Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:51, реферат

Описание

Методика Монтессори - это система обучения детей, а также философия обучения в школах и детских садах. Итальянский врач и педагог Мария Монтессори ( 1870-1952 ) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

Содержание

1.СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ М. МОНТЕССОРИ…………………………………3
1.1. История создания системы обучения М. Монтессори………………….….3
1.2. Психологические основы системы обучения по системе М. Монессори...3
1.3. Различие системы обучения по системе М. Монтессори и традиционном обучении……………………………………………………………………….…..4
1.4. Педагогические принципы построения обучения в системе М. Монтессори…………………………………………………………………….4
1.5. Требования к личности педагога, работающего в системе М. Монтессори…………………………………………………………………….5
2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………..…8
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ» И «ОБУЧЕНИЕ»………..…..11
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЦИЯ…………………………………...……12
5. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО «МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ»……………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….14

Работа состоит из  1 файл

Педагогическая психология.docx

— 32.53 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

1.СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ М. МОНТЕССОРИ…………………………………3

1.1. История создания системы обучения М. Монтессори………………….….3

1.2. Психологические основы системы обучения по системе М. Монессори...3

1.3. Различие системы обучения по системе М. Монтессори и традиционном обучении……………………………………………………………………….…..4

1.4. Педагогические принципы построения обучения в системе М. Монтессори…………………………………………………………………….4

1.5. Требования к личности педагога, работающего в системе М. Монтессори…………………………………………………………………….5

2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………..…8

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ» И «ОБУЧЕНИЕ»………..…..11

4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЦИЯ…………………………………...……12

5. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО «МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ»……………………………………………………………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….14

1.СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ М. МОНТЕССОРИ.

1.1. История создания системы обучения М. Монтессори.

Методика Монтессори - это система обучения детей, а также философия обучения в школах и детских садах. Итальянский врач и педагог Мария Монтессори ( 1870-1952 ) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

1.2. Психологические основы системы обучения по системе М. Монессори.

Методика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, заключающийся в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя свои внутренние потенциалы. Для этого М. Монтессори разработала особую развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка, что и положила в основу своей методики. В методике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего. Методика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

1.3. Различие системы обучения по системе М. Монтессори и традиционном обучении.

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

Второе – роль учителя. Главное  место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

1.4. Педагогические принципы построения обучения в системе М. Монтессори.

Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном процессе с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном  процессе принижается. На самом деле, вопреки бытующим в отечественной  педагогике представлениям, «помощь, которую  должна оказать учительница, состоит  в том, чтобы представить ребенку  материал, чтобы показать, как его  используют, как с ним работают». Педагог всегда показывает ребенку  рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале. Еще одним важным принципом педагогики М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции. Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития).

Монтессори считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и недостаточно продуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей (тем самым не всегда в затруднительной для ребенка ситуации требуется помощь педагога). Они подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других Фаусек Ю.И. «Педагогика Марии Монтессори». М.: Генезис, 2007.- 368с..

Хотелось бы отметить, что суть системы Монтессори - это система свободного воспитания.

1.5. Требования к личности педагога, работающего в системе М. Монтессори.

В настоящее время школы и  детские сады Монтессори существуют в 68 регионах России. Только в Москве насчитывается более 50 детских садов, где работают подобные группы. Несмотря на то, что ребенок может быть принят в садик или школу Монтессори в любом возрасте и с любым уровнем подготовки, председатель Общероссийского профессионального союза Ассоциации Монтессори-педагогов России Елена Апраксина считает, что наиболее полноценное образование и воспитание получает ребенок, поступивший в садик Монтессори в 3-летнем возрасте и впоследствии продолживший обучение в такой же школе.

Общероссийский профессиональный союз Ассоциации Монтессори - педагогов России проводит регулярные семинары и «круглые столы» для педагогов и родителей. Он снабжает их необходимыми дидактическими материалами и литературой. Кстати, о пособиях и дидактических материалах: закупаются они в Голландии, Италии и Германии. Поскольку некоторые из них непригодны для российских ребятишек, НПО «Монтессори» (г. Омск) наладило выпуск адаптированных аналогов. Качество не уступает зарубежному, цена - в 2,5 раза ниже, и ребятишки охотно работают с ними.

Сегодня в России действуют только садики и начальные школы Монтессори. Средних школ Монтессори еще нет. Но это - вопрос времени. Пока же можно сказать, что эксперимент по внедрению методики Монтессори в России проходит вполне успешно.

На основании вышеизложенного, следует отметить, что теория Монтессори соответствует требованиям современности - подготовить людей, мыслящих свободно, неординарно, владеющих способами решения разнообразных задач, действующих логично и самостоятельно.

На современном этапе элементы педагогической теории Монтессори находят свое применение в практике дошкольных учреждений, начальной школы, в психодиагностике и обоснование своей эффективности в исследованиях по специальной педагогике. Так, монтессориевские материалы «Розовая башня», «Цилиндры-вкладыши», «Красные штанги», «Цветные цилиндры» и другие были использованы И.В. Чумаковой в процессе изучения проблемы количественных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта. А.А. Катаева (Венгер) и Е.А. Стребелева (1988) также занимались изучением потенциальных возможностей монтессориевских материалов при обучении умственно отсталых детей.

Анализ работ М. Монтессори, а также современной литературы о ней и ее наследии позволил сформировать основные положения ее гуманистической концепции:

- каждый ребенок изначально обладает потенциалом саморазвития, заключающийся в дальнейшей реализации в условиях универсальнойпедагогической среды;

- потенциал каждого неповторим, и, следовательно, недопустимо деление на «нормальных» и «ненормальных»; в условиях гуманного отношения к личности «особенные» дети тоже получают возможность по-своему полноценно проявить себя;

- поведение ребенка не может быть равнозначным его сущности; судить допустимо лишь деяния, а не личность;

- максимальное духовное самораскрытие и есть смысл человеческого бытия; вовлекая в себя души педагогов и воспитанников, этот процесс обоюден и бесконечен.

В настоящее время нет оснований  говорить о выраженном дефиците информации о Монтессори и ее теории, но недостаточность достоверных научных сведений по данной проблематике все еще имеет место. Не вызывает сомнений, что наиболее известной частью теории является дидактический материал, эффективность которого была доказана временем. Этот факт приводит практиков в области психодиагностики, дошкольного и начального школьного образования к заимствованию монтессориевских разработок. Случается и так, что иногда заимствование происходит даже без ссылок на ее авторство. Ознакомление же с оригинальной педагогикой Монтессори, с историческим наследием ученых, изучавших ее творчество, могло бы, с нашей точки зрения, предотвратить подобные явления Евгения Харламова. Эксперимент завершается успешно. В России возрождается обучение по методике Марии Монтессори.

2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Создание нового отношения человека к природе - эадача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения  к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это  предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и  охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к  человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано  с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов  природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной  научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение  отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается  по мере решения в единстве следующих  задач:

образовательных - формирование системы  знаний об экологических проблемах  современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и  деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению  окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических  ситуаций), эмоционального (отношение  к природе как к универсальной  ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается  единственным сознательным компонентом  всех экосистем); экологии человека (науки  о системных связях человека с  окружающей средой).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально  отличающихся от господствующих.

С традиционной точки зрения мир  существует для человека, который  выступает мерой всех вещей, мерой  же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение  к природе.

В противовес новая система ценностей  исходит из понимания

уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы

подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный  состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать  в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и  концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его  обитания; происхождение, эволюцию и  организацию природных систем как  объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Информация о работе Педагогическая психология