В ряде
отечественных и зарубежных исследований
И.Г. Песталоцци рассматривался как
идеолог организации подготовки
народных учителей, воспитателей детских
учреждений (Поляк Ф., 1909; Ге Ф., 1912; Крупская
Н.К., 1917; Монро П., 1923; Пинкевич А.П., 1933;
Кларин В.М., 1989; Сетар М., 1996; Блинов В.М.,
2001 и др.). Вместе с тем анализ историко-педагогической
литературы позволил установить, что
проблема подготовки воспитателей детских
учреждений в социально-педагогическом
наследии И.Г. Песталоцци не нашла достаточного
отражения и научного анализа
как в зарубежных, так и в
отечественных работах. В связи
с этим была определена проблема исследования:
каковы особенности подготовки воспитателей
детских учреждений в социально
- педагогическом наследии И.Г. Песталоцци?
Объект
исследования - социально-педагогическое
наследие И.Г. Песталоцци.
Предмет
исследования - подготовка воспитателей
детских учреждений в социально-педагогическом
наследии И.Г. Песталоцци.
Цель
исследования: выявить сущность, содержание
и особенности подготовки воспитателей
детских учреждений в социально
- педагогическом наследии И.Г. Песталоцци
и возможности использования
опыта швейцарского педагога в современных
российских условиях.
Источниковой
базой исследования послужили труды
И.Г. Песталоцци (художественные произведения,
дневники, письма, отчеты, автобиографические
произведения) на немецком и русском
языках; мемуары учеников и коллег
И.Г. Песталоцци; работы отечественных
и зарубежных исследователей, посвященные
анализу наследия И.Г. Песталоцци; труды
педагогов-классиков; работы отечественных
и зарубежных авторов по истории
и теории педагогики и социальной
педагогики; энциклопедии и биографические
справочники.
Заключение
На основе всего вышеизложенного
можно сделать следующие выводы:
Иоганн Генрих Песталоцци
- один из основоположников социальной
педагогики как науки и практики.
Он одним из первых дал теоретическое
обоснование социальной педагогики,
выдвинув идею создания системы
помощи и поддержки социально-незащищенных
слоев населения, детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, основой которой является
не материальная благотворительность,
а привитие человеку знаний, умений
и навыков, необходимых в общественной
жизни, и воспитание в нем
стремления к самопомощи
Истоками формирования его
социально-педагогических взглядов ста
ли: семейное воспитание, социально-экономическая
обстановка в Швейцарии, учения известных
педагогов Европы — его предшественников,
таких как Я.А. Коменский и Ж.-Ж.
Руссо, а также его собственная
общественно-политическая и социально
педагогическая деятельность.
Социально-педагогическое наследие
И.Г. Песталоцци представляет совокупность
идей и опыта его практической
деятельности, оказавших существенное
влияние на развитие социальной педагогики
как науки и практики.
Важное место в социально-педагогическом
наследии И.Г. Песталоцци занимают проблемы
подготовки воспитателей детских учреждений,
под которой следует понимать
идеи и опыт швейцарского педагога,
отражающие основные этапы, содержание
и методику формирования воспитателя.
Социально-педагогическая деятельность
И.Г. Песталоцци строилась в соответствии
с требованиями принципов: природосообразности;
воспитывающего обучения; социальной
обусловленности воспитания ребенка;
самопомощи человека в социальном развитии;
индивидуального подхода к воспитаннику
и др.
Практическая деятельность
И.Г. Песталоцци и его социально
педагогические идеи оказали значительное
влияние на развитие различных направлений
подготовки воспитателей детских учреждений:
подготовку учите лей народных школ
и подготовку руководителей детских
воспитательных учреждений и педагогических
семинарий. Социально-педагогическое
наследие И.Г. Песталоцци существенно
повлияло на практическую деятельность
и теоретические взгляды многих
выдающихся педагогов, занимавшихся подготовкой
воспитателей детских учреждений. Последователи
И.Г. Песталоцци продолжали развивать
многие его идеи. В частности: И.Ф. Гербарт
продолжил разработку "метода" начального
обучения ребенка раннего возраста; Ф.В.А.
Фребель уделил значительное внимание
определению содержания игровой деятельности
с детьми младшего возраста; Ф.А.В. Дистервег
продолжил обоснование модели подготовки
учителей народных школ; К.Д. Ушинский
выявил основные пути повышения эффективности
подготовки воспитателей детских учреждений;
П.Ф. Каптерев расширил содержание "метода"
(в его широком и узком понимании).
Список использованной литературы
- В.З. Смирнов. История педагогики. Просвещение. 1965 г.
- М.В. Макаревич, И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Хрестоматия по истории педагогики. Издательство "Высшая школа". Минск. 1971 г.
- В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. Педагогическое наследие. Москва. "Педагогика" 1987 г.
- Духавнева А.В., Столяренко А.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2000.– 480с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ Сфера, 2001. 512 с. т
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. 336 с. 4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.2. М.: Педагогика, 1981. 416 с. 5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Авт. сост. Л.В. Мардахаев. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 368 с. 6. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред. В.А. Никитина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -272 с.
- Пинкевич А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. – М., 1927.
- http://www.verav.ru/common/message.php?table=calend&num=951
- http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html
- http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi02.html
- http://www.kalitva.ru/152952-zhizn-i-deyatelnost-pestalocci.html