Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:11, доклад
Задачи:
Изучить биографию Иоганна Генриха
Объяснить основные педагогические идеи Г.Песталоцци.
Введение
Жизнь и деятельность Песталоцци
Педагогические принципы Песталоцци
Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования
Физическое и трудовое воспитание
Нравственное воспитание.
Создание частных методик начального обучения.
Роль матери и семьи в деле воспитания
Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
Заключение
Список использованной литературы
КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра педагогики
История педагогики
ДОКЛАД
Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци
Выполнила: Курганбаева Асель,
студентка 2 курса,
спец-ти география, 2 подгрупа.
Проверил: ст.преподаватель,
Ткаченко А.А
Костанай, 2012
План:
Введение
Объект: педагогическая деятельность и теория элементарного образования И. Г. Песталоцци. Предмет: свободное и развивающее обучение как основополагающая часть образования в педагогике Г.Песталоцци. Цель работы: составить представление, а также выявить особенности педагогической системы Г.Песталоцци.
Задачи:
Методы:
Я выбрала для своей работы именно эту тему, потому как считаю эту информацию полезной для будущих педагогов. Принципы разработанные Песталоции в далеком прошлом являются актуальными и на сегодняшний день.
Иоганн Генрих Песталоцци
(1746—1827) — швейцарский педагог-
Жизнь и
деятельность Песталоцци
Песталоцци родился в г. Цюрихе, в семье
врача. Рано лишившись отца, он воспитывался
матерью и преданной семье служанкой из
крестьян. Образование получил в родном
городе, в начальной, потом в латинской
средней школе и, наконец, в высшем учебном
заведении гуманитарного направления.
Передовая студенческая молодежь, к которой
принадлежал Песталоцци, организовала
кружок “патриотов”, находившийся под
влиянием идей французских просветителей,
и в первую очередь Руссо. Члены кружка
занимались разоблачением должностных
лиц, которые злоупотребляли властью и
притесняли народ, они добивались проведения
в Швейцарии буржуазно-демократических
реформ. Цюрихские власти подвергли кратковременному
аресту нескольких активных членов кружка,
в том числе и Песталоцци.
Выйдя из тюрьмы, Песталоцци, не завершив
своего образования, поселился в деревне,
в имении Нейгоф, чтобы организовать образцовое
сельское хозяйство, которое могло бы
наглядно показать крестьянам, как улучшить
свое положение. Но этот утопический замысел,
естественно, окончился неудачно, и Песталоцци
стал искать новые пути применения своих
сил на пользу народа.
В 1774 г. в Нейгофе он организовал “Учреждение
для бедных”, в котором собрал несколько
десятков бедных детей разных возрастов,
в том числе и дошкольного. Песталоцци
обучал их чтению, письму и счету. Дети
работали на сельскохозяйственной ферме,
в прядильной и ткацких мастерских. Песталоцци
самоотверженно отдался работе в приюте,
впоследствии он писал: “Я жил годами
в кругу более чем пятидесяти нищих детей;
я делил с ними в бедности мой хлеб; я сам
жил как нищий, для того чтобы научить
нищих жить по-человечески”.
Организуя “Учреждение для бедных”, Песталоцци
предполагал, что в результате соединения
обучения с трудом у детей разовьются
физические и умственные силы и впоследствии
они . смогут создать себе необходимые
жизненные условия.
Стремление Песталоцци добиться улучшения
жизни путем воспитания и обучения детей,
не колебля основ существующего строя
и права частной собственности, было, конечно,
утопическим, но сама идея создания воспитательных
учреждении, в которых обучение детей
сочеталось бы с их трудом в сельском хозяйстве
и промышленности, была очень важной и
перспективной.
Воспитание детей в Нейгофском приюте
имело, однако, существенные недостатки.
Соединение обучения с производительным,
трудом носило чисто механический характер:
дети пряли и одновременно следили за
тем, что учитель писал на доске. При такой
организации занятий они не могли получить
глубокие знания. Кроме того, Песталоцци
ошибочно полагал, что его “Учреждение
для бедных сможет существовать на началах
самоокупаемости, т. е. сбыта на рынках
изделий детского труда.
Но в условиях рыночной стихии и конкуренции
это было бы возможно только, если бы дети
работали с чрезвычайным напряжением
всех физических сил. Песталоцци же был
принципиальным противником эксплуатации
детского труда, следовательно, эта идея
тоже оказалась несбыточной.
После того как Песталоцци исчерпал на
содержание приюта свои личные средства,
он был вынужден закрыть его в 1780 г. В последующие
годы Песталоцци написал социальный романы
“Лингард и Гертруда”, где в литературной
форме высказал. свои заветные мечты об
искоренении народных бедствий при помощи
правильно поставленного воспитания.
