Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:14, отчет по практике
Актуальность темы. Для предотвращения преступности среди учеников и повышения их правовой культуры, Министерство образования и науки Украины, внедрило в школах курс правоведения. Министерство впервые предусмотрело изучение учебного предмета "Правоведение. Практический курс" в 9 - 10 классах, как обязательного предмета по одному часу в неделю, а в 10 - 11 классах профильной школы - по три часа в неделю.
Предмет исследования. В данном случае, предметом исследования выступает «правоведение», как наука и учебная дисциплина.
Актуальность
темы. Для предотвращения преступности
среди учеников и повышения их правовой
культуры, Министерство образования и
науки Украины, внедрило в школах курс
правоведения. Министерство впервые предусмотрело
изучение учебного предмета "Правоведение.
Практический курс" в 9 - 10 классах,
как обязательного предмета по одному
часу в неделю, а в 10 - 11 классах профильной
школы - по три часа в неделю.
Предмет исследования.
В данном случае, предметом исследования
выступает «правоведение», как наука и
учебная дисциплина.
Объект исследования.
Объектом исследования являются правоотношения,
возникающие между учениками и учителем.
Это достаточно сложная тема, поскольку,
здесь важную роль играет человеческий
фактор. Школа несёт ответственность за
каждого учащегося. Учитель должен строго
придерживаться должностной инструкции,
и по ней же, в случае необходимости, принимать
воспитательные меры. Учащиеся так же
ознакомлены с правилами поведения, но
в этом случае, необходимо обратить внимание
на особенности ребёнка, манеру общения
и семью. И уже отталкиваясь от этого выбирать
отдельный подход.
Цели и задачи
исследования. Основной целью, является
рассмотрение «правоведения», как учебной
дисциплины школьной программы. Поскольку
для неопытного человека, материал этой
темы, изучаемый в школе и ВУЗе, не имеет
значительной разницы, что является большим
заблуждением. Поэтому, необходимо изучить
практическую , в чём различия преподавания
и самого материала. С педагогической
точки зрения, важно понять, в каком виде
ученики лучше усваивают материал, и как
они относятся к данной дисциплине в целом.
Задачи: 1) сбор
и изучение необходимого материала; 2)
изучение значения школы, в правовом воспитании
учащихся; 3) анализ проделанной работы;
4) составление вывода.
Методы исследования.
При создании данной работы, были использованы
следующие методы: прежде всего, это изучение
нормативно-правовой базы, подбор и изучение
соответствующего тематического и методического
материала. Далее метод обработки и анализа
полученного материала, для дальнейшего
его применения на практике и создания
чёткого вывода.
Структура работы.
В первом разделе, речь идёт о происхождении
самого права, как необходимой части
социума, о том как, и в какой период, оно
начало формироваться в обществе, его
роль в этом обществе, и о представителях
права. Так же, говориться о том, в каких
областях использовалось право, и как
зарождались «права и обязанности».
Далее, раскрывается понятие правоведения
и права. Говориться о том, что отличает
право от других нормативных систем, таких
как, нормы морали и религии.
Затем рассматриваются такие моменты
как функции и нормы права. Функции рассматриваются,
как в широком значении, так и на специально
– юридическом.
В завершающей главе
этого раздела, говориться о правоведении,
как о школьной дисциплине, задачей которой
является разъяснение основ права, как
науки.
Во втором разделе,
речь идёт о роли школы в правовом воспитании
ребёнка. Какие меры принимает школа, чтобы
предупредить преступность среди учащихся
и воспитания в них правовой культуры,
таких способов достаточно много, начиная
от простого контроля над посещаемостью
и вызова родителей для бесед с директором
и классным руководителем, заканчивая,
классным патрулём порядка и проведением
различных мероприятий, направленных
на воспитание достойных граждан Украины.
С этой же целью, ведётся наблюдение за
трудными подростками. Описаны особенности
проведения уроков правоведения и трудности
преподавания в школе.
Также, в этом разделе,
указана проделанная работа, образовательного
и воспитательного характера, и все проведённые
мероприятия, в рамках прохождения преддипломной
практики, целью которых было, воспитание
ответственности, и правовой просвещённости
школьников.
РАЗДЕЛ 1. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Право неразрывно связано с
возникновением человеческого
Появление нормативного
социального регулирования в первобытном
обществе, послужило качественным толчком
к возникновению права.
Наиболее стабильным
нормативным социальным регулятором признавались
нормы-обычаи - социальные нормы, регулирующие
стойкие общественные отношения, которые
вошли в привычку и стали правилами поведения
вследствие многократного повторения
в течение длительного времени. Нормы-обычаи
основывались на естественно-природной
необходимости, переплетались с мифами
и имели значение для всех случаев жизни
общины, рода, племени, для регламентации
хозяйственной жизни и быта, семейных
и иных взаимоотношений членов рода, первобытной
морали, религиозно-ритуальной деятельности.
Их можно назвать «естественным первобытным
правом»: они служили критерием поведения;
являлись публичной основой решения жизненных
ситуаций; поддерживали и сохраняли кровнородственную
семью. Это были «мононормы»: 1) нормы, не
расщеплённые по регулятивным особенностям,
ибо в них переплетались, чётко не проступая,
мифы, нормы морали, религиозные нормы,
правовые начала. Например, «не убий»,
«не укради» - одновременно и право, и религия,
и мораль; 2) нормы, которые не давали преимуществ
одному члену рода перед другим, закрепляли
«первобытное равенство», жестко регламентируя
их деятельность в условиях противостояния
суровым силам природы, обороны от врагов;
3) нормы, в которых преобладало «табу»
- обязательный и непререкаемый запрет,
несоблюдение которого каралось сверхъестественными
силами. А дозволения (права) и позитивные
обязывания (обязанности) не были разделены:
права членов рода представляли собой
оборотную сторону обязанностей, поскольку
первобытный индивид не имел отдельного
осознанного личного интереса, который
бы отличался от интереса рода. Ведь человек
осознаёт интересы, а не права.
Лишь с разложением первобытного
строя, с появлением социальной неоднородности
всё более самостоятельное значение приобретают
отдельные друг от друга дозволения (права)
и обязанности [22.C. 32]. Обязанности имели
целью организовать необходимое поведение
при строительстве жилищ, приготовлении
пищи, изготовлении орудий и т.д. Права,
как возможности относительно самостоятельной
деятельности, формировались в случаях
определения видов животных и времени
охоты на них, видов растений и сроков
сбора их плодов, пользования той или иной
территорией, источниками.
Нормативные обобщения,
которые стали обычными средствами регулирования
первобытнообщинной жизни, послужили
истоками формирования права. Широкое
распространение имели договорные отношения
в устной форме, так называемое «примирительное
право» родового строя.
Толкователями
норм-обычаев, а позже
Переход
от норм-обычаев к системе
Этапами
развития права, его
Правоведение
- это наука, предметом изучения которой
является право. Право неразрывным образом
связано с государством, это универсальный
регулятор общественных отношений. В этом
его основная сущность и главное предназначение.
Оно представляет собой единую целостную
систему. Право является совокупностью
обязательных для исполнения правил (норм),
установленных государством. Кроме установления
норм права, государство обеспечивает
их исполнение, наказывает за нарушения,
принуждает к соблюдению. Формой выражения
и закрепления норм права является законодательство
Право - одна
из нормативных систем, регулирующих отношения
в обществе. Главное отличие права от других
нормативных систем (норм морали, религии,
традиционных поведенческих стереотипов)
состоит в его тесной связи с государством.
Право не только обеспечивается и поддерживается
государством, но, в свою очередь, поддерживает
и обеспечивает его. Право выражает ценностные
ориентации для государственной политики
и подкрепляющего ее общественного мнения;
непосредственно регулирует деятельность
государственных органов и определяет
условия деятельности политических объединений.
Для концепции правового государства
характерно признание связанности любых
его органов, как и государства в целом,
предписаниями права, пока они не изменены
в установленном порядке.
Право - исторически обусловленное
социальное явление. Его обособление от
иных нормативных систем, регулирующих
общественную жизнь, связано с качественным
усложнением производства, политической
жизни общества в классовую эпоху, с обособлением
личности как участника общественных
отношений, с резюмирующим эти тенденции
формированием государства, для которого
необходим механизм общеобязательного
социального регулирования. Право не только
исторически обусловленная, но и динамическая
система. Смена социально-экономических
формаций, изменение социальной структуры
общества, идеологии и психологии составляющих
его классов, политическая борьба - все
это обусловило качественные изменения
содержания права и его норм.
Регулирующая роль права
дифференцируется и конкретизируется
применительно к основным сторонам общественной
жизни, служит ориентиром для политики.
Право регулирует отношения собственности,
труда, определяет структуру, задачи и
порядок функционирования государственного
механизма, отношения между органами государства
и личностью [24.C.18]. Право устанавливает
права и обязанности членов общества и
гарантии их осуществления, определяет
меры борьбы с посягательствами на существующие
общественные отношения, профилактику
и порядок разрешения конфликтов.
Таким образом, система права
строится по предмету регулирования, группам
общественных отношений. Вместе с тем
используется и комплексный подход, когда
к регулированию определенной группы
общественных отношений привлекаются
нормы и институты нескольких отраслей
права в определенной координации и субординации.
Функции права - это основные пути (каналы)
правового воздействия, выражающие роль
права в упорядочении общественных отношений.
Имеются в виду методы
воздействия права на общественные отношения,
которые отражают его сущность и природу,
необходимость самого данного явления.
Если следовать широкому значению функций
права, то среди них можно выделить, например,
такие:
На специально-юридическом
уровне право выполняет регулятивную
(развитие общественных отношений) и охранительную
функции.
Регулятивная функция
имеет первичное значение, носит творческий
характер, ибо право с помощью этой функции
призвано содействовать развитию наиболее
ценных для общества и государства социальных
связей. Подобную функцию обеспечивают,
как правило, правовые стимулы - поощрения,
льготы, дозволения, рекомендации и т.п.
Данные средства способствуют удовлетворению
интересов лиц, открывая простор для их
активности, инициативы, предприимчивости.
Формами осуществления
регулятивной функции выступают: определение
соответствующих юридических фактов в
гипотезах юридических норм; установление
и изменение правового статуса субъектов
права, того или иного типа правового регулирования;
закрепление в законодательстве мер поощрений,
льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию
моделей правоотношений.
Охранительная функция
реализуется с помощью правовых ограничений
(обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений)
и имеет вторичный характер. Она производна
от регулятивной функции и призвана ее
обеспечивать, ибо охрана и защита начинают
действовать тогда, когда нарушается нормальный
процесс развития тех или иных социальных
связей, когда он встречает на своем пути
какие-либо препятствия. Для преодоления
этих препятствий используются правовые
ограничения, охраняющие и защищающие
интересы лиц. Эта функция права направлена
на охрану основополагающих ценностей
- жизни, здоровья, чести, достоинства,
свободы, собственности, правопорядка,
безопасности и т.д [25.C.37]. .
Специфика охранительной
функции состоит в следующем: во-первых,
она характеризует право как особый способ
воздействия на поведение людей, выражающийся
во влиянии на их волю угрозой санкций,
установлением запретов и реализацией
юридической ответственности; во-вторых,
она служит информатором для субъектов
общественных отношений о том, какие социальные
ценности взяты под охрану посредством
правовых предписаний; в-третьих, она является
показателем политического и культурного
уровня развития общества, его гуманных
начал, содержащихся в праве, ведь способы
охраны весьма часто зависят от гражданской
зрелости данного общества, от его политической
сущности (Т.Н. Радько).
Право по своей сути направлено
на исключение из жизни людей произвола,
своеволия, бесконтрольности отдельных
индивидов, их групп, государства по отношению
к своим гражданам. В нынешних условиях
именно от права люди ждут надежных гарантий
от произвола власти, корпоративных структур,
засилия преступности. Регулятивная и
охранительная функции находятся во взаимодействии
и дополняют друг друга - каждая из них
вносит свой вклад в упорядочение социальных
связей. .
Таким образом, право
осуществляет различные функции, воздействует
на общественные отношения в различных
направлениях и с помощью разного рода
юридических средств, выполняя тем самым
свое предназначение.
Нормой права называют
установленное или санкционированное
государством и им охраняемое общеобязательное,
формально-определенное правило поведения,
являющееся регулятором общественных
отношений.
Начальный элемент всего
правового здания составляют нормы права.
Правовая норма (норма
права) - это общее правило поведения, установленное
государством, регулирующим посредством
его общественные отношения. Нормы права
имеют определенную структуру и подразделяются
на виды. Структура правовой нормы включает
в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.
В гипотезе указывается на круг лиц, которым
адресована норма, а также на обстоятельства,
при которых она реализуется. Диспозиция
- это само правило поведения, в котором
определяются права и обязанности лиц.
Санкция говорит о мерах государственного
принуждения, которые применяются к правонарушителям.
Далеко не все нормы права имеют полную
структуру, конституционные положения,
например, не имеют санкции. .
Именно в нормах законодатель
формулирует общеобязательные правила
поведения. Посредством нормы определенные
правовые идеи претворяются в общественные
отношения. И, наоборот: иногда фактически
сложившиеся отношения закрепляются в
нормах права. Среди юристов в течение
долгого времени было распространено
мнение, что право - это и есть совокупность
норм (так называемый нормативистский
или нормативный подход к праву). Но и сегодня,
когда крайности этого подхода преодолены,
норма права по-прежнему рассматривается
как важнейший элемент механизма правового
регулирования общественных отношений. .
Нормам права присущи
общие для всех социальных норм (морали,
религиозным нормам, обычаям, корпоративным
нормам) черты, выражающиеся в том, что
они:
Однако нормы права характеризуются
и рядом следующих признаков, отличающих
их от иных общественных регуляторов:
1. Нормы права выступают
в качестве общеобязательных правил поведения:
они не просто обращены к неопределенному
субъекту правоотношений, а являются правилами
поведения, обязательными к исполнению
всеми, кто оказался в условиях, предусмотренных
нормой.
