Педагогическая деятельность А. С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:33, контрольная работа

Описание

Целью работы: рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.

В задачи работы входит: анализ деятельности А.С.Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…3

1. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко……………………4

2.Основы педагогики А. С. Макаренко………………………………………12

3. Важнейшие принципы педагогической теории и практики

А. С. Макаренко………………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….25Список использованной литературы…………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Макаренко.docx

— 43.55 Кб (Скачать документ)

     Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий  коллектив должен иметь общую  цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу [5].

     Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие  у его членов осознанной перспективы  движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в  сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским  обществом, строящим социализм.

     А. С. Макаренко впервые сформулировал  и научно обосновал требования, которым  должен отвечать педагогический коллектив  воспитательного учреждения, и правила  его взаимоотношений с коллективом  воспитанников.

     Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы  увлечь его определенной целью, требующей  общих усилий, труда, напряжения. В  этом случае достижение цели дает большое  удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

     А. С. Макаренко говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может  быть нетрудовым. Наше государство  — это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: “Кто не работает, тот не ест”. И  воспитатели должны научить детей  творчески трудиться. Этого можно  достичь, только воспитав у них представление  о труде как об обязанности  советского человека. Тот, кто не имеет  привычки к труду, не знает, что такое  трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде  источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним  из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем  психическому, духовному развитию человека.

     А. С. Макаренко стремился воспитать  в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен  или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и  радости, как, например, описанный в  “Педагогической поэме праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду [7].

     Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного  воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в детском  коллективе и рассмотрел такие вопросы, как:

     —  строение коллектива;

     —  взаимоотношения в коллективе;

     — педагогическое  требование,  дисциплина,   поощрения   и наказание;

     —  нравственное и трудовое воспитание;

     —  стиль работы;

     —  самоуправление, традиции;

     —  индивидуальный подход к детям.

     Личность  и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты  и их разрешение, переплетение интересов  и взаимоотношений — стояли в  центре, но вой педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и  полную демократизацию воспитания и  обучения, за создание нормального  психологического климата в детской  среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и  творческого развития.

       Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского   коллектива,  детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего    собрания.  Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение — я отвечаю» — вот это переживание   ответственности   творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом [2].

     Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался  и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди. Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.

     Воспитатель — это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший  товарищ.

     Основой воспитания личности гражданина Макаренко  считал раннее включение детей в  производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой  личности.

       Опираясь на взгляды выдающихся  советских педагогов, Макаренко  взял идею труда и практически  ее реализовал. Но  «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

      участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

     — но Антон Семенович считал, что  труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным  элементом воспитания.

     Сторонники  словесного, книжного воспитания с  высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестили  производительный труд учащихся.

     В формировании подрастающего поколения  также надо учитывать влияния  семьи, поэтому Макаренко А. С. написал  художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного»  воспитания он видел в честном  выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.

     Говоря  о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко  считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий  упражнять их в приобретении организационных  навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать  ее, воспитывать бережное отношение  к затрачиваемому времени, продукту труда.

     “Участие  в коллективном труде,— говорил  А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям —  родственную любовь и дружбу по отношению  ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к  лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.

     А. С. Макаренко считал, что игра имеет  для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил  он, воспитывается прежде всего в игре: “Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу”. Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек [6].

     Он  предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства  в серьезную жизнь игровые  установки”. Поэтому нужно так  организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества  будущего работника и гражданина”.

     Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко  считал, что в игре дети должны проявлять  активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать их самыми различными игрушками: “Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае,, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых”. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.

     Говоря  о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала  родителям важно комбинировать  индивидуальную игру ребенка с коллективными  играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой  компанией, игра проводится организованно  при участии квалифицированных  педагогов. Далее она должна принимать  более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться  коллективная дисциплина [7]. 

     Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял  следующие типы:  

     1. Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и  т. д. Она хороша тем, что  знакомит со сложными идеями  и вещами, развивает воображение.  Нужно, чтобы ребенок хранил  эти игрушки не для того, чтобы  ими хвастаться, а действительно  для игры, для организации какого-то  движения, изображения той или  иной жизненной ситуации.

     2. Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

     3.Самый  благодатный игровой элемент  — это различные материалы.  Они более всего приближают  к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и  в то же время они дают  простор большой творческой фантазии.

     В игровой деятельности детей дошкольного  возраста необходимо комбинировать  эти три типа игрушек, считал Макаренко. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал ряд советов, как они  должны быть организованы.

     А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного  воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко  утверждал, что только в тон семье  дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителе?! рассматривается как необходимое  обществу дело.

     Указывая  на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский  коллектив”, который не может подчиняться  произволу отца, как это имело  место в старой семье. Родители имеют  власть и авторитет, но они не бесконтрольны  в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок нс только их радость и надежда, но и будущий  гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

     В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает  развитие в ребенке эгоистических  наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке  черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить  свои интересы общим [3].

     Родители, как уже говорилось, должны проявлять  к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогическая деятельность А. С. Макаренко