Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:14, отчет по практике
Актуальность темы. Для предотвращения преступности среди учеников и повышения их правовой культуры, Министерство образования и науки Украины, внедрило в школах курс правоведения. Министерство впервые предусмотрело изучение учебного предмета "Правоведение. Практический курс" в 9 - 10 классах, как обязательного предмета по одному часу в неделю, а в 10 - 11 классах профильной школы - по три часа в неделю.
Предмет исследования. В данном случае, предметом исследования выступает «правоведение», как наука и учебная дисциплина.
-умение
решать личные социальные
проблемы, создание семьи,
ведение правильный образ
«Основы правоведения»
представляет собой самостоятельный предмет
и является продолжением курса «Человек.
Общество. Право», который изучается в
9 классе [2.C.3]. В нем представлена информация
об основах отраслей права, которая раскрывается
на уровне основных принципов отраслей
права: конституционного, гражданского,
административного, семейного, трудового
и уголовного права, предоставляя каждому
гражданину необходимый объем знаний
по предмету. Отдельными темами также
представлены гражданское процессуальное
и уголовное процессуальное право, правовые
основы организации деятельности правоохранительных
органов. .
Общеобразовательный
курс "Основы правоведения", завершающий
правовое образование учащихся в рамках
среднего (полного) общего образования,
включает в себя требования образовательного
стандарта к правовым знаниям и умениям
старшеклассников, а именно:
- знать, термины и понятия: государство, законодательная, исполнительная, судебная власть, самоуправление, гражданин, право, правовая норма, референдум;
- называть, основные права человека, отрасли права, полномочия законодательной и исполнительной власти, виды правонарушений, виды юридической ответственности;
- характеризовать: правовое государство как одну из высших ценностей.
- сравнивать: функции законодательной, исполнительной и судебной власти, назначение прокуратуры и адвокатуры.
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА В ШКОЛЕ
2.1. Участие школы в правовом воспитании
Согласно Концепции
исторического образования средней общеобразовательной
12-летней школы содержание школьного исторического
образования переживает значительные
изменения. На современном этапе необходимо
воспринимать трансформацию содержания
на основе приоритетности и ценностей
личностного развития школьника.
Поскольку современная
эпоха несет процессы гуманизации и гуманитаризации
в сферу школьного образования, предметы
социально - гуманитарного цикла приобретают
особое значение в перечне общеобразовательных
дисциплин. Обществоведческие дисциплины
призваны помочь молодежи стать компетентными,
активными, ответственными гражданами
нашего времени и государства[25.C.13].
Исходя из важности
задач, поставленных перед образовательной
отраслью «Обществознание», при организации
внутришкольного контроля необходимо
учитывать наличие в школьном курсе нескольких
предметов этой отрасли.
Предмет «Основы правоведения»
изучается в 10-м классе 12-летней школы
( сейчас – в 9-м классе), а также в 10-х и
11-х классах правового (юридического) профиля
в объеме не менее 3-х часов. Предмет «Человек
и общество» («Человек и мир», «Основы
философии») изучается в 11-х классах в
объеме 1 часа, а в классах социально-гуманитарного
профиля – 2 часа в 10-м и 2 часа в 11-м классах.
В старшей школе основная образовательная
и воспитательная задача состоит в создании
условий для сознательной ориентации
учеников в современном мире, обществе,
формировании у них активной социальной
и гражданской позиции. Важным также
является повышение уровня духовной культуры
школьников, культуры общения и деятельности,
содействие их социализации, активному
включению в общественно- политическую
и экономическую жизнь общества, сознательному
выбору и подготовке к будущей профессиональной
деятельности.
На уроках правоведения
рекомендуется решение ситуативных задач,
моделирование жизненных ситуаций, при
рассмотрении которых школьники учатся
не только юридическому анализу, но и приобретают
навыки правового поведения, приобщаются
к правовой культуре.
Во многих общеобразовательных
учебных заведениях преподаются интерактивные
курсы по выбору: «Практическое право»,
«Гражданское образование». При посещении
занятий по указанным курсам, администратору
следует обращать внимание на то, каким
образом в процессе преподавания учитель
решает основные задачи: формирование
правовой культуры и гражданских компетенций
учащихся.
