Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:59, курсовая работа
Цель курсовой работы способствовать развитию внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачами являются:
- изучить основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- раскрыть понятие внимания а также развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать психолого – педагогическую характеристику старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- изучить методы и методики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- проанализировать уровень сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение
1. Теоретические основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.Понятие и виды внимания
2.Развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
3.Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2 Анализ уровня сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованной литературы
Зная
особенности холерического
Детей меланхолического типа поощряю за инициативу, даю время высказаться, отмечаю положительные черты.
Основная цель коррекционной работы способствовать полноценному и личностному развитию ребёнка. Необходимо правильно понимать психолого-педагогическую позицию по отношению к детям; образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей с нарушениями речи. А развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием высших психических функций и всей познавательной деятельности.
Система коррекционной работы включает следующие направления: развитие средств языка, развитие языковых особенностей, развитие коммуникативной функции речи. Коррекционные задачи направлены на преодоление отрицательных характерных особенностей и воспитание положительных черт общего и речевого поведения: умения вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать диалог с собеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь. А также направлены на развитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью и оказывающих большое внимание на устранение речевых нарушений: направленность деятельности, сосредоточенность внимания и способность его к переключению и распределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе.
Работа по выполнению коррекционных задач приводит к совершенствованию свойств внимания, памяти, мышления, воображения и оказывает положительное влияние на устранение дефектов речи.
Коррекционно-
В своей работе я применяю эмоционально-окрашенные игры, задания, требующие постоянных волевых усилий, решение интеллектуальных задач, активное взаимодействие с объектом (рассматривание, изучение), переключение с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Подчиняю внимание детей сознательно поставленной цели и требованиям деятельности. А чтобы достичь поставленной цели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней.
В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 – 7 лет подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Для тренировки произвольного внимания необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностью другого.
Чтобы
ребёнок учился произвольно управлять
своим вниманием, его надо просить
больше рассуждать вслух, и он сможет
произвольно в течение
Внимание
ребёнка формируется в
Внимание
у детей развиваю соответствующей
тренировкой в различных
Вывод: надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Научить ребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
Психологи
установили, чем выше уровень развития
внимания, тем выше эффективность обучения.
Именно невнимательность является главной
причиной плохой успеваемости детей в
школе, особенно в младших классах. Ведь
обучение в школе ставит перед учениками
задачи, не похожие на те, которые он привык
решать в детском саду во время игр.
1.3 Психолого–педагогическая характеристика старших
дошкольников
с общим недоразвитием
речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.).
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь (Воробьева В.К.(1986), Гриншпун Б.М.(1968), Глухов В.П. (1987), Левина Р.Е. (1968), Филичева Т.Б. (1985), Чиркина Г.В (1985) и др.).
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии. Ведущими признаками общего недоразвития речи являются: позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.
Данные
проявления общего недоразвития речи
указывают на системное нарушение
всех компонентов речевой
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи.
Первый подход - психолого-педагогический, был предложен Р.Е. Левиной (1968). В рамках этого подхода выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией. Эта классификация была дополнена в 2001 году четвертым уровнем (Т.Б. Филичева, 2001). Второй подход - клинический представлен в работах Е.М. Мастюковой (1997). Она рассматривает общее недоразвитие речи трех типов:
Неосложненный дизонтогенетический вариант ОНР;
ОНР в сочетании с рядом неврологических и патопсихологических нарушений, - осложненный вариант ОНР;
ОНР вследствие моторной алалии речи является ведущим дефектом и при моторной алалии, и при дизартрии.
Таким
образом, и при моторной алалии, и
при дизартрии некоторые
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы.
У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности и родов или длительной асфиксии в родах. В. этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность простудным заболеваниям.
Отсутствие
парезов и параличей, выраженных
подкорковых и мозжечковых
У
детей второй группы общее недоразвитие
речи сочетается с рядом неврологических
и психопатологических
-
гипертензионно-гидроцефальный
- церебраастенический синдром (повышенная нервно-психическая истощаемость);
-
синдромы двигательных
У
детей третьей группы имеет место
наиболее стойкое и специфическое
речевое недоразвитие, которое клинически
обозначается как моторная алалия.
У этих детей выявляются признаки
поражения (или недоразвития) корковых
речевых зон головного мозга и, в первую
очередь зоны Брока. При моторной алалии
имеют место сложные дизонтогенетически-
Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи - фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм письменной и устной речи. Рассмотрим более подробно клинико-педагогические особенности детей с моторной алалией.
В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических, психолингвистических и др.
Описаны различные формы алалии, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи. Успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта.
Е.Ф. Соботович (1981) отмечает, что основным при моторной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т.е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и операции комбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическое маркирование и звуковое оформление высказывания. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.
Информация о работе Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи