Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:04, контрольная работа
Специальное направление в педагогической науке -- педагогические технологии обучения- появилось в шестидесятых годах прошлого столетия. Зародилось оно в США и Англии, а со временем получило свое распространение и в других странах. Появление этого понятия и исследовательского направления в педагогике- не простая случайность. Изначально, когда в западных странах в учебный процесс начали внедрять технику, педагогические технологии обучения связывали с техническими средствами обучения.
Введение.
Специальное направление в педагогической науке -- педагогические технологии обучения- появилось в шестидесятых годах прошлого столетия. Зародилось оно в США и Англии, а со временем получило свое распространение и в других странах. Появление этого понятия и исследовательского направления в педагогике- не простая случайность. Изначально, когда в западных странах в учебный процесс начали внедрять технику, педагогические технологии обучения связывали с техническими средствами обучения. Позже из понятия «технология обучения» родился термин «педагогические технологии», суть которого состоит в содержательной технике учебного и воспитательного процессов. Сегодня понятие «педагогические технологии обучения» включает в себя совокупные знания о средствах и способах организации и проведения учебного и воспитательного процессов. Также педагогические технологии можно охарактеризовать как вид обучения, который научно обоснован и организован таким образом, чтобы в конечном результате достичь выполнимой реально, конкретной цели в образовании, развитии и воспитании обучающегося. Приступая к разработке технологий обучения, можно спрогнозировать как деятельность преподавателя, так и учащегося. При этом ТСО могут использоваться, а могут и не применяться.
Сам термин «педагогические технологии обучения» имеет два значения:
1) методы, способы обработки, подачи, изменения информации, предусмотренной для обучения;
2) наука, изучающая способы воздействия обучающего на своих воспитанников в ходе процесса обучения, который проводится с использованием технических и информационных средств.
Таким образом,
составляющие технологии обучения –
средства, содержание и методы- взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Мастерство педагога-преподавателя
и определяется тем, насколько точно он
спланировал содержание учебного материала,
применил эффективные методы, использовал
средства обучения в соответствии с поставленными
педагогическими задачами.
Суть технологий.
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трех аспектах:
Таким образом,
педагогическая технология функционирует
и в качестве науки, исследующей
наиболее рациональные пути обучения,
и в качестве системы способов,
принципов и регулятивов, применяемых
в обучении, и в качестве реального процесса
обучения. Любая педагогическая технология
основывается на том или ином философском
фундаменте. Философские положения выступают
как наиболее общие регулятивы, входящие
в состав методологического обеспечения
образовательной технологии. Философские
позиции достаточно определенно прослеживаются
в содержании образования, в содержании
отдельных дисциплин. Однако часто в их
идеологической направленности нет единства,
поэтому содержание школьного образования
не дает целостной картины мира, не имеет
общей философской основы. Такой эклектичностью
отличается содержание современного российского
школьного образования. Труднее обнаружить
философскую основу в методах и средствах
обучения. Одни и те же методы могут применяться
в технологиях, совершенно противоположных
по идеологии. Поэтому технология может
быть гибкой, приспосабливающейся к той
или другой философской основе (например,
игра).
Из великого
множества философских
Источниками педагогической
технологии являются достижения педагогической,
психологической и социальных наук,
передовой педагогический опыт, народная
педагогика, все лучшее, что накоплено
в отечественной и зарубежной
педагогике прошлых лет.Для успешного
функционирования педагогической системы
нужна тщательно продуманная "отладка"
всех ее составляющих. Любая современная
педагогическая технология представляет
собой синтез достижений педагогической
науки и практики, сочетание традиционных
элементов прошлого опыта и того, что рождено
социальным прогрессом, гуманизацией
и демократизацией общества. Одна и та
же технология в руках разных исполнителей
может каждый раз выглядеть по-иному: здесь
неизбежно присутствие личностной компоненты
мастера, особенностей контингента учащихся,
их общего настроения и психологического
климата в классе. Результаты, достигнутые
разными педагогами, использующими одну
и ту же технологию, будут различными,
однако близкими к некоему среднему индексу,
характеризующему рассматриваемую технологию.
То есть педагогическая технология опосредуется
свойствами личности, но не определяется
ими. Понятие "педагогическая технология"
шире, чем понятие "методика обучения".
Технология отвечает на вопрос - как наилучшим
образом достичь целей облучения, управления
этим процессом. Технология направлена
на последовательное воплощение на практике
заранее спланированного процесса обучения.
Проектирование педагогической технологии
предполагает выбор оптимальной для конкретных
условии системы педагогических технологий.
Оно требует изучения индивидуальных
особенностей личности и отбора видов
деятельности, адекватных возрастному
этапу развития обучающихся и уровню их
подготовленности.
Классификация педагогических технологий.
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единствеиный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
В практике обычно выступают различные комбинации этих "монодидактических" систем, самыми распространенными из которых являются: