавания, куда входят цель образования, содержание, методы, формы и средства. Субъекты психологического образования – педагог и ученик. Цель работы – рассмотрение содержания и задач МПП как науки, ее место в средней и в высшей школах.
Приложение
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.
Активный метод – учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. К активным методам относятся:
Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. При программированном обучении становился доступным наблюдению и реальному воздействию весь ход процесса учения, все движение учащегося от незнания к знанию, а не только его результат, как в традиционном обучении. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.
Метод проблемного обучения – это метод обучения, центрированный на учащихся и поощряющий их получать новые знания посредством решения сложных и многогранных практических задач в контексте проблемных ситуаций. Работая в группах, студенты сами определяют что они уже знают, что им необходимо узнать, а также как и где найти новую информацию, имеющую определяющее значение для решения поставленной задачи. Уровень развития умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достигать успехов в решении проблем. Задача учителя научить не только понимать, но и мыслить.
Информация о работе Особенности преподавания психологии в школе и в вузе