Особенности развития коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:54, реферат

Описание

Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными. Коллективная творческая деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач

Работа состоит из  1 файл

1.3.Ос.раз коллект.тв.docx

— 20.67 Кб (Скачать документ)

1.3.Особенности  развития коллективной творческой  деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

 

Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными. Коллективная творческая деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Одной из задач программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой  в разделе художественно-эстетическое воспитание  является задача по развитию коллективного творчества.

В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать художественные способности в коллективной творческой деятельности. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединять в общую картину. [ Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе под ред. М.А.Васильевой  с 34]

Совместная деятельность может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений  со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Особенностью изобразительной  деятельности отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, скульптура и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей. Созданное детьми изображение остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.

 В коллективной изобразительной деятельности дети старшего дошкольного возраста самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие. Повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются  нравственно, так как их объединяет общая цель. Они подолгу рассматривают  получившуюся картину, смеются, вспоминают, кто, что вырезал. Дети учатся доброжелательно  оценивать вклад каждого в  общую работу, помогать друг другу. В результате расширяется словарный  запас, совместная деятельность сближает ребят, делает отношения между ними добрыми, ласковыми. Кроме того, большой  формат художественного произведения позволяет чувствовать пространство, постигать законы композиции. В коллективных работах так же, как и в индивидуальных, деятельность детей сопровождается музыкой, используются стихи, фольклор, подвижные игры. Игры и действия с выполненными работами дети воспринимают очень эмоционально. Темы могут быть самые разнообразные: "В лесу", "Сказочные птицы", "Лебединое  озеро", "Санный поезд", "Снегурочка со своими друзьями - лесными зверями, идет на елку в детский сад".

В процессе создания коллективных работ  каждый ребенок старался лучше выполнить  свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал  всех. Таким образом, у детей воспитывается  нравственность, углубляются благородные  чувства.

Коллективные работы детей, могут  использоваться в художественном оформлении мастерской и дошкольного учреждения. Народные орнаменты в виде фризов, панно, украшая помещение, придают  ему своеобразие и уют.

После выполнения оформительских работ  дети чувствуют, что работа их нужна, что она украшает их быт, радует гостей детского сада и близких, рождает  чувство сопричастности к жизни  детского сада, развивает эстетический вкус.

При характеристике коллективной деятельности хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут  быть использованы для оформления группы. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает  положительное влияние на нравственный облик ребенка. Различные попытки  возможных объединений детей  в группы вызваны стремлением  преодолеть несоответствие между фронтальной  работой воспитателя с коллективом  и осуществлением индивидуального  подхода к каждому ребенку.

Специальные исследования свидетельствуют  о том, что и успешность совместной деятельности, и степень результативности индивида, участвующего в ней, зависят  от множества причин психологического характера. Естественно, что это  надо учитывать при решении образовательных  задач. Говоря об этом, следует постоянно  иметь в виду, что нас интересует не столько эффективность деятельности группы и участвующего в ней ребенка, сколько образовательная ценность этого участия. Для нас особенно важен тот индивидуальный опыт, который  дает эта деятельность самому ребенку.

Коллективная художественная деятельность старших дошкольников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

    • информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;
    • контактная — готовность к приему и передаче информации;
    • координационная — согласование действий и организация взаимодействия;
    • перцептивная — восприятие и понимание друг друга;
    • развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.

Коллективная деятельность старших дошкольников рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно.

Значительный рост интереса к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг. Отчасти  это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, хотя метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного воспитания появился значительно раньше.

На рубеже XIX—XX вв. педагоги большое значение отводили игровым приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.

В работе И.Н.Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают  благоприятные условия для общения  детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью.

Коллективная форма организации  дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить  общение, развивать почву для  проявления и формирования общественно ценностных мотивов. Совместный труд обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Именно то обстоятельство, что детям нравится работать сообща, что их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения коллективных форм в практику художественного воспитания детей.

Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс занятия и как метод обобщения знаний и умений детей позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.

Таким образом, коллективная творческая деятельность имеет огромное значение в развитии художественных способностей старших дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.


Информация о работе Особенности развития коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста