Педагогическая деятельность А. С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:33, контрольная работа

Описание

Целью работы: рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.

В задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…3

1. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко……………………4

2.Основы педагогики А. С. Макаренко………………………………………12

3. Важнейшие принципы педагогической теории и практики

А. С. Макаренко………………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….25Список использованной литературы…………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Макаренко.docx

— 43.55 Кб (Скачать документ)

     Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего  и больше всего – люди. Из них  на первом месте – родители и  педагоги. Со всем сложнейшим миром  окружающей действительности ребёнок  входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в  каждый данный момент определённые изменения  в личности ребёнка. Направить это  развитие и руководить им – задача воспитания.

     Я уверен, что если человек плохо  воспитан, то в этом исключительно  виноваты воспитатели. Если ребёнок  хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин не быть может. Тем  более возмутительно и печально, если люди, которым доверено было воспитание детей, не только не захотели воспользоваться  этим великим могуществом педагогики, но и ограничились простым наблюдением, простым изучением ребёнка, разделением  всех детей на разряды, на отдельные  биологические группы и т.д. Человек  плох только потому, что он находился  в плохой социальной структуре, в  плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического  общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких  случаев масса [4].

     Нельзя  ставить вопрос о воспитании в  зависимость от качества или таланта  отдельно взятого учителя. Так говорит  моя логика. Я хочу отвечать за свою работу. Так говорит и мой опыт.

     Воспитать человека, говорил Макаренко, это  значит воспитать у него перспективные  пути, по которым располагается его  завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная «система перспективных линий», которую он назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.

     Перспективные линии должны привлекать внимание молодёжи «общим видом удовлетворения, но это  удовлетворение ещё не существующее. По мере движения к нему возникают  новые завтрашние планы, тем более  притягательные, чем больше усилий вложено на преодоление различных  препятствий».

     Перспектива – цель, которая ставится перед  коллективом и ее надо достичь.

     Таким образом, «система перспективных линий» призвана не только вызывать стремление человека к всё более ценным трудовым перспективам, но и будить его мечту о высоких моральных вершинах.

     Его цель воспитания – воспитать коллективиста. Он разрабатывает многие проблемы воспитания, в том числе и проблему воспитания личности и коллектива [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основы  педагогики А. С. Макаренко 

     Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь  данного коллектива с обществом. По своей структуре коллектив  делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены  находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив  может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив  называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко  строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через  общий коллектив, главное условие  существования которого – возможность  собраться всем вместе. Коллектив  проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с  педагогическим требованием: педагог  сам предъявляет требования; создается  актив и педагог предъявляет  требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет  требования к самой себе. Педагогический коллектив – это коллектив  и воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это  общее собрание всего педагогического  коллектива, где каждый имеет право  голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни  коллектива. Исполнительный орган –  это совет командиров, куда входили  командиры первичных отрядов  и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем [2].

     Дисциплина  – это не средство и не метод  воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь  детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться  от коллектива; интересы коллектива стоят  выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: - должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит  изменчивый характер. Наказание и  поощрение. Воспитание должно быть без  наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание  не должно приносить ребёнку моральные  и физические страдания. Суть наказания  в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

     Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил  промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли  вечерний Индустриальный Техникум. Принцип  полной самоокупаемости коммуны.

     Макаренко пишет лекции для родителей о  воспитании, в которых есть общие  условия семейного воспитания, пишет  о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет  «Книгу для родителей», рассматривает  проблемы педагогического мастерства и педагогической техники. На мой взгляд педагогика Макаренко есть непросто теория о воспитании людей, а теория подкреплённая практикой, или даже вернее практика перенесённая в теорию, что немаловажно в таком важном и ответственном деле как педагогика. Прежде чем писать Макаренко прошёл огромный жизненный путь, он работал с детьми разного рода, с детьми разных возрастов, и не только детьми, а также и взрослые постепенно воспитывались под его влиянием [4].

     Величайшая  заслуга Антона Семеновича в том, что он одним из первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и  сформулировал основные постулаты  технологической педагогической логики. 

     Вот эти принципиальные положения:

     -  ни одно действие педагога  не должно стоять в стороне  от поставленных целей;

     -  никакое педагогическое средство  не может быть объявлено раз  и навсегда полезным либо вредным;  отдельное средство может быть  и положительным, и отрицательным;  решающим является действие всей  системы средств;

     -  никакая система воспитательных  средств не может быть установлена  раз и навсегда: она изменяется  и совершенствуется в точном  соответствии с развитием ребенка  и поступательным движением общества;

     -  всякое средство должно быть  педагогически целесообразным, что  проверяется опытным путем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Важнейшие принципы педагогической теории и практики

     А. С. Макаренко 

     А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания —  самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику [8].

     Уважение  к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности  воспринимать хорошее, становиться  лучше и проявлять активное отношение  к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим  воспитанникам он подходил с горьковским  призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному  в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко  добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна  “требовательная любовь”, говорил  он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через  всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил  в творческие силы человека, в его  возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

     Сторонники  “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. 

     А. С. Макаренко решительно боролся  с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного  педологами “закона о фаталистической  обусловленности судьбы детей наследственностью  и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными  условиями своей жизни, может  исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

     В любом воспитательном советском  учреждении воспитанников следует  ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать  им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон  социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям  каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,—  говорил А. С. Макаренко,— перспективные  пути, по которым располагается его  завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

     Центральная проблема педагогической практики и  теории А. С. Макаренко — организация  и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.

     Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что  идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

     Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась  в том, что он разработал законченную  теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в  коллективе и через коллектив. Макаренко  видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации  коллектива. “Марксизм,— писал он,—  учит нас, что нельзя рассматривать  личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

     А. С. Макаренко настойчиво искал формы  организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и  способствовали формированию творческой целеустремленной личности. “Нам нужны,—  писал он,—новые формы жизни детского общества, способные давать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим формам”. Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной. “Может быть,— писал Макаренко,— главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой радостной мечте. Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика”. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие”— одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Информация о работе Педагогическая деятельность А. С. Макаренко