Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:59, курсовая работа
Цель курсовой работы способствовать развитию внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачами являются:
- изучить основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- раскрыть понятие внимания а также развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать психолого – педагогическую характеристику старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- изучить методы и методики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- проанализировать уровень сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Введение
1. Теоретические основы особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.Понятие и виды внимания
2.Развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
3.Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Экспериментальная работа по изучению особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Методы и методики изучения особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2 Анализ уровня сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованной литературы
Развитие произношения у детей с алалией характеризуется качественным и количественным своеобразием, которое выявляется в той или иной мере у всех детей и на каждом из этапов речевого развития. В работах нейрофизиологического направления артикулярные нарушения прослеживаются в связи с затруднениями из-за недоразвития определенных зон коры мозга, обусловливающих затруднения тонких артикуляционных дифференцировок и приводящих к несформированности как самих звуков, так и слоговой структуры слова (Р.А. Белова-Давид, 1969; Н.Н. Трауготт, 1940).
В
работах психолого-
Выводы:
таким образом, у детей с общим
недоразвитием речи в большей
или меньшей степени
2. Экспериментальная работа по изучению особенностей внимания
у
дошкольников с общим
недоразвитием речи
2.1 Методы и методики особенностей внимания у дошкольников с
общим
недоразвитием речи
Целенаправленное формирование внимания речи потребовало от нас углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей. Набор методик, предложенный нами, предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Первая методика «Найди и вычеркни» предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания. Заключалась в том, что ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться.»
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Мы в этой методике давали ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Мы сами отмечали на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
При
обработке и оценке результатов
мы определили количество предметов на
рисунке, просмотренных ребенком в течение
2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания,
а так же отдельно за каждый 30-секундный
интервал. Полученные данные мы внесли
в формулу, по которой определяли общий
показатель уровня развитости у ребенка
одновременно двух свойств внимания: продуктивности
и устойчивости:
S= 0,5 . N -2,8n ,
t
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N
- количество изображений
t – время работы;
n
– количество ошибок, допущенных
за время работы. Ошибками мы
считали пропущенные нужные
В итоге количественной обработки психодиагностических данных мы определяли по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, мы построили график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы по десятибальной системе:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50балла.
0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Выводы об уровне развития
10
баллов – продуктивность
8-9
баллов – продуктивность
4-7
баллов – продуктивность
2-3
балла – продуктивность
0-1
балл – продуктивность
Тестовое задание во второй методике, подобранной нами, под названием «Проставь значки» предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку был показан рисунок. Работа с этим рисунком заключалась в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце,т. е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок
непрерывно работает, выполняя это
задание в течение двух минут,
а общий показатель переключения
и распределения его внимания
мы определяли по формуле:
S = 0,5.N - 2,8n ,
120
где S - показатель переключения и распределения внимания;
N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками мы считали неправильно проставленные значки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 балов - показатель S находится в пределах от 0,50 до 0,75.
4-5 балла - показатель S находится в интервале от 0.25 до 0.50.
0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 балла - низкий.
0-3 балла - очень низкий.
С помощью следующей методики «Запомни и расставь точки» мы оценивали объем внимания ребенка. Для этого мы использовали стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получил следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, мы показывали каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объем внимания ребенка считывает максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (мы выбирали ту из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).Результаты эксперимента мы оценивали в баллах следующим образом:
10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3
балла – ребенок смог
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 балла – низкий.
0-3
балла – очень низкий.
дошкольников
с общим недоразвитием
речи
Обработка и анализ первой методики дали следущие результаты. Мы определяли количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение всего времени выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные мы внесли в вышеуказанную формулу, по которой определили одновременно два свойства внимания: продуктивность и устойчивость. По всем показателям S мы построили график, на основе которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. Показатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы. Итак проанализировав первую методику мы пришли к выводу, что продуктивность внимания у детей с общим недоразвитием речи за общее время выполнения задания (2,5 мин) представляет собой график среднепродуктивного, но не устойчивого внимания т. е. прямая изображенная посредством линии типа ______, показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75. Но методика состояла из пяти 30-секундных интервалов, поэтому мы увидели, что к концу выполнения задания продуктивность и устойчивость внимания ухудшилась и кривая графика стала в виде прямой - - - - - . Детям было сложно уложиться в отведенное для выполнения задания время. В задании было очень много ошибок т. е., пропущенных нужных и зачеркнутых ненужных изображений. Детям было сложно сконцентрироваться на данном задании.
Информация о работе Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи