Особенности работы классного руководителя в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

Объектом данной курсовой работы будет являться процесс деятельности классного руководителя Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
1 История возникновения классного руководителя……………………………………………..4
2 Сущность деятельности классного руководителя………………………………………...….5-7
3 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………………...……….8
3.1 Цели, задачи классного руководителя………………………………………………………..8
3.2 Функции классного руководителя…………………………………………………………8-12
4 Организация воспитательной работы в классе……………………………………..………13-16
5 Взаимодействие классного руководителя с учениками……………………………..…….17-21
6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………………….…22-23
Вывод……………………………………………………………………………………….…..24-25
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

- изучение и анализ индивидуальных  особенностей учащихся с помощью  психолога (как правило, определяется  тип личности, темперамент, акцентуация  характера). Перед поступлением в  1 класс дети проходят тесты  на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

- изучение и анализ коллектива  учащихся в его развитии. Основой  для этого служит беседа руководителей  классов звена с учителями  начальной школы, а руководителей X-XI классов - с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

- анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

- анализ уровня воспитанности  коллектива и личности. Выводы  об уровне воспитанности коллектива  и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти, в старшей - через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность - личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

Организационно-координирующая функция  предполагает:

- установление контактов с родителями (иными законными представителями)  обучающихся, оказание им помощи  в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

- проведение консультаций, бесед  с родителями обучающихся;

- организацию внеурочной деятельности  детей (проведение различных мероприятий);

- работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов - с воспитателями группы продленного дня;

- организацию в классе образовательного  процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организацию воспитательной работы  с обучающимися через проведение  «малых педсоветов», педагогических  консилиумов, тематических и других  мероприятий;

- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- индивидуально-педагогическую работу  с каждым учащимся и коллективом  в целом с учетом данных  психолога, социального работника  и личных наблюдений;

- ведение документации (классный  журнал, личные дела обучающихся,  план работы классного руководителя).

Коммуникативная функция заключается:

- в  формировании позитивных взаимоотношений  между детьми, в управлении взаимоотношениями  в классе;

- в  формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;

- в  обучении школьников установлению  положительных взаимоотношений  с людьми;

- в  содействии общему благоприятному  психологическому климату в коллективе класса;

- в  оказании помощи обучающимся  в формировании коммуникативных  качеств.

Контрольные функции предполагают:

- контроль  за успеваемостью и посещаемостью  каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью  учебных занятий обучающимися.

Педагогические задачи классного  руководителя

Одной из важнейших задач классного  руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог  гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

 

По мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный в воспитательную систему  самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач. Это:

    • аналитическо-рефлексивные задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;
    • конструктивно-прогностические задачи, т.е. задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых решений;
    • организационно-деятельностные задачи - задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
    • оценочно-информационные задачи, т.е. задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;
    • коррекционно-регулирующие задачи, т.е. задачи коррекции протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка.

Полнота присутствия этих задач  в сознании и деятельности педагога определяет уровень его субъектности в воспитательной системе.

Еще одной важной задачей классного  руководителя по обеспечению целостности  учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания  взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.

Непосредственное общение с  детьми, идейное, духовно-ценностное влияние  на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Организация воспитательной работы в классе

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения.

В узком смысле под воспитанием  понимается целенаправленная деятельность педагогов, призванных формировать  у человека систему качеств или какое-либо конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для социального развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.

Когда мы говорим о воздействии  педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. Воспитательная работа, проводимая классным руководителем, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления.

Первое связано с непосредственным воздействием на ученика:

- изучение индивидуальных особенностей  его развития, его окружения, его  интересов;

- программирование воспитательных  воздействий;

- реализация комплекса методов  и форм индивидуальной работы;

- анализ эффективности воспитательных  воздействий.

Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:

- сплочение коллектива

- формирование благоприятной эмоциональной  атмосферы;

- включение учащихся в разнообразные  виды социальной деятельности;

- развитие детского самоуправления.

Третье направление предполагает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка:

- соц. помощь семье;

- взаимодействие с педагогическим  коллективом;

- коррекция воздействия средств  массовой коммуникации;

- нейтрализация негативных воздействий  социума;

- взаимодействие с другими образовательными  учреждениями.

Возникает вопрос о том, какова же цель и задачи воспитания. Вообще все  педагогические цели можно условно  разделить на 2-е взаимообусловленные  группы: идеальные и актуальные. Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, выделим 3 группы воспитательных задач, ориентированных на результат воспитания ребёнка.

Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе их решения происходит процесс присвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

Процесс воспитания должен быть ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. его готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.

Главным инструментом решения воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.

Информация о работе Особенности работы классного руководителя в начальной школе