Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:33, контрольная работа
Целью работы: рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.
В задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.
Введение ……………………………………………………………………….…3
1. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко……………………4
2.Основы педагогики А. С. Макаренко………………………………………12
3. Важнейшие принципы педагогической теории и практики
А. С. Макаренко………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….25Список использованной литературы…………………………………………..26
Воспитывает
всё: люди, вещи, явления, но прежде всего
и больше всего – люди. Из них
на первом месте – родители и
педагоги. Со всем сложнейшим миром
окружающей действительности ребёнок
входит в бесконечное число отношений,
каждое из которых неизменно развивается,
переплетается с другими
Я
уверен, что если человек плохо
воспитан, то в этом исключительно
виноваты воспитатели. Если ребёнок
хорош, то этим он тоже обязан воспитанию,
своему детству. Никаких компромиссов,
никаких середин не быть может. Тем
более возмутительно и
Нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимость от качества или таланта отдельно взятого учителя. Так говорит моя логика. Я хочу отвечать за свою работу. Так говорит и мой опыт.
Воспитать человека, говорил Макаренко, это значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная «система перспективных линий», которую он назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.
Перспективные линии должны привлекать внимание молодёжи «общим видом удовлетворения, но это удовлетворение ещё не существующее. По мере движения к нему возникают новые завтрашние планы, тем более притягательные, чем больше усилий вложено на преодоление различных препятствий».
Перспектива – цель, которая ставится перед коллективом и ее надо достичь.
Таким образом, «система перспективных линий» призвана не только вызывать стремление человека к всё более ценным трудовым перспективам, но и будить его мечту о высоких моральных вершинах.
Его
цель воспитания – воспитать коллективиста.
Он разрабатывает многие проблемы воспитания,
в том числе и проблему воспитания
личности и коллектива [7].
2.Основы
педагогики А. С. Макаренко
Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом. По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе. Педагогический коллектив – это коллектив и воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем [2].
Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: - должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.
Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.
Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники. На мой взгляд педагогика Макаренко есть непросто теория о воспитании людей, а теория подкреплённая практикой, или даже вернее практика перенесённая в теорию, что немаловажно в таком важном и ответственном деле как педагогика. Прежде чем писать Макаренко прошёл огромный жизненный путь, он работал с детьми разного рода, с детьми разных возрастов, и не только детьми, а также и взрослые постепенно воспитывались под его влиянием [4].
Величайшая
заслуга Антона Семеновича в том,
что он одним из первых сумел разглядеть
рождение педагогических технологий и
сформулировал основные постулаты
технологической педагогической логики.
Вот эти принципиальные положения:
- ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;
-
никакое педагогическое
-
никакая система
-
всякое средство должно быть
педагогически целесообразным, что
проверяется опытным путем.
3. Важнейшие принципы педагогической теории и практики
А.
С. Макаренко
А.
С. Макаренко считал, что четкое знание
педагогом целей воспитания —
самое непременное условие
Уважение
к личности ребенка, благожелательный
взгляд на его потенциальные возможности
воспринимать хорошее, становиться
лучше и проявлять активное отношение
к окружающему неизменно
Сторонники
“свободного воспитания возражали
против каких бы то ни было наказаний детей,
заявляя, что “наказание воспитывает
раба”. Макаренко справедливо возражал
им, говоря, что “безнаказанность воспитывает
хулигана”, и считал, что разумно выбранные,
умело и редко применяемые наказания,
кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.
А.
С. Макаренко решительно боролся
с педологией. Он одним из первых
выступил против сформулированного
педологами “закона о фаталистической
обусловленности судьбы детей наследственностью
и какой-то неизменной средой. Он доказывал,
что любой советский ребенок,
обиженный или испорченный
В
любом воспитательном советском
учреждении воспитанников следует
ориентировать на будущее, а не на
прошлое, звать их вперед, открывать
им радостные реальные перспективы.
Ориентировка на будущее составляет,
по мнению Макаренко, важнейший закон
социалистического
Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.
Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.
Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. “Марксизм,— писал он,— учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
А.
С. Макаренко настойчиво искал формы
организации детских
Информация о работе Педагогическая деятельность А. С. Макаренко