Этапы развития игры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание

В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными.Как правило, малыши с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой, если только она не чересчур сложна для ребёнка. Играя со взрослым, малыш подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает всё более сложные формы игрового поведения.Поэтому сначала новый уровень игры достигается именно в совместных со взрослым играх, и лишь постепенно к этому уровню подтягивается спонтанная игра малыша.

Содержание

1) Этапы развития игры детей дошкольного возраста.
2) Особенности памяти у детей дошкольного возраста.
3) Понятия, причины, виды девиантного поведения.
4) Учет типа темперамента в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Этапы развития игры детей дошкольного возраста.docx

— 28.36 Кб (Скачать документ)
  1. Этапы развития игры детей дошкольного  возраста.

В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и  других взрослых: если они много  играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и  интересными.Как правило, малыши с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой, если только она не чересчур сложна для ребёнка. Играя со взрослым, малыш подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает всё более сложные формы игрового поведения.Поэтому сначала новый уровень игры достигается именно в совместных со взрослым играх, и лишь постепенно к этому уровню подтягивается спонтанная игра малыша.Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.

 

Рассмотрим  основные этапы - или уровни - развития ролевой игры.

 

Первый  этап: игры в отдельные действия взрослых

 

Сюда  относятся игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в  тарелку", "вождение машины" и  им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; такие игры появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют. Воображаемой ситуации в полном смысле слова здесь ещё нет, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: малыш целиком поглощён самим действием и может ещё не считать себя в игре мамой, которая укладывает малыша, или водителем, который куда-то едет.В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещё нет взаимодействия персонажей.

Второй этап: простые ролевые игры

 

"Дочки-матери", "посещение врача", "приход  гостей", "покупка продуктов  в магазине" - разыгрывание этих  и им подобных повседневных  ситуаций относится к уровню  простых ролевых игр. Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: "ты неправильно играешь!".По сути, только на этом уровне в игре, помимо самого ребёнка, появляется второе действующее лицо. И только здесь возникает взаимодействие персонажей и они вступают в диалог друг с другом - до этого, даже если ребёнок играл в укладывание или кормление малыша, его "малыш" был бессловесным объектом действия. Теперь тот же "малыш" становится активным действующим лицом: он может капризничать и не хотеть спать, может просить рассказать сказку или спеть песенку. Поэтому простые ролевые игры помогают ребёнку осваивать многие повседневные роли, такие как роль пациента на приёме у врача, роль пришедшего в дом гостя или роль покупателя в магазине.Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает в игре много говорить, даже если он играет один.Кроме того, в ролевые игры детям лучше играть вдвоём или втроём. Если в семье несколько детей, близких по возрасту, это получается само собой, если нет - постарайтесь найти ребёнку постоянного партнёра для игр.

Хорошо  развитый ребёнок достигает уровня простых ролевых игр в два - два с половиной года в совместной со взрослым игре и в возрасте около трёх лет в самостоятельной игре. Если с ребёнком играют мало - он достигает этого уровня в совместной игре в три-четыре года, а в самостоятельной - в четыре-пять лет и может так на нём и остановиться.

Третий этап: сюжетно-ролевые игры

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего  этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с  ней по смыслу. Например, игра в "поездку  на дачу" может протекать так: сначала все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает или поливает грядки, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "кузнечиков", потом все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и  так далее.Такое усложнение структуры игры - это важный признак развития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.В сюжетно-ролевых играх усложняются взаимоотношения персонажей: они могут ссориться и мириться друг с другом, спорить и договариваться о совместных действиях, бороться или воевать. Взаимоотношения самих детей тоже усложняются, ведь теперь им надо договариваться не только о том, во что играть и кто какую роль будет исполнять, но и том, как будут развиваться события, какие эпизоды включать в игру, а какие нет, и кто кого победит. Поэтому, играя друг с другом в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учиться азам делового общения. На первых порах здесь очень важно участие взрослого, который учит детей договариваться и искать справедливые и взаимоприемлемые решения всех спорных вопросов.Игра позволяет также "переиграть" события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение. Не умея соотносить свои действия с многоуровневыми смысловыми структурами, человек окажется беспомощным во многих социальных ситуациях (профессиональных, семейных, политических и так далее) и не сможет осмысленно в них действовать. Таким человеком легко манипулировать, и он чаще всего оказывается пешкой в руках разного рода начальников и лидеров или даже просто хитрецов и мошенников. Иными словами, детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.Однако если развитие игровой деятельности ребёнка остановится на уровне сюжетно-ролевых игр и если эту остановку впоследствии не скомпенсировать, его самостоятельность будет ограниченной - он будет легко действовать по готовым, заранее известным сценариям, но ему будет трудно гибко выстраивать свои действия в постоянно меняющихся обстоятельствах. Такой человек сможет успешно строить свою жизнь в стабильных и достаточно простых жизненных условиях, но будет не готов к поиску решений в сложных, противоречивых и конфликтных жизненных ситуациях - таких как ситуации выбора профессии и места работы, ситуация семейного конфликта или крушения жизненных планов.

 

Четвёртый этап: творческие сюжетные игры

 

От  игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок  начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный  сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним  как огромное пространство возможностей.Приключения детей (которые могут включать подшучивание над родителями и подготовку необычных сюрпризов, ссоры и примирения, немыслимые в реальной жизни путешествия и встречи и ещё многое другое), строительство игрушечных городов и придумывание жизни в них и взаимоотношений их обитателей, войны между придуманными странами, жизнь кукольной семьи - вот лишь некоторые из частых тем творческих сюжетных игр.Сюжеты этих игр могут быть навеяны прочитанными книгами, какими-то яркими событиями или повседневными впечатлениями, но ребёнок свободно обращается с ними, примеривает сюжет на себя, меняет ход и исход событий, моделирует разные варианты возможного хода событий, в том числе - и заведомо невозможные в реальной жизни и даже абсурдные. Сюжет в этих играх может развиваться по-разному, и если дети играют вдвоём или втроём, важной частью игры становится "договаривание" о том, как будут развиваться события.Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Если ребёнок достигает этого уровня, у него появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций - ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов.Далеко не все дети достигают этого уровня развития игровой деятельности. Те, кто его достиг - будь то до школы или уже в школьные годы, - имеют больше шансов стать самостоятельными развивающимися личностями, умеющими решать жизненные проблемы, а не плыть по течению.

 

  1. Особенности памяти у детей дошкольного возраста.

 В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование, закрепление большинства высших психических функций. Среди них – память. Важно понимать особенности памяти у ребенка 5-6 лет, и верно направлять, контролировать её развитие. Память ребенка нуждается в регулярных тренировках, особенно в свете подготовки к первому классу школы. В соответствии с различными функциональными критериями выделяют различные виды памяти.

 

1.Традиционно разделяют  память на кратковременную, долговременную и оперативную.  Физиологический механизм кратковременной памяти отличается от такового у долговременной, именно поэтому мы, как правило, не помним в деталях мелкие события повседневной жизни.  У ребенка дошкольного возраста необходимо тренировать все виды памяти. Тренировка долговременной памяти развивает эрудицию ребенка и прививает ему способность систематизировать усвоенное, тренировка кратковременной – повышает качество и объем воспринимаемой информации за заданный промежуток времени (что непосредственно связано с успешностью усвоения школьной программы в дальнейшем), тренировка оперативной – способность выполнять повторяющиеся действия, действовать согласно алгоритму.

 

2.По участию воли  в акте запоминания память  делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольно запоминается больше информации, нежели при волевом усилии.  Непроизвольно запоминается что-то яркое, интересное, необычное. Именно поэтому рекомендуют многие развивающие упражнения для детей этого возраста организовывать в игровой, занимательной форме. Так ребенок сможет запомнить, а главное – усвоить заметно больше информации, нежели при сухом, «урочном» изложении.

 

 Упражнения на  развитие произвольной памяти  – одни из необходимых в дошкольном возрасте. Непроизвольная память – это память естественная, при непроизвольном запоминании объекты знания запечатлеваются без усилий со стороны человека. Следовательно, экономятся силы ребенка. Однако тренировка произвольной памяти сильнее развивает ребенка интеллектуально.

 

3.Память также разделяют  на опосредованную и непосредственную. Непосредственное запоминание – это запоминание механическое. Оно происходит без участия мышления, понимания. Опосредованное – то, которое сопровождается определенным мозговым усилием.  Этот тип запоминания имеет свои плюсы и минусы. Плюсы непосредственного запоминания – отсутствие напряжения при запоминании. Минусы – неосмысленность.  У ребенка в возрасте 5-6, как было сказано выше,  всё ещё преобладают непосредственные процессы  запоминания.  Именно поэтому дети с необъяснимой порой для взрослых легкостью запоминают большие объемы информации. Этим надо умело пользоваться – расширять его словарный запас, обучать иностранным языкам, запоминать фактические данные  об окружающем  мире. Всё это знания, которые не требуют (поначалу)  осмысления. Взрослые, как правило, запоминают новые сведения, знания, опосредованно, логически и ассоциативно связывая их со своим предыдущим опытом. У взрослых людей это сознательный процесс. Именно поэтому, например, взрослому человеку довольно трудно изучить иностранный язык с нуля – большое количество «сухой», не требующей осмысления информации(«зубрение» лексических единиц) взрослый осваивает в трудом.

 

  4. Память бывает  двигательной, зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, в зависимости от  органа чувств, формирующего воспоминание. Этот тип памяти индивидуально  весьма дифференцирован – у  каждого человека, и ребенка в  том числе,   имеется преимущественный  сенсор для запоминания. Кто-то  лучше запоминает картинки, а  кто-то звук. В соответствии с  этим людей уже с детства  можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Четвертый тип, дигитальный (восприятие в первую очередь смысла, логики ), довольно редок среди детей. Мышление и память. Для ребенка дошкольного возраста процессы памяти и мышления находятся в неразрывной связи, а иногда и вовсе тождественны. Для взрослого припоминание зачастую механический процесс, так как запоминание базируется  на готовых схемах, но при этом включается в логические связи, осмысляется. У ребенка же эти процессы  проходят совершенно иначе - запоминание непосредственно, а припоминание почти всегда - мыслительный акт. Виды и типы упражнений на развитие памяти у ребенка. Среди основных видов - упражнения на сходство и различие, на установление причинно-следственных связей, на установление ассоциаций. Важно также тренировать ассоциативное мышление.

 Необходимо помнить  о том, что одну из ключевых  ролей в процессе запоминания  любой информации играет повторение  и закрепление усвоенного. Это  научно доказанный факт, и посему  любая информация, поданная ребенку,  должна быть повторена с определенной  периодичностью несколько раз.  Значение для развития памяти  также имеет и рацион питания  ребенка. Кроме того, интеллектуально  сложные занятия с ребенком  желательно проводить короткими  отрезками, по 15-20 минут, с последующим  переключением ребенка на другой  вид активности.  В связи с  этим ребенок должен обязательно  получать физические нагрузки, «разгружаться»  от интеллектуальной деятельности  при помощи двигательной активности. Активные игры и физкультура  способствуют лучшему кровоснабжению  мозга. 

 

3)Понятия, причины,  виды девиантного поведения.

 

Поведение, отклоняющееся  от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История  изучения отклоняющегося поведения  богата разнообразными и принципиально  отличными тенденциями в их понимании. Одни исследователи утверждали о  приоритетности экзогенных («преступниками не рождаются, а становятся»), другие - эндогенных причин, когда отклонения генетически «запрограммированы». Для понимания позиций исследователей рассмотрим некоторые концепции, по-разному  рассматривающие причины девиантности.

 

Биологическое объяснение причин девиантного поведения

 

Биологическое объяснение, включая генетическую основу человека, особенности обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии, не учитывает тех индивидуальных случаев, когда физические признаки «свидетельствуют» о возможной девиации, а в реальной жизни этого не наблюдается.

Социологическое объяснение причин девиантного поведения Если биологическое объяснение девиации связано с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении.Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах, которые впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования. Позднее такие формы отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу.

Психологическое объяснение причин девиантного поведения.

Психологический подход, часто применявшийся к анализу  криминального поведения, рассматривает  девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Так, причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Основным источником отклонений в психоанализе считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного.

Информация о работе Этапы развития игры детей дошкольного возраста