Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:04, контрольная работа
Специальное направление в педагогической науке -- педагогические технологии обучения- появилось в шестидесятых годах прошлого столетия. Зародилось оно в США и Англии, а со временем получило свое распространение и в других странах. Появление этого понятия и исследовательского направления в педагогике- не простая случайность. Изначально, когда в западных странах в учебный процесс начали внедрять технику, педагогические технологии обучения связывали с техническими средствами обучения.
Гибкость мышления предполагает целесообразную изменчивость, которая отвечает меняющимся условиям анализируемых ситуаций, а инертность, наоборот, связана с необоснованной задержкой на том, что уже не отвечает изменившимся условиям. Для успешного овладения новыми знаниями и оперирования ими важно не только выделить требуемые ситуацией существенные признаки, но и, удерживая в уме всю их совокупность, действовать в соответствии с этими признаками, не поддаваясь на "провоцирующее" влияние случайных черт, которые могут увести в сторону с правильного пути и повлечь за собой ошибочные решения. В этом проявляется устойчивость ума, которая позволяет человеку мысленно решать задачи, удерживая в памяти целый ряд их признаков. Очень ярко это качество проявляется при решении задач на классификацию, когда надо разделить предложенную совокупность предметов (картинок, слов) на группы по нескольким признакам. Осознанность мыслительной деятельности - качество ума, которое обнаруживает себя в возможности выразить в слове как ее продукт, результат - существенные признаки вновь сформированного понятия, закономерности и др., так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был получен. Самостоятельность ума проявляется в активном поиске новых знаний, новых путей решения задач, в особой легкости восприятия помощи там, где человек сам не может найти решение, в учете ошибок. На высоком уровне проявления этого качества ума человек ищет не только правильное, но и оптимальное решение, без внешней стимуляции выходя за рамки непосредственно поставленной задачи. Такой высокий уровень мышления Д. Б. Богоявленская назвала креативностью. Суммарным количественным показателем обучаемости может служить экономичность мышления. Она измеряется количеством конкретного материала, на основе анализа которого достигается решение проблемы, количеством шагов к самостоятельному решению или "порций" помощи, при которой решение может быть достигнуто, или временем, затраченным на "открытие" новых знаний. Ориентировочная оценка экономичности мышления, вполне достаточная для индивидуализации обучения, может быть получена любым учителем на основе довольно простого коллективного эксперимента. До его проведения необходимо выяснить, имеется ли у каждого школьника тот минимум знаний и навыков, который необходим для понимания нового материала, и организовать работу с классом, которая бы обеспечила наличие этих знаний. Уровень знаний, достигнутый каждым учеником при едином для всех объяснении нового материала (и опоре на необходимый минимум знаний), служит показателем экономичности мышления ("темпом продвижения").
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
Под влиянием возрастающих
требований к школьному образованию
советские психологи еще четыре
десятилетия назад начали исследовать
"зону ближайшего развития" детей.
Была поставлена задача выяснить, каковы
возможности мышления детей, если так
изменить содержание и методы обучения,
чтобы они активизировали развитие отвлеченного,
абстрактно-теоретического мышления.
Эксперименты блестяще подтвердили гипотезу
о том, что дети гораздо способнее, чем
считалось ранее. Оказалось, что первоклассники
могут оперировать отвлеченными символами,
решать задачи на основе формул, овладевать
грамматическими понятиями. Аналогичные
данные были получены и за рубежом. Известный
психолог Дж. Брунер, увлеченный успехами
экспериментов, даже сформулировал крайнюю
точку зрения, противоположную господствовавшим
ранее представлениям о весьма ограниченных
возможностях интеллекта детей. Он писал,
что любому ребенку на любой стадии его
развития доступны любые знания при адекватных
методах их преподнесения. Конечно, возможности
детей не безграничны. Но исследования
показали, что при соответствующей организации
учебной деятельности они могут быть реализованы
в большей мере, чем при ранее существовавшей
системе обучения. Так, коллектив, руководимый В.
В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным, доказал
возможность формировать уже в младшем
школьном возрасте элементы теоретического
мышления, повысить его удельный вес в
познавательной деятельности детей, идти
в обучении от "абстрактного к конкретному". Решение
проблемы нередко происходит интуитивно,
и в этом процессе существенную роль играет
и практическое, и образное мышление, непосредственно
связанные с чувственной опорой. Решение
педагогической задачи в словесном плане,
на основе теоретических рассуждений
должно осуществляться постепенно, звено
за звеном. Человеку невозможно при этом
охватить все необходимые звенья, что
затрудняет установление взаимосвязи
между ними. Включение в данный процесс
наглядно-образного мышления дает возможность
сразу, "одним взглядом" охватить
все входящие в проблемную ситуацию компоненты,
а практические действия позволяют установить
взаимосвязь между ними, раскрыть динамику
исследуемого явления и тем самым облегчают
поиск решения. Преобладание практических,
образных или понятийных видов мыслительной
деятельности определяется не только
спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными
особенностями самих детей. Вот почему
одним из важных принципов развивающего
обучения является оптимальное (отвечающее
целям обучения и психическим особенностям
ребенка) развитие разных видов мыслительной
деятельности: абстрактно-теоретического,
и наглядно-образного, и наглядно-действенного,
практического мышления. Учебная деятельность
требует владения разными приемами создания
образов, на разном материале (на основе
описательного текста, чертежей, картин).
Приемы учебной работы могут иметь разную
степень сложности, что связано с разной
степенью их обобщенности. Овладение приемами
учебной работы служит основой, на которой
у детей формируются учебные умения и
навыки. Умение и прием не тождественны
друг другу Если школьник формирует свое
умение без предварительного овладения
рациональным приемом, то он нередко овладевает
неправильным умением.
Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
Следует подчеркнуть,
что любые педагогические инновации,
в том числе и технологии развивающего
обучения, должны базироваться на результатах
предварительной психолого-
Разработка развивающих технологий обучения требует прежде всего ответа на два вопроса:
Ответы на второй
вопрос - технологические основы развивающего
обучения, определяющие то, как должен
быть организован учебный процесс
для наиболее эффективного получения
нужного результата.
Заключение.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
-разбудить активность детей;
-вооружить их
оптимальными способами
-подвести эту
деятельность к процессу
-опираться на
самостоятельность, активность
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений. Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития. Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности. Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
Использованная литература:
1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. Москва, 2002 г.
2. Пидкасистый П. И. Педагогика. Москва, 1998 г.
3. Гульчевская В. Г. Субъективные факторы эффективности педагогической технологии. Москва, 2009 г.
4. Цибульникова В. Е. Управление образовательными системами. Москва, 2009 г.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во Университетское, 1990 г.