Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:45, реферат
Особенность композиции «Педагогической поэмы» заключается в том, что каждая из трёх её частей делится на главы-эпизоды. Чаще всего эти главы не связаны друг с другом единым сюжетом. Каждый эпизод книги драматичен по своей сущности, это эпизод-конфликт, в основе которого лежит та или иная проблема жизни коллектива. Эти проблемы и конфликты придают «Поэме» внутреннюю цельность.
Три части «Поэмы» отличаются одна от другой не только своим сюжетом и своими конфликтами, но и особым эмоциональным звучанием. В первой, где «неопытный и даже ошибающийся» руководитель создает коллектив из людей «заблудших и отсталых», эмоция руководителя, его напряженные душевные переживания очень резко контрастируют с безразличием, равнодушием, инертностью колонистов. А потом и жизнь воспитанников начинает наполняться новым эмоциональным содержанием.
Во второй части книги – сложившийся коллектив, переживающий, однако, самый трудный момент в своем развитии. Теперь глубокие – то радостные, то тревожные – впечатления объединяют и руководителя и колонистов. Коллектив, растущий идейно и нравственно, чувствует и воспринимает жизнь тоньше, острее, богаче и многообразнее.
Целеустремленное волевое напряжение, которым живет весь коллектив в третьей части книги, убеждение в своей нравственной правоте, сознание значительности той борьбы, которую он теперь ведет, по-особому окрашивает его эмоциональную жизнь. Это энтузиазм борьбы, одновременно суровый и ликующий; это высокая культура чувства, присущая человеку, когда он уже умеет смотреть в лицо разнообразным трудностям жизни, когда он, стоя плечом к плечу со своими друзьями и единомышленниками, уверен в своей способности выйти из борьбы победителем.
На первый взгляд может показаться, будто образы людей старшего поколения занимают в «Педагогической поэме» второстепенное, подчиненное место, поскольку первый план властно занят молодежным коллективом. Реально дело обстоит не совсем так. В развитии решающих событий книги, в развязывании самых сложных ее конфликтов люди старшего поколения почти всегда принимают непосредственное участие и играют важную, а часто и ведущую роль.
Разумеется, фигура руководителя коллектива возвышается над своим окружением, но было бы неверно видеть во главе колонны горьковцев только ее одну. Между тем о таких лицах и фигурах, как Калина Иванович, Шере, Черненко, Халабуда, Силантий Отченаш, Бокова, критика всегда говорила мимоходом и вскользь, чаще всего тогда, когда требовалось сказать о присущем Макаренко мастерстве портретной живописи, мастерстве красочной, колоритной характеристики.
При этом обычно ссылаются на действительно яркое описание внешнего облика Калины Ивановича: «Представьте себе врубелевского «Пана», совершенно уже облысевшего, только с небольшими остатками волос над ушами. Сбрейте Пану бороду, а усы подстригите по-архиерейски. В зубы дайте ему трубку. Это будет уже не Пан, а Калина Иванович Сердюк».
Ссылаются при этом и на характеристику агронома Шере, который при своем появлении в колонии был «существом, положительно непонятным для непривычного колонистского взора». Говоря о Калине Ивановиче, Макаренко не забывает напомнить про трубку под усами. В Шере его привлекает другая «деталь» — длинные ноги: «Просыпается колония, а Эдуард Николаевич уже меряет поле длинными, немного нескладными, как у породистого молодого пса, ногами... Днем Шере одновременно можно было видеть и на конюшне, и на постройке оранжереи, и на дороге в город, и на развозке навоза в поле; по крайней мере у всех было впечатление, что все это происходит в одно и то же время, так быстро переносили Шере его замечательные ноги».
Эти и многие другие характеристики действительно сделаны с большим мастерством. Однако за этим мастерством, воздавая ему должное, надо видеть большую идею Макаренко, которой подчинены все эти колоритные, сочные, яркие изображения. Конечно, фигуры людей старшего поколения выступают в «Поэме» как фигуры эпизодические. Но ведь в этой книге все персонажи, за исключением руководителя коллектива, действуют эпизодически, то есть выдвигаются на первый план повествования в одной-двух сценах. Потом они отступают на второй план, а иногда вообще очень надолго исчезают из поля зрения повествователя, как бы растворяясь в коллективе, который, по существу, является единственным не эпизодическим героем повествования.
И если, например,
очень колоритно
Шере, Калина Иванович или Силантий Отченаш — не персонажи книги, а ее герои. Эти лица имеют в идейно-художественной концепции книги не меньшее, а иногда и большее значение, чем образы тех или иных колонистов. Галерея людей старшего поколения, то и дело вступающих на страницы «Поэмы», чтобы сказать свое веское слово и оказать существенное воздействие на весь ход событий, весьма обширна и разнообразна.
Среди образов старшего есть несколько фигур наиболее колоритных, вокруг которых можно сгруппировать почти всех остальных по принципу внутренней близости или контраста.
Принцип противопоставления, принцип контраста находит в «Педагогической поэме» яркое выражение. В «Педагогической поэме» контрастирующие фигуры связаны друг с другом по- разному: в ряде случаев они прямо сталкиваются, в других – даже не встречаясь лицом к лицу, они все же активно и подчас яростно борются друг с другом, как носители разных, несовместимых жизненных принципов.
Один из наиболее разительных контрастов в галерее людей старшего поколения, нарисованных Макаренко, составляет контраст между агрономом Шере и неким печником Артемием, случайно забредшим в колонию. В данном случае контрастирующие фигуры сопоставлены повествовательно, а не драматически, ни в какие непосредственные взаимоотношения, а тем более в какие-либо конфликты, Шере и печник не вступают. Они не встречаются друг с другом на страницах книги. Тем не менее «сопряжение» этих фигур имеет огромное значение для идеи «Поэмы».
У печника Артемия «занятная» наружность, он сыплет прибаутками, то и дело вспоминает свою молодость. По его словам выходит, что на свете не найти печника, равного ему. Когда ему поручают сложить утермарковскую печку, он начинает работу широковещательными и торжественными разговорами, вспоминая все хорошие печки, сложенные им, и все плохие, сложенные другими. Но печка, сложенная Артемием, сначала постояла, выпирая во все стороны кривыми боками, а затем на глазах всей колонии рухнула, прыгающим кирпичом скрыла колонистов друг от друга, но не могла заглушить взрывов хохота, стонов и визга. «Артемия прогнали, — пишет Макаренко, — но его имя надолго сделалось в колонии синонимом ничего не знающего хвастуна и «партача». Говорили:
Артемию, который, можно сказать, «возглавляет» в «Поэме» изрядную группу персонажей, несостоятельных, прежде всего, профессионально, противопоставлен агроном Шере – немногословный, работоспособный, влюбленный в свое дело и знающий его до тонкостей.
Макаренко, характеризуя агронома, смотрит на него глазами колонистов и говорит от их имени: «Шере в глазах колонистов меньше всего был Артемием, и поэтому в колонии его сопровождало всеобщее признание». Ребят увлекает в наибольшей степени, замечает в этой же связи Макаренко, то, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянная готовность к работе и полное отсутствие фразы. Если вы блещете знаниями и работой, ребята всегда будут на вашей стороне, независимо от того, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.
У ребят, говорит Макаренко, люди, не знающие своего дела, творцы брака и «пшика», никогда ничего не заслуживают, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающего. Автор «Поэмы» вполне согласен со своими ребятами. Реальный труд или его имитация (включая имитацию ловкую и способную ввести в заблуждение), подлинное знание дела и преданность ему или симуляция этой преданности при внутреннем равнодушии к делу – вот те качества, которые являются и для ребят и для Макаренко важнейшими критериями при подходе к человеку и оценке его. Диапазон его отношений к бездельникам и дармоедам тоже колеблется от презрения снисходительного до презрения уничтожающего.
Макаренко придавал особое значение концовкам глав «Поэмы», они несут у него огромный идейно-художественный заряд.
А.С. Макаренко - не просто создатель новаторской теории и технологии воспитания. Он творчески разрабатывает предмет, методологию и задачи педагогики в целом, где ведущее значение придается процессу «собственно воспитания», в его коренном отличии от обучения, при неразрывной связи с ним.
Характерная особенность его педагогики - решительная установка на «созидание личности», активно-творческое преобразование мира и человека в соответствии с объективными закономерностями их развития. Следование природе человека, ее общее и индивидуальное развитие здесь неотделимы от укрепления и обогащения социальной сущности личности.
А.С. Макаренко делал важные для общей педагогики выводы на основе своего опыта работы не в обычной, «нормальной» школе, а в учреждении для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, в условиях интернатного учреждения, - только еще раз подтверждает закономерность: «прорывы» педагогики в новое качество совершаются именно с выходом за пределы обычной практики, обнажая ее ограниченность, необходимость коренных изменений.
Преодолевая это жесткое разграничение, он отстаивал в педагогике первостепенное значение проблем: воспитание и жизнь, среда и воспитание, школа и общество, взаимодействие социально-культурных и педагогических явлений, процессов социализации и воспитания. Ему удалось внести убедительные аргументы в решение коренных проблем педагогики: общественно-экономические и природно-наследственные основы воспитания, связь коллективности и индивидуально-личностных начал, внешних и внутренних предпосылок воспитания и развития личности, взаимообусловленность материально-практической и духовной основ педагогического процесса. Он вывел педагогику и воспитание на решение проблемы преемственности поколений, их взаимодействия и закономерной смены в общественном развитии.
На этой базе А.С. Макаренко в едином комплексе представил основные категории педагогики: воспитание, социализация, обучение, развитие.
Работа А.С. Макаренко в педагогике согласуется с главным аспектом в современном понимании системы: она немыслима без неразрывной связи с жизнью, средой, во взаимодействии с которой выделяется и образуется данная целостность. Он - продолжатель и творец жизненно-ориентированной, социальной педагогики, основанной на приоритете социально-культурного фактора в становлении и развитии личности, ее общих свойств и индивидуально-личностных качеств.
Вторая яркая особенность макаренковского творчества, уникальный факт в истории педагогики и огромный потенциал дальнейшего освоения трудов и опыта А.С. Макаренко - органическая взаимосвязь трех направлений его деятельности: как педагога-практика, мыслителя и писателя, художника слова.
Социально-педагогическое содержание «Педагогической поэмы» хорошо просматривается сквозь призму списка ее персонажей (с указаниями в большинстве случаев на реальных лиц, прототипы), составленного А.С. Макаренко при работе над 2-й и 3-й частями произведения.
По его книге «Педагогическая поэма» поставлен одноименный художественный фильм.
Список использованной литературы:
Приложение
СТРУКТУРА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ»
Часть первая