Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:11, доклад

Описание

Задачи:
Изучить биографию Иоганна Генриха
Объяснить основные педагогические идеи Г.Песталоцци.

Содержание

Введение
Жизнь и деятельность Песталоцци

Педагогические принципы Песталоцци
Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования
Физическое и трудовое воспитание
Нравственное воспитание.
Создание частных методик начального обучения.

Роль матери и семьи в деле воспитания
Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Доклад, Курганбаевой Асель, география 22, Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци.docx

— 48.77 Кб (Скачать документ)

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой  отношения учителя к детям  строятся на основе его отеческой  любви к ним.

В школе сильно расширяется  круг социальных отношений ребенка, и задача учителя — организовать их на началах деятельной любви школьника  ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит  свою любовь на все человечество.

Песталоцци предпочитал  «живое чувство каждой добродетели  разговору о ней». Он настаивал  на том, что нравственное поведение  детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них  моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них  самообладания и выдержки, формируют  их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с  религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии  естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких  моральных чувств.

Отношение Песталоцци к нравственности и религии —  свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспитании у детей  протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей  народа.

 

 

 

 

Умственное образование.

 

Учение Песталоцци об умственном образовании богато и  содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование  с нравственным воспитанием и  выдвигает требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс  познания начинается с чувственных  восприятий, перерабатываемых затем  сознанием при помощи априорных  идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься  к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые  пробуждают в нем мысль и потребность  говорить.

У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем  мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать  из «беспорядочных — определенными, из определенных — ясными и из ясных  — очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его  умственные способности. Необходимо «интенсивно  повышать силы ума, а не только экстенсивно  обогащаться представлениями».

Такая широкая постановка вопроса о двустороннем характере  процесса обучения была во времена  Песталоцци исторически прогрессивной. Она не потеряла своего значения и  поныне. Но Песталоцци иногда искусственно разобщал эти тесно связанные  задачи и неправомерно выдвигал на первый план формальное развитие мышления ребенка.

Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился  посредством системы специально подобранных для каждой ступени  обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.

Стремясь упростить  и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем  измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится прежде всего к умению измерять, считать и владеть речью. Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему  начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию, сильно расширил учебный план начальной школы и создал новую методику обучения, которая помогает обогащать детей знаниями и развивать их умственные силы и способности.

Важнейшей основой  обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком  смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Песталоцци был  знаком только с некоторыми учебными книгами Коменского, но не с его  педагогической системой в целом. Это  дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь  назад и спрашиваю себя: что  же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я  прочно установил высший основной принцип  обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания». Но Песталоцци дал более глубокое психологическое  обоснование наглядности, чем это  было у Коменского.

Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным: в обучении может иметь место переход  как от части к целому, так и  от целого к части.

Обучение должно идти, по его мнению, в строгой  последовательности. Ребенку следует  давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить  развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по справедливому  утверждению Песталоцци, большим  пороком.

Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, всего  лучше развивается посредством  занятий, связанных с трудом и  практикой. В этом случае тотчас обнаруживаются всякие заблуждения, тогда как, наоборот, «при занятиях мнениями и книжными вопросами можно целую вечность пережевывать одни слова». Он считал, что  школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно  прививать им умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал  он, зависит возможность осуществления  того, чего требует развитой ум и  облагороженное сердце человека.

Умение действовать  развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке  нарастающей трудности — «от  навыка в крайне простых делах  к навыку в крайне сложных».

Песталоцци отводил  большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более  сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом  и считать, что все необходимое  для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными  силами, поэтому задача педагога, по его мнению, дать учащемуся соответствующий  материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том  случае, если учитель будет строить  все воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание частных методик начального обучения.

 

Исходя из своих  общих дидактических положений, Песталоцци создал основы частных методик  начального обучения.

Задачей преподавания родного языка Песталоцци считал развитие речи ребенка и обогащение его словарного запаса. Он отстаивал  звуковой метод обучения грамоте, что  было крайне важно в его время, когда еще господствовал буквослагательный  метод.

Песталоцци дал  ценные указания по увеличению словарного запаса детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и с сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии и истории. Однако на практике его уроки иногда сводились к формальным упражнениям  в составлении предложений, которые  содержали перечисление внешних  признаков предметов.

Путем утомительных и зачастую однообразных упражнений Песталоцци стремился развить в  детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления, выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама мысль о положительном  значении таких занятий верна, практическое же их выполнение часто носило формальный характер.

Для приобретения навыков  письма Песталоцци рекомендовал проводить  предварительные упражнения в изображении  прямых и кривых линий — элементов  букв. Обучение письму Песталоцци связывал с измерением предметов и рисованием, а также с развитием речи. Большое  внимание он уделял орфографической  правильности письма в первые годы обучения.

Для обучения измерению  Песталоцци предлагал брать сначала  прямую линию, а затем угол, квадрат, деление его на части (половина, четверть и т.д.). Воспитатель должен показывать детям и называть различные геометрические фигуры. Они наблюдают их, усваивают  их свойства и названия, учатся их измерять.

Результаты измерений  ребенок должен зарисовать. Эти упражнения являются основой для обучения его  письму.

Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основанной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод  изучения чисел начиная с элемента каждого целого числа — единицы. На основе наглядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совершенно ясное понимание  свойств и соотношений чисел. Многие арифметические понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети переходят затем к  десяткам.

Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал  на нем, принимая его за единицу, соотношения  частей и целого.

На основе этой идеи последователями Песталоцци был  введен в школьную практику так называемый арифметический ящик, используемый в  некоторых школах и в настоящее  время.

Песталоцци дал  ряд указаний по преподаванию географии. Он ведет здесь своих учеников от близкого к далекому, от наблюдений окружающей местности в натуре к  более сложным представлениям. Дети, знакомясь со школьным участком земли, со своей деревней, приобретают сначала  элементарные географические представления, которые затем постепенно расширяются, и в итоге они должны получить представления о всей земле. При  этом к начальным представлениям следует постоянно возвращаться при изучении далеких стран.

Песталоцци считал полезным соединение родиноведения  с начатками естествознания. Он рекомендовал лепить рельефы местности из глины, а уже затем переходить к карте.

 
Роль  матери и семьи в деле воспитания 
 
Мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, чего желает. Зная это, она может правильно, в соответствии с его природными особенностями, воспитывать малыша с младенчества. “Час рождения ребенка есть первый час его обучения”, — говорил Песталоцци. Он определил задачи, содержание, разработал методику первоначального воспитания в семье. Песталоцци полагал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, вести его к познанию окружающего мира. Семейное воспитание должно быть направлено на гармоническое развитие всех природных данных ребенка. 
 
Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института специальное пособие “Книгу матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить”. Считая, что первым объектом наблюдений ребенка должно быть его собственное тело, Песталоцци в этой книге показал, как с помощью специальных упражнений мать может научить своего ребенка сначала показывать и называть части тела, их количество, свойства, функции и т. д., а затем перейти к ознакомлению его с предметами, которые его окружают дома, в природе, в обществе. 
 
Очень ценным было стремление Песталоцци систематизировать круг первоначальных представлений ребенка, расположить их по возрастающей степени трудности и научить матерей постепенно и последовательно знакомить ребенка с его окружением, развивая на этой основе его умственные силы и способности. Однако “Книга матерей... перегружена излишними подробностями, а рекомендуемые Песталоцци упражнения скучны и утомительны. 
 
Видя в матери основного воспитателя ребенка, Песталоцци тем не менее для детей, которые не могут получить в семье надлежащего воспитания, предлагал организовать при школах специальные классы. Работа в них должна строиться по типу первоначального семейного воспитания и коренным образом отличаться от того словесного обучения, которое господствовало в обычных “школах для малолетних того времени. Организацией этих классов Песталоцци имел в виду осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием. 
 
Песталоцци — замечательный педагог-энтузиаст, посвятивший себя воспитанию детей трудящихся. Он глубоко сочувствовал угнетенному народу, но не мог найти правильных путей для облегчения его бедствий. Стремясь оказать действенную помощь крестьянам, он все силы отдал делу воспитания их детей. 
 
Педагогическая деятельность Песталоцци, его теория гармонического, природосообразного развития сил и способностей детей, его теория элементарного образования, соединения обучения с производительным трудом оказали огромное положительное влияние на дальнейшее развитие теории и практики общественного и семейного воспитания.

Актуальность  педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни.

И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто  обратил внимание на необходимость  организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, детей из низших классов  общества. Более двадцати лет швейцарский  педагог на практике осуществлял  подготовку таких воспитателей. В современном мире одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.

Научный и практический интерес к изучению наследия И.Г. Песталоцци в Европейских  странах не ослабевает на протяжении уже двух столетий. В современной  Швейцарии осуществляет свою деятельность Институт исследований истории воспитания и образования - "Песталоццианум", который изучает педагогическое наследие И.Г. Песталоцци. "Песталоццианум" занимается подготовкой полного  собрания сочинений и корреспонденции  швейцарского педагога. На сегодняшний  день оно насчитывает 43 тома (29 томов  сочинений и 14 томов писем), и процесс  его подготовки продолжается.

В то же время, как отмечает французский  исследователь М. Сетар, несмотря на то, что имя И.Г. Песталоцци очень  часто упоминается европейскими исследователями, "его работы читают очень редко, а его деятельность и наследие все еще чрезвычайно  малоизвестны".

В России и Советском Союзе изучение наследия И.Г. Песталоцци также вызывало интерес, однако количество работ, посвященных  жизни и деятельности швейцарского педагога, было не столь велико, как  в Европе. В то же время в период с 40-х до начала 90-х годов XX века наследие И.Г. Песталоцци рассматривалось достаточно односторонне. Как отмечала В.А. Ротенберг, перед исследователями-марксистами  стояла ответственная задача: опровергнуть концепции буржуазных ученых, восстановив "историческую правду о Песталоцци, оградив его наследие от ненаучной, тенденциозной трактовки, которая  по существу сводится к его фальсификации". Следует констатировать практически  полное отсутствие отечественных диссертационных  исследований, направленных на изучение и анализ наследия И.Г. Песталоцци. По данным Н.И. Загузова, на сегодняшний  день имеется лишь одна докторская диссертация В.А. Ротенберг "И.Г. Песталоцци, его деятельность и педагогическая теория" (1965 г), представленная в виде научного доклада об опубликованных работах. Кандидатских диссертаций  не выявлено.

Информация о работе Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци