Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:14, отчет по практике

Описание

Актуальность темы. Для предотвращения преступности среди учеников и повышения их правовой культуры, Министерство образования и науки Украины, внедрило в школах курс правоведения. Министерство впервые предусмотрело изучение учебного предмета "Правоведение. Практический курс" в 9 - 10 классах, как обязательного предмета по одному часу в неделю, а в 10 - 11 классах профильной школы - по три часа в неделю.
Предмет исследования. В данном случае, предметом исследования выступает «правоведение», как наука и учебная дисциплина.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

 

                                                                             ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность темы. Для предотвращения преступности среди учеников и повышения их правовой культуры, Министерство образования и науки Украины, внедрило в школах курс правоведения. Министерство впервые предусмотрело изучение учебного предмета "Правоведение. Практический курс" в 9 - 10 классах,  как обязательного предмета по одному часу в неделю, а в 10 - 11 классах профильной школы - по три часа в неделю.                                                                           
      Предмет исследования. В данном случае, предметом исследования выступает «правоведение», как наука и учебная дисциплина.                                                                                                                    
       Объект исследования. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между учениками и учителем. Это достаточно сложная тема, поскольку, здесь важную роль играет человеческий фактор. Школа несёт ответственность за каждого учащегося. Учитель должен строго придерживаться должностной инструкции, и по ней же, в случае необходимости, принимать воспитательные меры. Учащиеся так же ознакомлены с правилами поведения, но в этом случае, необходимо обратить внимание на особенности ребёнка, манеру общения и семью. И уже отталкиваясь от этого выбирать отдельный подход.                                                                                                                                            
     Цели и задачи исследования. Основной целью, является рассмотрение «правоведения», как учебной дисциплины школьной программы. Поскольку для неопытного человека, материал этой темы, изучаемый в школе и ВУЗе, не имеет значительной разницы, что является большим заблуждением. Поэтому, необходимо изучить практическую , в чём различия преподавания и самого материала. С педагогической точки зрения, важно понять, в каком виде ученики лучше усваивают материал, и как они относятся к данной дисциплине в целом.                                                                                                                                
        Задачи: 1) сбор и изучение необходимого материала; 2) изучение значения школы, в правовом воспитании  учащихся; 3) анализ проделанной работы; 4) составление вывода.                                            .                                                                                                       
        Методы исследования. При создании данной работы, были использованы следующие методы: прежде всего, это изучение нормативно-правовой базы, подбор и изучение соответствующего тематического и методического материала. Далее метод обработки и анализа полученного материала, для дальнейшего его применения на практике и создания чёткого вывода.                         
       Структура работы.  В первом разделе, речь идёт о происхождении самого права, как необходимой части социума, о том как, и в какой период, оно начало формироваться в обществе, его роль в этом обществе, и о представителях права. Так же, говориться о том, в каких областях использовалось право, и как зарождались «права и обязанности».  Далее, раскрывается понятие правоведения и права. Говориться о том, что отличает право от других нормативных систем, таких как, нормы морали и религии.       Затем рассматриваются такие моменты как функции и нормы права. Функции рассматриваются, как в широком значении, так и на специально – юридическом.                                                                                                                   
        В завершающей главе этого раздела, говориться о правоведении, как о школьной дисциплине, задачей которой является разъяснение основ права, как науки. 
        Во втором разделе, речь идёт о роли школы в правовом воспитании ребёнка. Какие меры принимает школа, чтобы предупредить преступность среди учащихся и воспитания в них правовой культуры, таких способов достаточно много, начиная от простого контроля над посещаемостью и вызова родителей для бесед с директором и классным руководителем, заканчивая, классным патрулём порядка и проведением различных мероприятий, направленных на воспитание достойных граждан Украины. С этой же целью, ведётся наблюдение за трудными подростками. Описаны особенности  проведения уроков правоведения и трудности преподавания в школе.             
       Также, в этом разделе, указана проделанная работа,  образовательного и воспитательного характера, и все проведённые мероприятия, в рамках прохождения преддипломной практики, целью которых было, воспитание ответственности, и правовой просвещённости школьников.

             РАЗДЕЛ 1. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

          1. Происхождение права

 

      Право неразрывно связано с  возникновением человеческого общества  и потому условия его возникновения являются социальными. В любом историческом обществе для поддержания в нём порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое «социальное регулирование».  Различают два вида социального регулирования: индивидуальное – упорядочение поведения конкретного лица в конкретном случае; нормативное – упорядочение поведения людей при помощи общих правил – образцов, моделей, распространяющихся на всех.                                     
      Появление нормативного социального регулирования в первобытном обществе, послужило качественным толчком к возникновению права.                    
      Наиболее стабильным нормативным социальным регулятором признавались нормы-обычаи - социальные нормы, регулирующие стойкие общественные отношения, которые вошли в привычку и стали правилами поведения вследствие многократного повторения  в течение длительного времени. Нормы-обычаи основывались на естественно-природной необходимости, переплетались с мифами и имели значение для всех случаев жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их можно назвать «естественным первобытным правом»: они служили критерием поведения; являлись публичной основой решения жизненных ситуаций; поддерживали и сохраняли кровнородственную семью. Это были «мононормы»: 1) нормы, не расщеплённые по регулятивным особенностям, ибо в них переплетались, чётко не проступая, мифы, нормы морали, религиозные нормы, правовые начала. Например, «не убий», «не укради» - одновременно и право, и религия, и мораль; 2) нормы, которые не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, обороны от врагов; 3) нормы, в которых преобладало «табу» - обязательный и непререкаемый запрет, несоблюдение которого каралось сверхъестественными силами. А дозволения (права) и позитивные обязывания (обязанности) не были разделены: права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, поскольку первобытный индивид не имел отдельного осознанного личного интереса, который бы отличался от интереса рода. Ведь человек осознаёт интересы, а не права.                                                                                                                                                                                                                                                          
     Лишь с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности всё более самостоятельное значение приобретают отдельные друг от друга дозволения (права) и обязанности [22.C. 32]. Обязанности имели целью организовать необходимое поведение при строительстве жилищ, приготовлении пищи, изготовлении орудий и т.д. Права, как возможности относительно самостоятельной деятельности, формировались в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками.                                                                                                               
      Нормативные обобщения, которые стали обычными средствами регулирования первобытнообщинной жизни, послужили истоками формирования права. Широкое распространение имели договорные отношения в устной форме, так называемое «примирительное право» родового строя.

      Толкователями  норм-обычаев, а позже запретов, выступали мудрейшие члены рода, старейшины, вожди. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось в основном силой общественного мнения, авторитетом старейшин, взрослых членов рода. При необходимости к их нарушителям применялось принуждение, исходящее от рода или племени. В качестве особых процессуальных форм рассмотрения споров использовались различные поединки. Формой института доказательств был «суд божий» - испытание огнём, калёным железом, водой, ядом и т.п. Тот, кто выдерживал такое испытание, доказывал якобы с помощью божественной силы, которая стояла на его стороне, что он прав. Личная обида нередко возмещалась применением кровной мести обиженного к обидчику, его родным или членам рода. Реакция рода на нарушение его обычаев послужила прообразом юридической ответственности , которая уже складывалась в государстве.

      Переход  от норм-обычаев к системе норм, опирающихся на обычай, то есть  в разряд «обычного права»  происходил благодаря охране  со стороны старейшин, воинов, жрецов, выделившихся из числа  членов рода, в качестве своеобразных органов управления [18.C.65].

      Этапами  развития права, его историческими  этапами, можно назвать следующие:  архаичное право, феодальное право,  буржуазное право, социальное  право.

          1. Понятие «правоведение»

 

      Правоведение - это наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных для исполнения правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство                                . 
     Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Главное отличие права от других нормативных систем (норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов) состоит в его тесной связи с государством. Право не только обеспечивается и поддерживается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений. Для концепции правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.                     
      Право - исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано с качественным усложнением производства, политической жизни общества в классовую эпоху, с обособлением личности как участника общественных отношений, с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим механизм общеобязательного социального регулирования. Право не только исторически обусловленная, но и динамическая система. Смена социально-экономических формаций, изменение социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, политическая борьба - все это обусловило качественные изменения содержания права и его норм. 
      Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни, служит ориентиром для политики. Право регулирует отношения собственности, труда, определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью [24.C.18]. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления, определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов.                      
     Таким образом, система права строится по предмету регулирования, группам общественных отношений. Вместе с тем используется и комплексный подход, когда к регулированию определенной группы общественных отношений привлекаются нормы и институты нескольких отраслей права в определенной координации и субординации.     

 

 

          1. Функции и нормы права     

   

Функции  права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.                 
      Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления. Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:                                     .                                                                              1) экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);                                                                                                                                         2) политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);                            .                                                                                                                    3) воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);                               .                                                                                          4) коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).                                                            
      На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.                   
      Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.                                               .   
      Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.           
       Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д [25.C.37].               .                                                                                                                                                            
      Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности (Т.Н. Радько).                                             .         
      Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности. Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.                                .                                                                                                                                 
       Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.              
      Нормой права называют установленное или санкционированное государством и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правило поведения, являющееся регулятором общественных отношений.                                                                                            
      Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права.  
      Правовая норма (норма права) - это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указывается на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция - это само правило поведения, в котором определяются права и обязанности лиц. Санкция говорит о мерах государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям. Далеко не все нормы права имеют полную структуру, конституционные положения, например, не имеют санкции.               . 
      Именно в нормах законодатель формулирует общеобязательные правила поведения. Посредством нормы определенные правовые идеи претворяются в общественные отношения. И, наоборот: иногда фактически сложившиеся отношения закрепляются в нормах права. Среди юристов в течение долгого времени было распространено мнение, что право - это и есть совокупность норм (так называемый нормативистский или нормативный подход к праву). Но и сегодня, когда крайности этого подхода преодолены, норма права по-прежнему рассматривается как важнейший элемент механизма правового регулирования общественных отношений.                        .                                                        
      Нормам права присущи общие для всех социальных норм (морали, религиозным нормам, обычаям, корпоративным нормам) черты, выражающиеся в том, что они:                                               .                                                                                         1) представляют собой правила поведения людей в обществе;             .                                    2) выступают правилами поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократность применения, действуя непрерывно во времени и в отношении персонально неопределенного круга субъектов. В отличие от команд, приказов, решений государственных органов по конкретным делам нормы права адресованы кругу лиц, определяемых типическими признаками, и рассчитаны на регулирование целого вида общественных отношений;                 ;                                            3) являются результатом сознательно-волевой деятельности людей, т.е.              .                   возникают не случайно и не спонтанно, выражают волю господствующих или влиятельных в данном обществе социальных сил, всего народа. Кроме того, правовые нормы адресованы тем участникам правоотношений, у которых существует возможность выбора варианта поведения [21.C.58].                                                        
      Однако нормы права характеризуются и рядом следующих признаков, отличающих их от иных общественных регуляторов:                            .                                                       
      1. Нормы права выступают в качестве общеобязательных правил поведения: они не просто обращены к неопределенному субъекту правоотношений, а являются правилами поведения, обязательными к исполнению всеми, кто оказался в условиях, предусмотренных нормой.                           .                                                       
       2. Правовые нормы являются формально-определенными правилами поведения. Формальность нормы заключается во внешнем оформлении и закреплении содержания правовой нормы в статьях соответствующих нормативно-правовых актов (как правило, в письменной форме), а определенность же означает четкую фиксацию в содержании нормы юридических прав и обязанностей участников правоотношения, возникающего на основе нормы.                           .                                                                              
       3. Юридические нормы устанавливаются компетентными государственными органами или санкционируются ими и содержатся в официальных государственных актах. Даже в тех правовых системах, где главную роль среди источников права играют обычаи, правовая доктрина, договоры, государство сохраняет за собой правотворческую функцию, санкционируя не им созданные нормы.                                             .                                                                                                                                           
      4. Нормы права охраняются принудительной силой государства: их реализация в необходимых случаях обеспечивается мерами государственно-властного принуждения. Это вовсе не означает, что все правовые предписания проводятся в жизнь только при помощи насилия. Охрана государства предусматривает возможность применения мер принуждения в случае несоблюдения правовой нормы                           .                                                                                                                             
       5. Важным признаком норм права является их системность. Все нормы права находятся в определенной связи, в единстве с остальными, составляя институты, подотрасли и отрасли общей системы права. Нормы конституции конкретизируются в нормах законов, а последние - в подзаконных актах и т. д. Нормы материального права не смогли бы быть реализованы без процессуальных правовых норм.                          .                                                                     
      Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписать индивидууму и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права как раз и заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех участников правоотношений.                           .                                                                                     
       Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько классификаций правовых норм:                                      .                                                                                          
        1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п. Правовые нормы существуют в рамках определенных отраслей права, связаны со сходными нормами и в совокупности регулируют однородные общественные отношения                                                                                                                                                         
        2. По юридической силе все юридические нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы конституции (их иногда выделяют в отдельную группу).                                             
       3. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы                        .                                                                                                                              
        4. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).                                                                                                                     
        5. По реализуемым функциям права нормы делятся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих мер).                                         .                                                                                      
        По видам нормы права подразделяются на управомачивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие ( требуют от них должного поведения) и запрещающие ( устанавливают запреты на совершение определенных действий).                                     
       Право образует целостную систему, которая состоит из отраслей права и институтов права. Отрасль права - это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют [31.C.87]. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, уголовное, международное, гражданское, процессуальное, уголовно-процессуальное и др.

              1.4 Предмет, цели и задачи правоведения  как дисциплины

         Объектами изучения предмета  «Основы правоведения» являются  Конституция Украины, правовая  система Украины, основы отраслей  права, права человека, деятельность  суда, прокуратуры и других правоохранительных  органов, проблемы построения  правового государства, правовая культура, правовые отношения между гражданином и государством. «Основы правоведения» представлены как самостоятельный учебный предмет, входящий в структуру «Обществоведение», который представляет собой одну из базовых образовательных областей. Предметный стандарт по «Основам правоведения» в школе дает возможность обучения школьников самому необходимому из блока правоведческих знаний, тому, что нужно знать рядовому гражданину, независимо от его социального, имущественного или иного положения. В условиях современной правовой реальности, в период построения правового государства важно не только иметь в достаточном объеме правовые знания, но и уметь применять их на практике. Также необходимо повышение правовой культуры молодежи, соблюдение требований законности и правопорядка среди молодежи, и, наконец, любой гражданин должен уметь защищаться от произвола, с чьей бы стороны он не совершался [3.C.3].

        Целью изучения предмета на  этом уровне является усвоение  основ отраслей права как науки, овладение научными методами познания, правильное толкование правовых понятий, и научиться вникать в сущность проблемы, объяснять причины явлений, анализировать процессы, и, главное, уметь пользоваться ими на практике.                                                                 .                                                                                                 
         Курс, избранный Украиной на построение социального, гражданского и правового государства и демократизации общества, выводит на первый план изучение основ правоведения в общеобразовательной школе как одного из самых актуальных предметов, так как от сегодняшнего состояния правового обучения зависит построение цивилизованного общества в будущем[24.C.21].

Задачи предмета «Основы правоведения» состоят в том, чтобы выпускник школы мог:

  • формирование у учащегося политико-правового взгляда на окружающий мир, чтобы на его основе он мог выбрать будущую профессию, соответствующую своим склонностям и способностям;
  • правильная ориентация в правовой ситуации,  складывающейся в обществе, выработка активной гражданской позиции на происходящие в нем события, занятие общественной деятельностью;
  • знание и привитие уважения к демократическим и правовым ценностям, умение культурно общаться с людьми на производстве, общественных местах и семье;

Информация о работе Отчет по практике в школе