Необходимо отметить, что при
формулировании общих целей и тематики
внутришкольного контроля по предметам
социально - гуманитарного цикла, следует
обращать внимание на ежегодные рекомендации
об изучении учебных дисциплин Министерства
образования и науки Украины и Министерства
образования и науки Автономной Республики
Крым, где уже сформулированы основные
задачи в преподавании предметов на текущий
учебный год. Вот выполнение этих задач
и следует проконтролировать при организации
внутришкольного контроля. Например, по
правоведению:
2.2. Психологические аспекты правового воспитания трудных подростков
Психологические особенности
педагогически запущенных подростков
обусловлены, главным образом, особенностями
их жизни и воспитания. Субъективной, психологической
основой неправильного или, как иногда
говорят, отклоняющегося проведения, являются,
прежде всего, недостатки нравственно
- волевого развития личности. Нравственно
воспитанный человек должен знать требования
морали, уметь их выполнять, и обладать
такими чертами характера, которые обеспечат
целеустремленное решение задач нравственного
поведения и преодоление нередких в жизни
трудных ситуаций. Обеспечить только познавательную
сторону нравственного воспитания (нравственное
просвещение) - значит дать человеку необходимые
знания, но оставить его беспомощным в
решении многообразных и сложнейших жизненных
задач. При формировании волевых черт
личности надо обеспечить воспитание
активности или энергии характера, его
организованности, стойкости (выносливости),
терпеливости, настойчивости, не допуская
проявлений упрямства, наконец, сделать
человека мужественным. Личность формируется
в сложнейшей системе отношений.
Будучи отраженными
и обобщенными в сознании, они переходят
в собственное отношение человека к действительности,
становятся существенной составной частью
его самосознания и способности к самооценке.
А это значит, что неправильное отношение
человека к действительности, к другим
людям возникает вследствие каких - то
недостатков или прямых социально - психологических
дефектов общения. Поэтому приступая к
работе с педагогически запущенных подростком,
надо, прежде всего, разобраться в системе
его субъективных (его отношение к окружающему)
и объективных (особенности его взаимосвязей
с людьми) отношений. Особенности сферы
личного общения педагогически запущенных
подростков часто определяются и их отношением
к людям, одной из ярких черт которого
являются недоверие и недоброжелательное
отношение к взрослым, в том числе и к учителям.
Достижение цели
нравственно-правового воспитания, в соответствии
с принципом единства сознания личности
и ее деятельности, может быть гарантирована,
только при условии превращения знаний
в убеждения. Такую возможность могут
предоставить коллективные формы обучения,
так как, помимо взаимосвязи и взаимообусловленности
сознания и деятельности, он включает
еще один компонент – отношения. .
Эти формы позволяют
воспитывать ответственность за деятельность
собственную и одноклассников, высказывать
и аргументировать свою точку зрения,
соотносить собственное понимание вопроса
с мнением других. Коллективные формы
обучения способствуют созданию отношений
сотрудничества между преподавателями
и учащимися, которые выступают как субъекты
деятельности, а их объектом является
предмет изучения.
Целью нравственного
воспитания является личность, которую
отличает: высокий уровень нравственных
знаний; наличие потребностей выполнения
нравственных норм, привычек и навыков;
стремление к созданию результатов, которые
принесут благо другим людям; высокое
чувство ответственности за собственную
деятельность; личностные отношения к
выполняемым действиям, единство нравственного
сознания и поведения, когда значение
нравственных норм проявляется в учебной
деятельности как целеустремленность,
ответственность, способность к моральной
рефлексии.
Уровни нравственного
развития, связанные с изменением ценностных
ориентаций, интересов индивида, изменением
его отношения к деятельности, составили
стратегический план как основу технологии.
Система работы в
школе по профилактике правонарушений,
нарушения правил поведения в школе, правил
внутреннего распорядка, дисциплины. .
Каждый
шаг работы по профилактике правонарушений,
нарушения порядка и дисциплины, должен
быть отделён от следующего шага, внимательным
наблюдением за учащимся. Его адекватная
реакция на любую проведённую беседу,
изменение его поведения в лучшую сторону,
даёт возможность для ребёнка не только
стать на путь исправления, но и для классного
руководителя не продолжать работу по
данному плану:
I Этап (индивидуальный уровень)
1. Проведение бесед с учащимися
2. Встреча с родителями
3. Разъяснительные лекции и беседы по
требованиям правил поведения в школе,
выполнения внутреннего распорядка школы
4. Информационные беседы о Законах Украины
об образовании, Уставе школы.
5. Работа школьного психолога в тесном
контакте с учеником, классным руководителем
и родителями
6. Подведение итогов и анализ работы на
первом этапе. .
Взаимосвязь всех
участвующих в работе: :
II Этап (местный уровень)
1. Работа с учащимися всего класса. Проведение
классных сборов, на которых открыто обсуждается
поведение ученика, созданная ситуация,
где учащиеся сами дают оценку поведению
нарушителя, предлагают взаимопомощь.
2. Работа на уровне совета родителей в
классе. Помощь родительского комитета
в проводимых беседах с учеником и его
родителями.
3. Посещение учащегося на дому, проведение
бесед в домашних условиях.
4. Подведение итогов и анализ работы на
втором этапе. .
Взаимосвязь всех участвующих в работе:
Ученик - Учитель - Учащиеся класса - Совет
родителей.
III Этап (административный уровень)
1.Беседы администрации с учеником и родителями.
2.Беседы с учащимся и родителями на уровне
родительского комитета школы.
3.Решение вопроса на координационном
совете школы.
4.Решение вопроса на педагогическом совете
школы.
5. Представление учащегося в отдел по
делам несовершеннолетних, семьи и молодёжи.
6. Подведение окончательных итогов и анализа
работы.
Правовое воспитание
– важный социальный канал, который дает
возможность прививать гражданам правовое
знание. Однако выработка этих знаний
в правосознании индивидов довольно часто
происходит не только в процессе специально
организованной сознательной воспитательной
деятельности, но и под воздействием различных
объективных факторов социальной действительности.
Поэтому следует различать понятия «правовое
воспитание» личности и «правовое формирование»
ее.
Под первым понимается целенаправленный,
организованный, управляемый и преднамеренный
педагогический процесс воздействия на
правосознание индивидов, социальных
групп, осуществляемый с помощью системы
специально созданных воспитательных
форм и средств.
Второе понятие –
более широкое и объемное. Оно включает
помимо самого процесса правового воспитания
еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых,
неорганизованных, непреднамеренных воздействий
на правосознание людей со стороны всей
совокупности объективно существующих,
проникающих во все сферы общественной
жизни социальных факторов.
Правовое воспитание,
как впрочем, и весь воспитательный комплекс,
выполняет две основные функции. Первая
состоит в передаче воспитываемым (индивидам,
общественным группам) определенной суммы
правовых знаний, навыков и умений, вторая
– в формировании правовых идей, чувств,
убеждений в правосознании указанных
субъектов
Исходя из этого, правовое
воспитание следует сосредоточить на
формировании в правосознании учащихся
такой совокупности, которая включала
бы:
а) знание системы основных
правовых предписаний, правильное понимание
и уяснение их содержания и значения;
б) глубокое внутреннее уважение к праву,
законам, законности и правопорядку;
в) умение самостоятельно применять правовые
знания на практике, согласовывать повседневное
поведение и личное отношение к реальной
действительности, свою практическую
деятельность с полученными правовыми
знаниями;
г) прочный и устойчивый духовный правовой
иммунитет (невосприимчивость) к совершению
любых нарушений правовых норм.
Таким образом,
задача правого воспитательного процесса
будет в основном решена лишь в том случае,
если в правосознании воспитуемых возникнет
сплав правовых знаний и убеждений, правовых
потребностей, ценностей и, наконец, правовых
привычек.
Подводя итоги,
можно определить следующие основные
направления нравственно - правового воспитания
как комплексного воздействия на сознание
учащихся.
1) формирование добросовестного отношения
к труду, трудовым правам и обязанностям,
дисциплине труда;
2) воспитание уважения к людям, их правам
и интересам ;
3) формирование чувства ответственности
и гражданского долга перед
обществом;
4) воспитание уважения к законам и правилам
общежития ;
5) воспитание бережного отношения к собственности ;
6) воспитание социальной активности, непримиримости
к антиобщественным явлениям и поступкам.
Прежде чем приступить
Во многих интернет-источниках,
идёт речь о том, что учителя предупреждают,
что придёт практикант и не нужно его обижать
и т.д. И школьники надеясь на возрастное
взаимопонимание представляют, что им
возможно проще будет с новым учителем,
но на подсознательном уровне, они продолжают
негативно относиться и к новому преподавателю.
К счастью, в моём случае такого не произошло.
Никто из учителей не предупреждал, что
будет практикант, и для учеников это было
сюрпризом. Учитывая мою прошлогоднюю
работу в этой школе, в данном случае было
значительно легче придти к взаимопониманию
с учениками.
Безусловно, сложно чувствовать
себя уверенно коллективе, за который
ты не просто несёшь ответственность,
но и должен дать конкретный материал
и заинтересовать в нём. Предварительно
ознакомившись с темами уроков, я составила
свои планы лекций, при помощи электронных
источников и различных учебников.
После первого проведённого
урока, были добавлены визуальные сопровождения
в качестве презентаций и видеороликов,
тех моментов, на которые необходимо обратить
особое внимание. Поскольку первая неделя
практики являлась вводной (ознакомительной),
было достаточно времени, чтобы сопоставить
учебный план занятий и привнести в него
административную тематику, связанную
с дипломной работой. Также в целях самообразования,
повторения лекционных занятий и подготовки
к практическим занятиям, повторно был
рассмотрен устав школы и несколько договоров,
заключённых между школой и различными
службами и предприятиями, так же в качестве
примера, были рассмотрены личные дела,
т.е. их оформление и приказы директора.
На основных занятиях, в некоторых классах,
учащиеся начали проявлять инициативу
и делали достаточно интересные и необычные
доклады с подробными слайдами. В старших
классах, интересовались задачами университетской
программы, поэтому были разработаны несколько
задач, в рамках гражданского, семейного,
земельного права. Убедившись, что учащиеся
с ними справляются, я предложила им ролевые
задачи по гражданскому процессу, что
было положительно воспринято. По результатам
прошлогодней практики, школой были приобретены
несколько кодексов, но поскольку на практических
занятиях этого было недостаточно, занятия
переносились в компьютерный класс.
Далее, стало затруднительно
удерживать дисциплину в классах, поскольку
учащиеся интересовались различными отраслями
права. Особенный интерес вызвало уголовное
право, в связи с популяризацией на телевидении
соответствующих телепрограмм, поэтому
одно из классных занятий пришлось посвятить
решению задач из этой области.
По просьбе школьной
администрации, в целях профилактики подростковой
преступности, была проведена серия лекций
в разных классах, на тему «Преступность
среди молодёжи». После успеха данного
мероприятия, мне предложили повторный
курс лекций, но уже на тему «Правовые
последствия алкоголизма и наркомании».
После этих мероприятий,
мной была проведена небольшая творческая
самостоятельная работа, тему которой
стало «Наркомания, табакакурение, алкоголизм
– причины появления и средства правовой
борьбы » по аналогии с прошлым годом.
Последние дни практики были
направлены на подготовку и составление
плана, информационной базы, контрольных,
тестовых и иных заданий, на 2013-2014 учебный
год, для профильного правового класса,
и лекционных материалов для обычной программы.
Так же, были проведены открытые уроки
в 9 классе, на тему «важность юридической
осведомлённости в повседневной жизни»
и в 10 классе «Судебный иск в быту.Ситуации
требующие судебного разбирательства».
В качестве пятиминуток проводились маленькие
тренинги, например – нотариус (кто может
им стать, полномочия и т.д.) Был проведён
брэйн-ринг, среди учащихся 9 и 10 классов.
2.4. Проблемы преподавания правоведения в школе
Признание современным
украинским обществом необходимости
построения правового государства
на базе развитого гражданского общества,
где высший ценностью выступали бы реально
обеспеченные и защищенные права человека,
подразумевает одновременное обеспечение
такой правовой культуры граждан Украины,
критерием которой было бы осознание ценности
права как правовой основы, на которой
формируются институты гражданского общества,
рыночная экономика, многопартийность,
правовое украинское государство, оптимально
сочетается свобода и справедливость.
Формирование
гражданского общества в Украине невозможно
без воспитания молодежи в духе современных
правовых идей, взглядов, представлений[22.С.48].
Между тем, состояние правовой культуры
в обществе оставляет желать лучшего.
При этом речь идет не только о незнании
норм действующего законодательства,
а именно о непризнании права реальной
социальной силой, о неуважении к нему,
об отсутствии должных представлений
о важнейших юридических принципах. Являясь
одним из основных институтов социализации
личности, школа играет особую роль в процессе
правовой социализации, т.е. именно она
призвана целенаправленно формировать
полноценного члена общества, способного
ориентироваться в правовой среде и действовать
с полным осознанием ответственности
за свои решения и действия. Процесс обучения
праву должен способствовать воспитанию
социально-активной личности, способной
решать общественно-значимые задачи, опираясь
на приоритет права.
К сожалению, до
сих пор преподавание правоведения находится
не на должном уровне. Более того, в настоящее
время в Украине отсутствует единая концепция
правового образования, в частности, в
средней школе.
Право представляет собой многогранное явление. Как отмечает известный ученый-правовед С.С.Алексеев, право имеет три образа, в которых оно выступает перед людьми, являясь к ним в виде:
– общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений, – юридических реалий, с которыми человек сталкивается в жизни;
– особого, сложного социального образования, своеобразной подсистемы в обществе, имеющей свою природу и логику, – такой же подсистемы, как государство, искусство, мораль;
– явления мирозданческого порядка – одного из начал и проявлений жизни разумных существ, людей.