Роман, идеи которого были созвучны настроениям
передовых людей, сделал имя писателя
очень популярным. В 1792 г. Песталоцци в
числе 18 выдающихся иностранцев был удостоен
Законодательным собранием революционной
Франции почетного звания французского
гражданина как человек, служивший делу
Свободы.
Когда в Швейцарии в 1798 г. произошла буржуазная
революция, правительство вновь организованной
республики поручило Песталоцци руководство
детским приютом в местечке Станц, где
незадолго до этого было подавлено спровоцированное
контрреволюционерами крестьянское восстание
и осталось много сирот.
В здании бывшего монастыря было собрано
около 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет,
состояние их как в физическом, так и в
моральном отношении было очень тяжелым.
Песталоцци один, без всяких помощников,
с огромным энтузиазмом взялся за дело,
но его успешная воспитательная работа
была, однако, прервана властями через
полгода: в помещении приюта они разместили
госпиталь.
Для Песталоцци это было большим ударом,
но, мечтая о широкой воспитательной деятельности
в интересах народа, он все же принялся
за разработку рациональной методики
начального обучения детей в народной
школе. Свой эксперимент он стал. проводить
в школе для малолетних детей г. Бургдорфа,
где учились мальчики и девочки в возрасте
от 5 до 8 лет. В этом по существу дошкольном
учреждении Песталоцци разработал теорию элементарного
образования, а также методику
изучения детьми форм предметов, развития
у, них элементарных математических представлений
и речи. Городские власти поддержали Песталоцци,
и с осени 1800 г. в Бургдорфе под руководством
Песталоцци был открыт институт, в котором
объединились средняя школа с интернатом
и учреждение для подготовки учителей.
Вскоре этот институт был переведен во
французскую часть Швейцарии, в местечко
Ивердон (немецкое название — Ифертен),
где просуществовал до 1825 г. и приобрел
мировую известность.
В средней школе Ивердонского института
Песталоцци было свыше 100 учащихся из состоятельных
слоев населения. Помимо швейцарцев, в
нем были учащиеся из России, Германии,
Франции; Англии, Италии, Испании и других
стран. Его посещали ученые, писатели и
другие выдающиеся люди того времени.
Однако успех этого учебного заведения
мало радовал Песталоцци, мечтавшего работать
с крестьянскими детьми.
На свои личные средства, полученные за
издание его сочинений, Песталоцци открыл
в 1818 г. школу для бедных, которая должна
была готовить и народных учителей. Но
деньги были небольшие, и школа вскоре
прекратила свое существование. Песталоцци
вернулся в Нейгоф, где написал свое последнее
произведение “Лебединая песня”, в котором
сожалел о несбывшихся надеждах вывести
народ из темноты и бедности. Он так и не
понял истинных причин своих неудач. Считая,
что воспитание и образование могут изменить
жизнь тружеников и потому они должны
быть достоянием всех людей, Песталоцци
не помышлял, однако, о каких-либо иных
способах уничтожения социального неравенства
и установления таких общественных отношений,
при которых могли быть обеспечены действительные
возможности для развития способностей
детей трудящихся.
Кроме названных выше работ “Лингард
и Гертруда и “Лебединая песня”, Песталоцци
были написаны получившие широкую известность
книги “Как Гертруда учит своих детей”,
“Книга матерей”, “Письмо к другу о пребывании
в Стонце”.
Педагогические принципы
Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования.
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.
Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, — это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.
Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.
Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.
Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.
Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях.
Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.
Процесс развития всех человеческих
сил и возможностей начинается с
самого простого и постепенно поднимается
ко все более сложному. По этому
пути должно следовать и воспитание.
Присущие каждому ребенку от рождения
задатки сил и способностей нужно
развивать, упражняя в той последовательности,
которая соответствует
Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.
Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
Физическое и трудовое воспитание.
Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей — естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать.
Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием.
Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.
Как указывалось выше, попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей».
И хотя при таком трудовом воспитании было механическое, а не органическое соединение обучения с производительным трудом, все же ценным является то, что Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.
Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.
Нравственное воспитание.
Песталоцци полагал,
что главная задача воспитания —
сформировать гармонически развитого
человека, который должен принять
в будущем полезное участие в
жизни общества. Нравственность вырабатывается
в ребенке путем постоянных упражнений
в делах, приносящих пользу другим.
Простейшим элементом нравственного
воспитания является, по мнению Песталоцци,
любовь ребенка к матери, которая
возникает на почве удовлетворения
повседневных потребностей детского организма.
В семье закладываются основы
нравственного поведения
Информация о работе Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци