Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:54, реферат
Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными. Коллективная творческая деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач
1.3.Особенности
развития коллективной
Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными. Коллективная творческая деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Одной из задач программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой в разделе художественно-эстетическое воспитание является задача по развитию коллективного творчества.
В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать художественные способности в коллективной творческой деятельности. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединять в общую картину. [ Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе под ред. М.А.Васильевой с 34]
Совместная деятельность
может способствовать формированию
у детей положительных
Особенностью изобразительной
деятельности отличающей ее от других
видов художественного
В коллективной изобразительной деятельности дети старшего дошкольного возраста самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Создание коллективных работ приносит
детям огромное удовольствие. Повышается
эмоциональная отзывчивость, дети развиваются
нравственно, так как их объединяет
общая цель. Они подолгу рассматривают
получившуюся картину, смеются, вспоминают,
кто, что вырезал. Дети учатся доброжелательно
оценивать вклад каждого в
общую работу, помогать друг другу.
В результате расширяется словарный
запас, совместная деятельность сближает
ребят, делает отношения между ними
добрыми, ласковыми. Кроме того, большой
формат художественного произведения
позволяет чувствовать
В процессе создания коллективных работ каждый ребенок старался лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал всех. Таким образом, у детей воспитывается нравственность, углубляются благородные чувства.
Коллективные работы детей, могут использоваться в художественном оформлении мастерской и дошкольного учреждения. Народные орнаменты в виде фризов, панно, украшая помещение, придают ему своеобразие и уют.
После выполнения оформительских работ дети чувствуют, что работа их нужна, что она украшает их быт, радует гостей детского сада и близких, рождает чувство сопричастности к жизни детского сада, развивает эстетический вкус.
При характеристике коллективной
деятельности хотелось бы обратить внимание
на ее воспитательную ценность: работы,
выполненные коллективно, могут
быть использованы для оформления группы.
В этом случае художественное творчество
приобретает общественно
Специальные исследования свидетельствуют
о том, что и успешность совместной
деятельности, и степень результативности
индивида, участвующего в ней, зависят
от множества причин психологического
характера. Естественно, что это
надо учитывать при решении
Коллективная художественная деятельность старших дошкольников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.
Коллективная деятельность старших дошкольников рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно.
Значительный рост интереса к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг. Отчасти это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, хотя метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного воспитания появился значительно раньше.
На рубеже XIX—XX вв. педагоги большое значение отводили игровым приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.
В работе И.Н.Турро подчеркивалось,
что коллективные занятия создают
благоприятные условия для
Коллективная форма
Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс занятия и как метод обобщения знаний и умений детей позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.
Таким образом, коллективная творческая деятельность имеет огромное значение в развитии художественных способностей старших дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.