Особенности семейного воспитания дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь - не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Работа состоит из  1 файл

Особенности семейного воспитания дошкольников с ОНР.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

Тесная связь с логопедическими технологиями.

Сбалансированный охват всех сторон детской речи.

Осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Чтобы работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.

Логопедическая работа в период дошкольного детства позволяет своевременно выявить и максимально скорригировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение. Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Список использованной литературы

 

  1. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников: картотека заданий с усложнением.– СПб.: КАРО, 2005
  2. Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.
  3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитие речи. – М.: Книголюб, 2004
  4. Гатауллина Р.А. Система работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Казань, 2008.
  5. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием. Журнал. «Дефектология», 1990, №6
  6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
  9. Журнал “Логопед” 2006, №4
  10. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб.: Лань, 2000
  11. Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта /

Л.  М.  Зальцман. //  Дефектология. – 2006. -   

  1. № 2. – С. 31-35. Ильина М.В.. Чувствуем – познаем – размышляем. – Москва, 2004.
  2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4

14. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. –Линка-Пресс, 2005.

15. Мастюкова,  Е. М.Они ждут нашей помощи. /

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. –М. : Педагогика, 1991. – 160 с.

16. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш.  учеб. заведений /  Под ред.  В.  И.  Селиверстова. – М. :  Гуманит.  изд.  центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

17.Микляева, Ю.  В.  Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи.

/ Ю. В. Микляева. // Дефектология. – 2001. -  № 4. – С. 77-80.

18. Основы логопедической работы с детьми /

Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной, -

2 изд., -М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

19. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001

20. Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. 2005. №8

21. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, №2

22. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов) /Авт.-сост. В.Сотникова/ Линка-Пресс, 2005.

23. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.

24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

25. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004

 

 

 

 

Приложение №1

       

            Если ваш ребенок заикается…

Заикание - один из самых мучительных неврозов, так как он связан функцией речи, а потому у него с самого начала заболевания, возникающего в детстве, формируется страх перед необходимостью говорить. И это отражается на образе его жизни, отношениях и даже в мышлении.

Разнообразны внутренние и внешние реакции больных на этот речевой недостаток: большая пестрота проявлений страдания, но при этом всегда налицо ведущий признак заикания -прерывание речи судорожными движениями голосовой, дыхательной и речевой (артикуляционной) мускулатуры. В детском возрасте признаки заикания просты и легко распознаются. У взрослых же они маскируются различными физическими и психическими приемами (уловками), хотя внутренние (психические) симптомы болезни становятся при этом особенно тягостными. Неоднократно испытав речевые затруднения, маленькие дети иногда полностью перестают говорить, а без соответствующей врачебной и логопедической помощи умолкают на целые годы. При этом они понимают и правильно реагируют на речь окружающих. Развивается так называемый мутизм.

Предупредить развитие тяжелого невроза заикания можно, если правильно построить речевые взаимоотношения с начавшим заикаться ребенком уже на самом раннем этапе появления у него спастического дефекта речи. При отсутствии наследственных причин и при правильных воспитательных приемах со стороны родителей и воспитателей дошкольного и школьного периодов развития ребенка невроз заикания не примет характер тяжелого страдания. Профилактическая работа с заикающимися детьми может проводиться под контролем врача родителями и будет успешна при хорошем знании психологии заикающегося ребенка. Первые проявления заикания возникают, как правило, у детей 3-5 лет, когда ребенок научился самостоятельно формировать фразы, понимает речь и знает при этом больше, чем может выразить сам. Подыскивая выражения, он вдруг начинает повторять слоги или слова, что часто наблюдается в детской речи. Это признак отнюдь не болезненный, а характерный для определенного периода развития детской речи. Если внимание ребенка не фиксируется на этих повторениях, все может пройти, лишь только ребенок приобретает уверенность в выражении своих мыслей речью. Поэтому родителям не следует акцентировать внимание на подобных ситуациях, которые обычно длятся лишь несколько месяцев. Только при наличии особых внутренних и внешних причин развивается само заболевание.

Внутренние причины заболевания. Почти 1/3 случаев заболевание передается по наследству. Кроме того, у предков или близких родственников может наблюдаться ускоренная речь (тахилалия). Часто сами родители стесняются признаться, что в детстве они заикались или что заикание наблюдалось у их родных. Значение наследственного фактора в возникновении заикания доказано на однояйцевых близнецах. Известно, что и при наследственном переучивании на правую руку явно леворукого ребенка часто развивается заикание. Леворукость встречается у 30% заикающихся детей или их ближайших родственников. Нередко это скрытая леворукость, которую легко выявить, предложив ребенку или его родителям скрестить в замок пальцы кистей: у леворуких или при равноценных руках большой палец левой руки будет всегда сверху.

Имеются веские доказательства, что заикание нередко связано с такими заболеваниями, как мигрень или эпилепсия. Сюда также можно отнести конституциональную предрасположенность родителей и близких родственников к невротическим расстройствам, тикам скелетной, мимической мускулатуры и т.п.

Внешние причины заикания. Чаще всего они ведут непосредственно к проявлению первых приступов судорожной речи. Например, инфекции, ослабляя физическую и психическую сопротивляемость предрасположенных к заиканию детей, провоцирует его возникновение. Испуг, телесное наказание, какие - нибудь сильные (и даже мелкие) переживания и возбуждения также могут вызывать первые приступы заикания.

Обострения заикания может провоцироваться возрастными изменениями: ростом зубов, переходным возрастом, поступлением в школу, менструациями, а также климатическими явлениями. Неблагоприятная среда или неблагополучный коллектив оказывают свое огромное

влияние на развитие и обострение недуга. Плохое обращение с ребенком, напоминание о его недостатке, принуждение к повторению слов, тем более высмеивание и наказание вызывают у ребенка страх перед разговором, неуверенность и сознание невозможности говорить так же, как другие дети. С другой стороны, передразнивание и подражание заикающимся (сверстником или взрослым) может сформировать заикание даже здорового ребенка; впрочем, значение этого фактора в развитии заболевания обычно незначительно.

В клинике заикания имеются также внешние и внутренние признаки. Внешние признаки характеризуются судорожными движениями речевого аппарата: клонические (прерывистые) судороги в виде повторения отдельных звуков, слогов или слов; тонические (задерживающие) -напряженная остановка речи больного в начале произношения слова или слога, длящаяся от нескольких секунд до минуты, с невозможностью перехода на следующий слог или слово. Вот как описывает тяжелый приступ заикания немецкий врач Кусемауль: «При стремлении произнести определенный звук или слово заикающийся сжимает губы, зубы, язык и небо сильнее, чем это нужно, и поэтому не получается эксплозивного прерывания воздуха. Судорожное сжатие артикуляционной мускулатуры переходит на мышцы лица, шеи, начинается жестикуляция, грудная мускулатура напрягается, голова запрокидывается назад, гортань вынужденно вытягивается вверх. Заикающийся начинает сильно волноваться, сердце у него бьется, лицо краснеет или синеет, выступает пот, и больной производит впечатление маньяка. Если приступ затягивается, больной начинает задыхаться, проделывает все новые артикуляционные попытки и, наконец, желаемый слог плохо или хорошо выговаривается. Больной иногда полностью изнуряется и отказывается от дальнейших попыток». Следует иметь в виду, что многие взрослые, страдающие заиканием, благодаря различным приемам настолько компенсируют дефект речи, что среди окружающих вообще ничем его не проявляют. Согласно Г.Неткачеву случаи открытого заикания (при котором страдание проявляется в форме речевых судорог) составляет лишь 15-20% от всего числа лиц, страдающим этим недугом. Остальные искусно избегают приступов речевых судорог. Однако по характеру своего нервно-психического склада их можно отнести к страдающим заиканием. Таким образом, представление о заикании расширяется, а понимание сущности болезни углубляется в изучении внутренних душевных переживаний больных. «Заикание вовсе не физическое страдание, не порок речи,- писал Неткачев, - а болезнь души, глубоко страдающей и страдающей не меньше, чем в самых сильных формах психического заболевания.... Кроме личного страдания, не поддающегося описанию, заикающийся переживает немало неудач в общественной жизни, он изменяет часто своему истинному призванию, меняет должность на должность с тем, чтобы избрать занятие, не требующего употребления речи. Он переживает массу глубоких огорчений и разочарований на каждом шагу, известных только ему. Нужно только удивляться, как сердце только может выдерживать такую массу душевных мук». Хотя это касается больных взрослых детей, профилактикой подобных страданий у заикающихся необходимо заниматься с раннего детства при первых проявлениях спазматической речи. Родителям и воспитателям для этого надо знать следующие правила.

1.      Важно понимать, что заикание уже на ранних этапах связано с невротическими чертами
характера ребенка. Поэтому в профилактическую работу родителей должно входить
прежде всего общее оздоровление ребенка. Слабым, анемичным детям необходимо
наладить оптимальное питание, установить правильный режим, регулярный длительный
и спокойный сон, в том числе 1-2 часа сна послеобеденное время.

2.      В дошкольных учреждениях для этих детей необходима регулярная ритмическая
гимнастика, способствующая выработки координации движений и укреплению
характера. Ритмические упражнения вместе с произношением отдельных коротких фраз
в музыкальном сопровождении координируют речевые движения с моторикой всего
тела, вырабатывают у заикающихся способность управлять собственными движениями,
снимают мышечную скованность.

Нельзя добиваться правильного произношения слов, заставляя ребенка повторять
труднопроизносимые слоги и слова. Это фиксирует внимание ребенка на его
недостатках и формирует комплекс неполноценности. Чтобы предупредить его развитие следует избегать даже упоминания слова заикаться. Лучше называть такую речь нечеткой, затрудненной, объясняя ребенку: «Вот ты стал спешить, и тебе трудно стало говорить, ты заволновался, и слова стали плохо произноситься». В тяжелых случаях заикания- на шепотную сопряженную или отраженную речь.

Заикающийся легче говорит шепотом, нараспев, ритмичной речью (стихи), сопряжено с занимающимся с ним родителям. Эти формы речи используются при чтении ребенку сказок, рассматривании с ним изобразительных картинок, с рассказом о их содержании. Сопряженная речь означает одновременную речь обучаемого заикающегося ребенка с обучаемым его взрослым, который произносит короткие фразы, отдельные слова в которых звучат слитно (музыкальное легато): «На стене висит картина» и т.п. Говорить надо громко, на выдохе. Необходимо учить ребенка говорить, глядя в глаза собеседнику, в спокойном ритме. Прежде чем говорить, ему надо сделать вдох, глубина которого должна соответствовать длительности произносимой фразы. Вдох нужно делать короткий, достаточно глубокий, но без напряжения. Нельзя при вдохе поднимать плечи, становиться на кончики пальцев. На высоте вдоха воздух на момент задерживается в легких, затем подается к речевому аппарату.

Надо учить ребенка дышать животом - диафрагмальному типу дыхания. При вдохе живот поднимается, при выдохе - опускается, но не наоборот. Учить надо этому ненавязчиво, не фиксируя длительно внимание на типе дыхания у маленьких детей. У подростков это обучение проводят логопеды. Такой тип дыхания осваивают обучающиеся игре на духовых инструментах.

Информация о работе Особенности семейного воспитания дошкольников с ОНР