Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы способствовать развитию внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачами являются:

- изучить основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

- раскрыть понятие внимания а также развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста;

- проанализировать психолого – педагогическую характеристику старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

- экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи;

- изучить методы и методики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

- проанализировать уровень сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.Понятие и виды внимания
2.Развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
3.Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2.2 Анализ уровня сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

пп.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО

«Томский  Государственный Педагогический Университет»

Педагогический  факультет. 
 
 
 
 
 
 

Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

(курсовая  работа.) 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 4 курса

                                                                                       ГР 653 ПФ 

                                                                                  Проверила  
 
 
 
 

     Томск 2009 

     Содержание 

Введение

1. Теоретические основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    1. Понятие и виды внимания
    2. Развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
    3. Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2. Экспериментальная  работа по изучению особенностей  внимания у дошкольников с  общим недоразвитием речи

2.1 Методы и  методики изучения особенностей  внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2.2 Анализ уровня  сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Заключение

Список использованной литературы 

 

      Введение 

     Актуальность  исследования. В настоящее время  дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей.

     Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного  возраста в Российской Федерации была создана система логопедических детских садов. Основным специалистом логопедического сада является логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В программе логопедического детского сада (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991) имеется обширный раздел по развитию базовых психических процессов интеллектуальной и мнестической деятельности. Традиционно работу с речевыми нарушениями ребенка осуществляет логопед. С 1994 года в системе образования функционирует служба практической психологии. В логопедическом детском саду с этого времени совместно с логопедами работают психологи. При определении их функциональных обязанностей, содержания и организации возникли трудности. Диагностика познавательных процессов и дифференциальная диагностика в условиях логопедического детского сада не может иметь решающего значения, так как дети уже диагностированы в условиях психолого-медико-педагогическои комиссии, а углубленное психологическое изучение речи и неречевых процессов проводит логопед.

     В то же время, анализ литературных источников и организационных аспектов деятельности логопедического сада выявляет два  существенных момента, определяющих актуальность данного исследования:

     в специальной литературе очень мало данных, раскрывающих особенности личностного развития детей с речевой патологией, что затрудняет реализацию личностно ориентированного подхода к преодолению нарушений развития этих детей;

     в специальной психологии не определены пути диагностики нарушений личностного развития у детей с ОНР, что затрудняет разработку направлений, содержания и организационных форм психокоррекционной работы.

     Итак, актуальность нашего исследования можно  обосновать необходимостью определить направление, содержание и организационные формы деятельности психолога по преодолению нарушений личностного развития у детей с речевой патологией в условиях логопедического детского сада.

     Теоретическая значимость исследования состоит в  разработке теоретико-методологического обоснования содержания и организационных форм деятельности психолога по профилактике и коррекции нарушений личностного развития дошкольников с ОНР.

     Гипотеза  у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи существуют проблемы с формированием внимания.

     Цель  курсовой работы способствовать развитию внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

     Задачами  являются:

     - изучить основы особенности развития  внимания у старших дошкольников  с общим недоразвитием речи;

     - раскрыть понятие внимания а также развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста;

     - проанализировать психолого – педагогическую характеристику старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

     - экспериментальная работа по  изучению особенностей внимания  у дошкольников с общим недоразвитием речи;

     - изучить методы и методики  изучения особенностей внимания  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

     - проанализировать уровень сформированности  особенностей внимания у старших  дошкольников с общим недоразвитием речи. 

 

     
  1. Теоретические основы развития внимания
 

     1.1 Понятие и виды  внимания 

     Внимание  не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

     Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

     Выделяют  следующие формы проявления внимания:

       - сенсорное (перцептивное);

       - интеллектуальное (мыслительное);

       - моторное (двигательное).

     Основными функциями внимания являются:

       - активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

       - целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);

       - удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

       - обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

       - регуляция и контроль протекания деятельности.[2,c 53].

     Внимание  связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

     Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:

       - аналитический эффект внимания - данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;

       - фиксирующий эффект - представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;

       - усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.

     Внимание  ребенка в начале дошкольного  возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

     На  протяжении дошкольного возраста в  связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. У детей возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок.

     Так, длительность рассматривания картинки увеличивается примерно в два раза к концу дошкольного возраста, ребенок шести лет лучше осознает картинку,чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя деталей. [ 6,c 87]

     Внимание - это важнейшее качество, которое  характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

     Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

     Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

     Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять  внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

     Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

     Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

     Плохо развитая способность распределения  внимания - неумение эффективно (без  ошибок) выполнять одновременно несколько  дел.

     Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

     Подобные  недостатки не могут быть устранены  фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий  с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

Информация о работе Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи