Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы будет являться процесс деятельности классного руководителя Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1 История возникновения классного руководителя……………………………………………..4
2 Сущность деятельности классного руководителя………………………………………...….5-7
3 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………………...……….8
3.1 Цели, задачи классного руководителя………………………………………………………..8
3.2 Функции классного руководителя…………………………………………………………8-12
4 Организация воспитательной работы в классе……………………………………..………13-16
5 Взаимодействие классного руководителя с учениками……………………………..…….17-21
6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………………….…22-23
Вывод……………………………………………………………………………………….…..24-25
Список использованных источников
- традиционные (регулярно повторяющиеся)
По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения их в предварительную работу, подготовку учащихся.
По субъекту организации классификация форм может быть следующей:
- организаторами детей
- деятельность организуется на основе сотрудничества;
- инициатива и её реализация принадлежит детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
- результат – информационный обмен;
- результат – выработка общего решения (мнения);
- результат – общественно значимый продукт.
По числу участников формы могут быть:
- индивидуальные (воспитатель-воспитанник);
- групповые (воспитатель - группа детей);
- массовые (воспитатель - несколько групп, классов).
Индивидуальные формы
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для вех членов коллектива, других людей.
В коллективных формах работы педагогов со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, турслёты, спортивные соревнования и т.д. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
6. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями.
Формы взаимодействия классного руководителя
с родителями - это способы организации
их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и
Родительское собрание –основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Диспут – размышление по проблемам воспитания –одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом. Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей.
Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.
Коллективные и групповые
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.
Вывод
И так, мы проследили особенности работы классного руководителя и доказали как велика его роль в жизни каждого ученика. От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.
Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем.
В отличие от школы 70–80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают, воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следует и изменение системы работы.
Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.
Многие классные руководители говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.
Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.
Несмотря на это хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.
Список использованных источников
1.Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. – C.78-2.Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2000.- 89с.
3.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.
4.Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Информация о работе Особенности работы классного руководителя в начальной школе