2. Правовые нормы
являются формально-определенными правилами
поведения. Формальность нормы заключается
во внешнем оформлении и закреплении содержания
правовой нормы в статьях соответствующих
нормативно-правовых актов (как правило,
в письменной форме), а определенность
же означает четкую фиксацию в содержании
нормы юридических прав и обязанностей
участников правоотношения, возникающего
на основе нормы.
3. Юридические нормы устанавливаются
компетентными государственными органами
или санкционируются ими и содержатся
в официальных государственных актах.
Даже в тех правовых системах, где главную
роль среди источников права играют обычаи,
правовая доктрина, договоры, государство
сохраняет за собой правотворческую функцию,
санкционируя не им созданные нормы.
4. Нормы права охраняются
принудительной силой государства: их
реализация в необходимых случаях обеспечивается
мерами государственно-властного принуждения.
Это вовсе не означает, что все правовые
предписания проводятся в жизнь только
при помощи насилия. Охрана государства
предусматривает возможность применения
мер принуждения в случае несоблюдения
правовой нормы
5. Важным признаком
норм права является их системность. Все
нормы права находятся в определенной
связи, в единстве с остальными, составляя
институты, подотрасли и отрасли общей
системы права. Нормы конституции конкретизируются
в нормах законов, а последние - в подзаконных
актах и т. д. Нормы материального права
не смогли бы быть реализованы без процессуальных
правовых норм. .
Нормы права регулируют
наиболее важные общественные отношения,
устанавливая границы возможного, дозволенного
поведения субъектов права, выступая мерой
свободы человека в обществе. Но правовые
нормы могут предписать индивидууму и
вполне определенный вариант поведения,
обеспечивая реализацию законных прав
и интересов других лиц. Социальная ценность
норм права как раз и заключается в том,
что они стабилизируют общественные отношения,
обеспечивая предсказуемость поведения
всех участников правоотношений.
Все юридические нормы
по различным критериям и основаниям могут
быть разделены на определенные группы
и виды. Существует несколько классификаций
правовых норм:
1. По предмету
правового регулирования (в зависимости
от вида регулируемых общественных отношений)
нормы делятся на конституционно-правовые,
гражданско-правовые, уголовно-правовые
и т. п. Правовые нормы существуют в рамках
определенных отраслей права, связаны
со сходными нормами и в совокупности
регулируют однородные общественные отношения
2. По юридической
силе все юридические нормы можно разделить
на нормы законов и нормы подзаконных
актов. Юридическая сила нормы зависит
от места, которое занимает орган, ее издавший,
в общей системе государственных органов.
Высшей юридической силой обладают нормы
конституции (их иногда выделяют в отдельную
группу).
3. По действию во времени
юридические нормы делятся на нормы неопределенно
длительного действия (в нормативно-правовом
акте не указан период их действия во времени),
временные нормы (период их действия определен
в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные
нормы .
4. По кругу субъектов
нормы делятся на общие (распространяют
свое действие на всю группу субъектов
права), специальные (регулируют поведение
конкретного, определенного круга субъектов
права) и исключительные (распространяются
на отдельных субъектов права).
5. По реализуемым
функциям права нормы делятся на регулятивные
(устанавливают субъективные права и возлагают
на субъектов права юридические обязанности)
и охранительные (определяют меры государственного
принуждения, применяемые к нарушителям
права, а также условия реализации этих
мер).
По видам нормы права подразделяются
на управомачивающие (предоставляют гражданам
возможность действовать соответствующим
образом), обязывающие ( требуют от них
должного поведения) и запрещающие ( устанавливают
запреты на совершение определенных действий).
Право образует целостную
систему, которая состоит из отраслей
права и институтов права. Отрасль права
- это обособленная группа правовых норм
и институтов, объединенных общностью
социальных отношений, которые они регулируют
[31.C.87]. У каждой отрасли права есть свой
предмет регулирования, свой вид общественных
отношений, имеющих очевидную специфику.
Основными отраслями права являются конституционное
(государственное), гражданское, трудовое,
семейное, административное, финансовое,
уголовное, международное, гражданское,
процессуальное, уголовно-процессуальное
и др.
1.4 Предмет, цели и задачи
Объектами изучения предмета
«Основы правоведения»
Целью изучения предмета на
этом уровне является усвоение
основ отраслей права как науки
Курс, избранный
Украиной на построение социального, гражданского
и правового государства и демократизации
общества, выводит на первый план изучение
основ правоведения в общеобразовательной
школе как одного из самых актуальных
предметов, так как от сегодняшнего состояния
правового обучения зависит построение
цивилизованного общества в будущем[24.C.21].
Задачи предмета «Основы правоведения» состоят в том, чтобы выпускник школы мог: